Какие факты нарушений законодательства о налогах и сборах работодателем должен предоставить?
В СМИ налоговый орган призывает информировать о недобросовестных работодателях, выплачивающих серую зарплату. Какие факты нарушений законодательства о налогах и сборах работодателем должен предоставить?
Добрый день.
Рассмотрение заявлений (обращений) по вопросам выплаты «серой» заработной платы налоговыми органами осуществляется в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Поступающие в налоговые органы обращения по фактам нарушений в сфере заработной платы, связаны как с нарушением только трудового законодательства (задержка выплаты заработной платы, не выплата её при увольнении, не выплата пособий, алиментов и др.), так и налогового законодательства (выплата «серой заработной платы»).
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства в части вопросов, связанных с заработной платой, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 (нарушение законодательства о труде и об охране труда), рассматриваются Федеральной инспекцией труда и подведомственных ей государственных инспекций труда.
В большинстве случаев, факты выплаты «серых» зарплат, не имеют документального подтверждения.
Налоговыми же органами, доначисление налогов и сборов с сумм выплаченной заработной платы в «конверте», может быть произведено только при наличии подтверждающих такую заработную плату документов, в т. ч. на её выдачу (ведомостей, расчетных листков и других документов), а также достаточных свидетельских показаний заявителей и других работников организации.
Наиболее достоверным подтверждением размеров «серой» зарплаты являются расчетно-платежные ведомости, ведомости о дополнительных начислениях, о премиях, о движении денежных средств, кассовые книги и расходные кассовые ордера, не проведенные в учете, а также расчеты неофициальной зарплаты и иные подобные документы.
Подтверждающими документами могут служить документы, в которых содержатся сведения о календарном периоде, фамилии, имени, отчестве лица, плане отгрузки в месяц, проценте прибыльности, фактической отгрузки в месяц, фактическом проценте прибыльности, премии предварительной, премии окончательной. Представляемые документы должны содержать фамилии лиц, получающих «серую» заработную плату, конкретные суммы, подписи должностных лиц организации (бухгалтера, руководителя), печать организации.
В случае перечисления всей заработной платы на зарплатную карту, подтверждением фактов выплаты «серой» заработной платы, в частности, может также являться банковская распечатка о поступлении денежных средств на лицевой счет физического лица за весь календарный год.
Дополнительно, обращаем внимание на следующие моменты, касающиеся случаев выплаты заработной платы в конверте, которые разъяснены ФНС РФ в письме от 02.12.2009 № 3-5-04/1774:
— каждый работник, получающий зарплату в конверте, лишается в последующем пенсионных накоплений, которые в свою очередь влияют на величину будущей пенсии, а также на право использования налоговых вычетов в полном объеме;
— работник, получивший доход в конверте, с которого не был удержан работодателем (налоговым агентом) налог на доходы физических лиц, обязан в случае доказательства данного факта налоговым органом, самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно произвести уплату налога.
— при непредставлении налоговой декларацию по налогу на доходы физических лиц, налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа.
01.07.2015
Управление федеральной налоговой службы по Нижегородской области