Все, что происходит с городом и его народом, остается не только в летописи, но и в жизни, в культуре поселения. Нижний Новгород — город красивый, богатый на исторические события и, конечно, сохранивший огромное количество легенд. Собрала их в одной книге этнограф Лидия Сенюткина. GiperNN публикует с разрешения автора отрывки из «Городских легенд Нижнего Новгорода».
Коромыслова башня и легенда об Алене
Алена, как считается, была женой посадского человека (посад — дома под Кремлем, ближе к реке, чаще всего там селились купцы), и погибла во время осады города врагами, после чего была похоронена под Коромысловой башней. Мотив столь странного, необычного погребения понимается в разных вариантах легенды по-разному: от ритуального убийства, до в высшей степени почтительных похорон всенародной героини.
В первом варианте она была убита, так как новая башня ни за что не хотела стоять без жертвы, а Алена попалась под руку строителям, когда вышла за водой к речке Почайне с коромыслом на плечах. Они как раз закончили строить и ждали первого появившегося рядом существа. Им было очень жалко несчастную женщину, но древний обычай был сильнее их.
Во втором варианте Алена так же вышла по воду и была атакована врагами, осаждавшими город, то ли Монголо-татарами, то ли Печенегами. Многих из них она сумела одолеть, но в конце все же погибла. Враги отступили, резонно испугавшись — раз в городе такие женщины, какие же там мужчины? Коромысло — оружие героини, было похоронено с ней и дало название новой башне.
Тайницкая башня
Тайницкая башня названа так потому, что скрывает в себе тайник. А вот какой именно, на этот счет есть различные мнения. По «официальной» версии, зафиксированной во всех памятных сувенирных брошюрках, Тайницкая башня зовется так из-за тайного хода, ведущего прочь из кремля в сторону Лыковой дамбы, сооруженного на случай осады.
Последние его остатки были обнаружены в конце 80-х годов XIX века, но в народной истории есть иное толкование названия Тайницкая. Якобы, под ней до сих пор закопан тайник, а его содержание варьируется от банального золота до легендарной библиотеки Ивана Грозного, которую он укрыл здесь, когда шел на Казань.
Дом Актера
Этот дом также имеет свою легенду, правда, редко покидающую границы здания. Она гласит, что на Малую Сцену периодически выбегает призрачный кот, появляющийся из ниоткуда и туда же пропадающий. Часто это происходит во время спектаклей, сильно удивляя и смущая публику и актеров. История этого нереального животного впервые была напечатана в одной из театральных газет, так сказать «для внутреннего пользования», поэтому не очень известна. Зато любой нижегородец или гость города может легко убедиться в ее реальности, посетив театр С.Т.Д. несколько раз.
А совсем рядом, на пересечении Пискунова и Большой Покровской, находится один из самых интересных памятников Нижнего — Веселая Коза, символ капустников, проходящих в Дома Актера. Ее несколько раз крали и сдавали на лом, ну, в этом, пожалуй, мистики никакой нет.
Театральная площадь
А вот площадь перед Драматическим театром, на которой и стоит Коза, имеет далеко не такую веселую и добрую славу. Это место не имеет никаких выраженных, осознанных легенд, но никакие сооружения не могут там удержаться. Например, ресторан Москва, когда-то там располагавшийся, уже не существует, а в подвалах домов, окружающих театр и площадь, регулярно слышат скрипы и непонятные шорохи, видят тени. Люди говорят, что это неупокоенные души обиженные, что место их захоронения больше не почитается, не является церковным кладбищем, как раньше.
Театральная лестница
На самом деле, это удивительное сооружение, столь же помпезное, сколь и бесполезное. Лестница эта ведет в никуда, по сути, по ней можно спуститься лишь на узкий тротуар, который сложно назвать прогулочным. В связи с этим родилась легенда, что лестницу построили к приезду царя Николая II, специально, чтобы он мог разок прогуляться после посещения театра — вверх-вниз пройтись.
На самом же деле, император, да и никто из его семьи, не мог гулять по этой лестнице, так как она была построена в 1945–1946 годах. Тем не менее, на «темной стороне» она занимает почетное место. Часто говорят, что ночами, особенно в полнолуние, можно услышать, а если не очень повезет и увидеть, как из оврага по лестнице поднимаются всяческие нечистые духи, будто приличные люди, степенно идущие в театр или на светское мероприятие. Обычно те, кто рассказывал эту легенду, описывали это явление как темноту «вползающую» по лестнице вверх, и движущуюся к театру. В ней нельзя различить отдельных фигур, только ощущение толпы веселых и принаряженных существ имеющих отдаленно человеческий облик.
Возможно, такие ассоциации вызваны тем, что там раньше любили собираться рокеры, панки и прочие неформалы Нижнего, видимо, сумевшие несколько испугать и смутить впечатлительных граждан, считающих всю молодежь в косухах сатанистами.
Поликлиника № 38
Напротив строительного университета стоит 38 поликлиника, дом 78 по Ильинке, а раньше в здании располагался приют. Он назывался Первым детским и действительно был открыт первым в городе. Конечно, о сиротах заботились и раньше, но чаще при монастырях в богадельнях, а этот был «светским» и построенным на деньги купцов в 1847 году. Позже несколько раз переделывался и расширялся, потому что по сути это была школа для подготовки в ремесленное училище, рабочих рук нужно было все больше, и детишек туда набирали массово.
В советское время здание было отдано поликлинике и с тех пор стали замечать странные явления — тени, голоса, фигуры в темноте. Кстати, вся улица Ильинская часто остается без света, он выключается и включается неожиданно и никто не может объяснить, почему это происходит.
Дома № 34 по улице Пушкина
Самым страшными «домами на костях» можно считать дома No34 (их несколько — от, а до г) по улице Пушкина, еще в народе называемые «домами самоубийц». Дело в том, что они стоят на месте старообрядческого скита, построенного в 70-х годах XIX века Николаем Александровичем Бугровым для своих единоверцев. Там же было и большое кладбище, единственное в городе, где хоронили староверов. Не сохранилось ни одной фотографии этого скита, только его стен, единственно уцелевших за все годы.
Его территория была застроена почти сразу после революции, там сначала построили бараки, а потом стали возводить жилые дома. Говорят, во время стройки там огромными кучами выворачивали из земли кости, а детям запрещали гулять около стройплощадки, потому что там постоянно происходили несчастные случаи — упал кран, погиб ребенок, упавший на камень.
Когда дома были готовы, жуткие вещи стали происходить уже внутри — многие выбрасывались из окон, вешались, сходили с ума. Потому квартал и получил прозвище «дома самоубийц». Около десяти лет назад здесь погибла девушка, ее видели незадолго до смерти бредущую вдоль стены скита в полнейшем беспамятстве, а потом нашли уже мертвой. Это убийство не раскрыто до сих пор.
Рождественская, 6
Этот дом построил на собственные средства богатейший купец — промышленник Федор Петрович Переплетчиков, позже ставший главой города (его именем раньше называлась улица Пушкина). Легенда гласит, что он рано осиротел и всю жизнь старался помогать тем, кому не так повезло пробиться в жизни. Дом после его смерти должен был стать доходным и отправлять все получаемые средства бедным.
Однако этого не было сделано, город всеми правдами и неправдами удерживал немалые доходы, все же это был шикарный дом в самом престижном торговом месте. Это очень не нравилось духу Федора Петровича, и он начал бродить по дому, пугать арендаторов и вообще всячески вредить доходности места. Говорят, он до сих пор периодически появляется там недовольный тем, что его завет не выполнен.
Ромодановский вокзал
На самом краю тогдашнего Посада в 1904 году, за мукомольными заводами Дегтяревых и Башкировых, был построен Казанский вокзал, также называемый Ромодановским. От него шла дорога на южные направления — тогда было проще построить еще один вокзал, чем прокладывать мост через Оку. Здание сейчас восстановлено, но его заняла та же компания, что и произвела реконструкцию, так что посетить его нельзя.
Столбики, отмечающие казанскую железную дорогу, стояли еще пять лет назад, а может кое-где и сохранились до сих пор. Так вот, ночами здесь можно столкнуться с поездом-призраком — услышать стук колес, различить гудки паровоза, а когда невидимая громадина приблизится, почувствовать ветер от проносящегося мимо состава. Дальше фантом идет до Мызы и на всем пути его можно наблюдать.
Фрагменты из книги подготовила Анастасия Еремина