Чуть более полугода назад Нижегородскую область облетела новость о скором строительстве в регионе частного космодрома. В конце февраля столичная компания «КосмоКурс» заключила с Корпорацией развития Нижегородской области соглашение о реализации грандиозного проекта, аналога которому до сих пор не было во всей России. Если все пойдет по плану, то в 2025 году осуществить детскую мечту о космосе сможет каждый, кто имеет 250 тысяч долларов.
Однако далеко не всех нижегородцев вдохновила перспектива принимать на своей земле «космических» туристов: люди всерьез обеспокоились тем, что испытания двигателей и запуск ракет может представлять опасность для местного населения и сельхозугодий. О том, стоит ли нижегородцам опасаться соседства с космодромом и почему для его строительства была выбрана именно Нижегородская область, беседуем с генеральным директором ООО «КосмоКурс» Павлом Пушкиным.
Павел Сергеевич, какова цель строительства космодрома? Как он будет использоваться?
Космодром создается в рамках проекта Многоразового суборбитального космического комплекса (МСКК). С него в итоге должны взлетать ракеты, которые подбросят вверх космический аппарат с туристами. Туристы при этом находятся в невесомости в течение пяти минут и поднимаются на высоту 175 км. Потом ракета и космический аппарат возвращаются практически в точку старта и совершают безопасную посадку в целях их повторного использования. Также на космодроме планируются проведение испытаний ракетных двигателей, сборка ракеты с аппаратом и их обслуживание. Никаких других ракет с территории космодрома запускаться не будет.
Готов ли проект космодрома? Кто занимается его разработкой?
Основными проектными работами по космодрому занимаются специалисты нашей компании, и большинство работ уже выполнено. Сейчас оформляются материалы ОВОС. После прохождения государственной экспертизы мы приступим к проектированию зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, но уже с привлечением подрядных организаций по профилю их деятельности. Правда, до этого мы должны откорректировать все замечания, которые будем получать к проекту комплекса в части воздействия на окружающую среду, окончательно определиться с площадкой и подготовить откорректированную версию документации с привязкой к конкретному месту.
Сколько будет стоить реализация проекта?
Предварительная оценка создания наземной инфраструктуры комплекса составляет 2,6 миллиарда рублей. Эта цифра включает в себя проектирование, изготовление и поставку оборудования, строительство зданий и сооружений, а также подвод обеспечивающей инфраструктуры. На данный момент в проект вкладываются исключительно частные средства, но если нам захотят помочь бюджетными средствами, мы, наверное, отказываться не будем.
Почему для строительства первого частного космодрома в России была выбрана именно Нижегородская область?
Один из самых основных аргументов — это близость к Москве и хороший уровень развития региона. Близость к столице поможет привлекать достаточно большой объем туристов, которые хотят посмотреть на запуск ракет и на испытания двигателей. Это, в свою очередь, позволит дополнительно развивать близлежащую инфраструктуру и получать синергетический эффект во всем проекте. Немаловажную роль играет и позиция губернатора, которому интересен данный проект в качестве импульса развития области. Другие регионы тоже активно рассматривались, но по совокупности различных факторов была выбрана Нижегородская область.
Определен ли конкретный участок для реализации проекта?
Сейчас мы рассматриваем 17 возможных участков размещения космодрома в 11 районах области, при этом есть у нас и приоритетный вариант. Окончательный выбор будет сделан нами совместно с правительством Нижегородской области по результатам работы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и проведения общественных слушаний.
Правда ли, что на территории космодрома будет построен спиртзавод?
Почему-то сформировалось мнение, что весь наш проект — это строительство космодрома, в котором центральная роль отведена спиртзаводу. Мягко говоря, очень странное мнение. Наш проект — это создание комплекса для реализации суборбитального туризма. В состав комплекса входят ракета, космический аппарат, вопросы организации производства и наземная инфраструктура — космодром.
На космодроме, естественно, будут хранилища компонентов заправки — кислорода, спирта (этанола) и азота. Кислород и азот широко производятся и, в принципе, стоят достаточно дешево. Если мы найдем надежного поставщика, то просто будем поставлять эти компоненты в жидком виде на космодром. Если возникнут проблемы, то кислород и азот можно будет производить на месте, для этого имеется немало стандартных решений.
А почему нельзя так же приобретать и этанол?
Спирт тоже достаточно широко производится, но с ним есть одна проблема: по закону его нужно продавать по цене, не ниже определенной. И эта цена в два раза и более отличается от себестоимости его производства. У нас же на один пуск требуется около 30 тонн спирта. Так вот, для производства спирта в нужных нам объемах имеются уже готовые «заводики под ключ», и они достаточно недорого стоят. По нашим расчетам, такой завод окупится через пару лет. И эта окупаемость не за счет продажи спирта, а за счет разницы в стоимости заправки ракеты. Разумеется, продажей спирта мы заниматься никогда не будем: наше дело — это ракеты и их запуск. На первом этапе никакого завода точно не будет, примем решение в ходе создания и эксплуатации комплекса. Прежде всего на площадке должен появиться комплекс огневых испытаний. На нем мы будем тестировать двигатели, которые сейчас активно разрабатываются специалистами.
Безопасна ли эксплуатация космодрома для прилегающих к нему территорий?
Ракета у нас на чистых компонентах. В качестве окислителя применяется кислород, в качестве горючего — спирт, в качестве компонента наддува — азот. Есть, правда, еще сухой лед в очень небольших количествах. Все эти компоненты хорошо известны: кислородом, азотом и даже углекислым газом (сухой лед) мы дышим, а углекислый газ даже вырабатываем сами. Спирт мы применяем тот самый, этиловый, который можно пить. Думаю, горение спирта все видели и никого это не должно пугать. Других компонентов у нас просто нет. Если говорить про конструкцию ракеты и аппарата, то там применяются достаточно простые машиностроительные материалы. У нас нет ничего радиоактивного и токсичного.
На каком расстоянии от жилых поселений должен быть расположен космодром?
По расстояниям у нас ближайший небольшой населенный пункт должен быть не ближе 5,5 километра от точки старта. Крупные населенные пункты с населением более 500 жителей должны располагаться не ближе 11 километров от точки старта.
Аналогично размещен космодром на мысе Канаверал в США, где располагается одноименный город с 10 тысячами жителей. Ближайшая действующая стартовая площадка для ракет, в том числе для суборбитальных испытательных пусков, располагается в 8,5 км от города. Знаменитая посадочная площадка многоразовых ракетных блоков SpaceX Илона Маска расположена в 10 километрах от города Канаверал. На космодроме «Плесецк» (Архангельская область) действующая стартовая площадка РН «Союз-2» размещается в 8 км от п. Река Емца (115 жителей) и п. Шелекса (90 жителей), а также в 15 км. от п. Савинский (7 тысяч человек). При этом, в отличие от ракет, применяемых на данных космодромах, наша ракета в несколько раз меньше.
Многие люди, слышавшие о планах по строительству космодрома, боятся шума при проведении испытаний и падения обломков на их дома…
Сам полет у нас почти строго вертикальный с управляемым возвращением на территорию космодрома ракеты и аппарата с туристами. В ходе полета мы не вылетаем за зону космодрома в принципе. Это объясняется тем, что у нас высотный аттракцион и горизонтальная скорость нам не нужна. Мы же когда камень на высоту подкидываем, бросаем его строго вверх, — тут похожая схема, поэтому нам не важна широта точки старта.
Так вот, космодром подбирается с таким условием, чтобы были выделены санитарно-защитные зоны. Это такие зоны, в которых человек не должен находиться в момент пуска или при проведении испытаний (они определены и посчитаны). К тому же, мы планируем размещать космодром так, чтобы люди вообще не проживали в этих районах.
Как производится расчет санитарных зон и территорий возможного падения?
Самая большая санитарная зона связана с превышением уровня шума. При этом мы говорим не о шуме выше болевого порога, а о шуме газонокосилки в соседнем дворе в течение нескольких десятков секунд. Но правилами даже такой шум не допускается. Зоны, в которые в случае аварийного полета могут падать ракеты и обломки значительно меньше шумовых, то есть обеспечивается хороший запас. В расчетах мы учитываем все возможные ветра (а перед пуском их замеряем и прогнозируем), отклонения состава атмосферы, массы конструкции, заправки, туристов, смещение центра масс, отклонение моментов инерции, отклонение характеристик двигателей, их возможный отказ и т. п. Далее мы прогоняем многократно (более десяти тысяч раз) траектории полета с учетом всех этих возможных факторов и получаем зоны возможного падения.
Также у нас рассчитываются все аварийные траектории каждую секунду. То есть моделируется возникновение любых отказов, включая взрывов на каждую секунду полета. В случае же отклонения ракеты от заданной траектории, которое приводит к приближению к границе санитарно-защитной зоны (с заданным запасом), двигатели выключаются и она падает камнем вниз внутрь зоны. То есть вылет за территорию зоны возможного падения исключен. К тому же с Земли автоматическая система или оператор всегда могут прервать полет. Всевозможные взрывы хранилищ компонентов, ракеты на старте и в полете мы тоже считали, все не выходит за определенные нами зоны. Сам проект по части безопасности, включая экологию, будет проходить экспертизу. Без всего этого никакая ракета не взлетит, что следует всем понимать. Перед началом полетов будет проведена обширная отработка всех агрегатов и систем, — без этого мы тоже не взлетим. Если мы где-то ошиблись и в ходе испытаний получили не удовлетворяющие требованиям безопасности характеристики, мы тоже не взлетим.
Как долго будет строиться космодром? Известны ли сроки проведения первых испытаний и первого туристического пуска?
Вся инфраструктура должна создаваться поэтапно. В следующем году мы бы очень хотели начать огневые испытания двигателей на космодроме. Первые летные испытания — это 2022 год, а первые полеты туристов должны состояться в 2025 году.
Сколько будет стоить один билет в суборитальный туристический полет?
Речь идет о сумме порядка 200–250 тысяч долларов.
Как вы оцениваете спрос на такие полеты?
Ориентировочно до 700 человек в год могут ежегодно летать в космос на нашей ракете, и более 90% из них будут иностранцы. На первом этапе количество полетов будет меньше, но потом мы планируем снизить цены и увеличить спрос.
ООО «КосмоКурс» — коммерческая компания, специализирующаяся на проектировании и создании перспективных ракетно-космических комплексов. Инвестор планирует вложить порядка 2,6 млрд рублей в создание необходимой инфраструктуры для реализации проекта в Нижегородской области. Ориентировочные сроки строительства — 2020–2025 годы.
Инвестпроект по созданию суборбитального космического комплекса на территории Нижегородской области рассматривается правительством региона как драйвер развития туристической отрасли. В рамках соглашения с ООО «КосмоКурс» на территории Нижегородской области ведется работа по подбору земельного участка под инвестиционную площадку.
В настоящее время проект строительства космодрома находится на согласовании в Госкорпорации «Роскосмос».