Случаи реквизиции — то есть изъятия — зданий у владельцев участились в Нижнем Новгороде. Иски, оспаривающие действия властей, сейчас рассматриваются в местных судах. Об этом пишет
Статья № 242 Гражданского кодекса РФ «Реквизиция» подразумевает, что в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и прочих обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, госорганы имеют право изымать имущество. Владельцу необходимо выплатить возмещение по результатам оценки. При этом он может через суд требовать возврата недвижимого имущества после устранения чрезвычайных обстоятельства.
Первой реквизицию здания оспорила предпринимательница Галина Ручковская, у которой хотели изъять огороженные стены старого дома с участком на Нижегородской улице. Она доказала, что введенный мэром Нижнего Новгорода режим, длящийся более двух лет, не может являться чрезвычайной ситуацией.
Судебный спор продолжается с Дмитрием Дзепой. У него власти хотят реквизировать давно расселенный деревянный дом № 35д на улице Большая Покровская. Бизнесмен намеривался построить гостиницу на его месте, однако проект не согласовали. Идут суды с собственниками дома № 4а на Большой Покровской и владельцами старого офисного здания на Гаршина.
В Минимущества подчеркивают, что вопрос о реквизиции поднимается лишь тогда, когда объект представляет реальную опасность, а владельцы долгое время бездействуют.
Собственник обязан надлежаще содержать свое имущество. Если после неоднократного напоминания, выставления административных штрафов он ничего не делает, — объект может быть реквизирован, — заявили в ведомстве.
Управляющий партнер юридической компании «Войнов, Маслов и партнеры» Александр Маслов считает, что в некоторых случаях происходит, скорее, не реквизиция, а национализация имущества. Он выразил надежду, что суды пресекут такую практику, потому что она выглядит как государственное рейдерство.
Адвокат Ольга Краснова выразила сомнения, что режим ЧС можно использовать как повод для реквизиции. Она отметила, что изымаются в основном здания в центре города, а сам режим часто вводят задним числом.
Что у нас за чрезвычайная ситуация согласно статье 242 ГК РФ? Может, сибирская язва в городе или карстовые провалы? Почему администрацию Нижнего Новгорода не беспокоит огромное количество аварийных домов, где люди проживают в нечеловеческих условиях с риском для здоровья, а порой и жизни? — говорит Ольга Краснова.
Ранее GIPERNN.RU сообщал о том, что у Дмитрия Дзепы через суд хотят изъять три исторических дома на улице Грузинской, которыми он владел более 15 лет и успел расселить. Но позднее здания получили охранный статус. Бизнесмен уверен, что историко-культурная экспертиза проходила с нарушениями и решил оспорить присвоение статуса ОКН в суде.