Генподрядчика по строительству ФОКа в Сормовском районе Нижнего Новгорода внесли в реестр недобросовестных поставщиков. Компания ООО «А2 ТЭК» из Санкт-Петербурга попала в него 14 марта. Она пробудет в черном списке до середины марта 2027 года, сообщается в госзакупках.

Решение о внесении в реестр недобросовестных поставщиков принято управлением ФАС по Тверской области. Причиной стало существенное нарушение условий контракта: из-за этого он был расторгнут заказчиком работ в одностороннем порядке. О каком именно соглашении идет речь, не уточняется. Но оно было подписано по ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок», а значит, не касается сормовского ФОКа, который строят по концессии.
По данным Seldon.Basis, основной вид деятельности ООО «А2 ТЭК» — строительство жилых и нежилых зданий. В его штате 48 сотрудников. Компания также числится среди трех совладельцев ООО «Первая нижегородская инфраструктура спорта», которое является концессионером по возведению ФОКа в Сормове. Концедентом выступает нижегородское правительство.
Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на проспекте Кораблестроителей стартовало прошлой осенью. Но в ноябре субподрядная компания «Олбарстрой» остановила работы, потому что не получила оплату, рассказал корреспонденту GIPERNN.RU руководитель фирмы Олег Баранецкий. В подрядной компании ООО «Инженерные системы и сети» утверждают обратное: они заплатили и даже переплатили субподрядчику, но не получили от него оформленных должным образом документов. Эта ситуация продолжалась более четырех месяцев, в течение которых стройплощадка простаивала. Подробно об этом мы рассказывали здесь.

Прокомментировать недобросовестность генподрядчика «А2 ТЭК» мы попросили юриста по антимонопольным арбитражным процессам Александра Кулакова, который ведет Telegram-канал «Закупочная практика». Эксперт пояснил, что если компанию внесли в черный список по одному контракту, то она вправе работать по другому, уже заключенному соглашению — то есть продолжать строительство ФОКа. Хотя, по мнению специалиста, недобросовестную фирму нужно снимать и с этого объекта, потому что она показала, как выполняет свои обязательства.
Также Александр Кулаков раскритиковал саму схему заключения концессий.
Это беда правительства Нижегородской области. Беда в том, что оно не хочет заключать госконтракты по ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок». Оно нанимает под видом концессий кого угодно — без опыта, знаний, людей и техники. Которые потом срывают эти подряды, делают работу некачественно, объекты угрожают жизни и здоровью лиц, которые туда приходят, рушатся, и их приходится переделывать, — высказался Александр Кулаков.
По его словам, масштаб проблемы большой: в регионе заключены около 20 концессий примерно на 100 млрд рублей. Но поток этих денег сложно проконтролировать. Люди не хотят работать по ФЗ-44, а хотят брать тех подрядчиков, с которыми им наиболее выгодно, говорит специалист. С этой проблемой «борются все и никто» одновременно. Полномочий у нижегородской прокуратуры хватает, но она не вмешивается. Местный антимонопольный орган не уделяет должного внимания, потому что считает, что сфера концессий не в его компетенции. А федеральная ФАС закрывает глаза на проблему. «Вся эта беда лежит на голове губернатора» напрямую, от него и зависит решение вопроса, считает эксперт.
Александр Кулаков убежден, что для решения проблемы нужно заключать контракты по ФЗ-44, а не концессии с фирмами, которые не имеют нужной квалификации. Тогда на объектах будут работать подрядчики, у которых есть должный опыт, техника и сотрудники.
А сейчас мы набрали кого хотели, подрядчик пришел без людей, без техники и опыта. Забрал свои 5–10%, передал все на субподряд, а субподрядчик денег не видит, потому что генподрядчик все забрал и поделил на свои зарплаты — а дальше, крутись как хочешь. Конечно, субподрядчик перестает работать — кто же будет работать за бесплатно? У него работники, у него семьи за работниками стоят. А денег нет, «но вы держитесь» — вот и все, — продолжает Александр Кулаков.
Юрист отмечает, что субподрядчику «Олбарстрой» прежде всего нужно было взять банковскую гарантию от того, с кем подписывался договор о строительстве ФОКа, — гарантию того, что каждый этап выполненных работ должен быть оплачен в конкретный срок. Если в положенное время деньги не приходят, они просто списываются со счета заказчика. Скорее всего, «Олбарстрой» не требовал банковской гарантии, потому что в таком случае ему бы отказали в контракте, считает эксперт. По мнению Александра Кулакова, субподрядчику сейчас нужно расторгать договор в одностороннем порядке.
Что касается строительства ФОКа: вечером 25 марта руководитель «Олбарстрой» Олег Баранецкий нам рассказал, что генподрядчик «А2 ТЭК» — который признан недобросовестным — нанял другую фирму для возобновления монолитных работ. По его данным, это «Гранд Монолит». Она начала свозить бытовки на стройплощадку, но непосредственно к стройке пока не приступила.
В ноябре общая готовность ФОКа на Кораблестроителей оценивалась на 12%. В нижегородском Минспорта сообщили, что достроить его планируется во второй половине 2025 года.