В Советском районе Нижнего Новгорода, на территории садового некоммерческого товарищества «Родник», процветает мусорная свалка небывалых размеров. Строительные отходы достигли высоты в девятиэтажный дом, превратив участки дачников в самый настоящий мусорный полигон. На протяжении десятка с лишним лет собственники земли бьются за справедливость, однако заметных результатов это не принесло. Сейчас свалка в центре Нижнего Новгорода постепенно зарастает бурьяном, а город, похоже, забывает о проблеме. Каковы же реальные масштабы мусорной свалки в СНТ «Родник», что с ней планируется делать и за чей счет?
Редакция GiperNN попыталась разобраться в ситуации. Для этого мы обратились в ответственные ведомства, к экспертам и собственникам дачных участков, а теперь готовы поделиться результатами нашего расследования с читателями.
История «мусорного захвата»
Территорию когда-то чистого садового товарищества «Родник» начали засыпать мусором в 2007 году. До этого момента люди выращивали здесь овощи и фрукты, отдыхали на природе и купались в реке Кадычка.
Но вот однажды недобросовестный человек решил заняться незаконным бизнесом. По словам соседей, сначала он купил участок на улице Чачиной и начал заваливать его мусором. Потом, полностью засыпав свою землю, переместился на соседние участки. К тому же начал принимать мусор за деньги.
Долгое время садоводы пытались противостоять рейдерскому захвату «мусорных уголовников», но их усилия ни к чему не приводили. Жители писали на мусорщиков многочисленные жалобы в администрацию, обращались с заявлениями в прокуратуру, МВД и другие всевозможные инстанции. Полиция формально проводила какие-то мероприятия, а городские власти как будто намеренно закрыли на проблему глаза.
Бывший председатель СНТ «Родник» Максим Бирюков вспоминает, как в 2012 году полиция проводила дежурства возле их участков.
В восемь утра ко входу в «Родник» приезжала полицейская машина с красивыми девушками и молодыми людьми в форме. До четырех часов дня они здесь дежурили. Ближе к этому времени на улице Чачиной потихоньку начинали скапливаться КамАЗы. А когда полицейский патруль уезжал, машины выгружали мусор с немыслимой скоростью. Приезжало по два-три КамАЗа в минуту, в сумме это получается около 150 машин в час. Заканчивали работать они около полвторого ночи — мы все это слушали. Сколько же там тонн мусора? — говорит Максим Бирюков.
В конечном итоге дошло до того, что люди своими телами пытались остановить многотонные грузовики с мусором. Но это сыграло против них же самих: одних предупредили по-хорошему, другому сломали домик и забор. В конечном итоге садоводы возвели у ворот полигона рядом с бетонным заводом «брестскую крепость», как они сами выражаются: железные ворота, заваренные сваркой и засыпанные грунтом.
Мы обращались в различные инстанции и организации, но чиновники лишь присылали отписки, — продолжает собственник нескольких участков в СНТ «Родник» Александр Киселев. — Тогда мы возвели забор длиной 60 метров и высотой три метра и в моем домике организовали периодическую охрану. Сторожа дежурили, вызывали отряды полиции. Но полицейские не могли поймать мусорщиков, потому что они разбегались в разные стороны, как тараканы. В один прекрасный день Росприроднадзор, приехав по нашему вызову, арестовал хранившуюся на захваченной территории технику.
Претензии к собственникам
Вскоре события в СНТ «Родник» получили неожиданный поворот. После обращения владельцев в Росприроднадзор забор и дачный домик Александра Киселева уничтожили мусорщики, а в мае 2019 года природоохранное ведомство направило собственникам претензионные письма с многомиллионными штрафами. По данным Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, всего было истребовано 612 миллионов рублей: штраф «разбили» на четырех собственников в зависимости от размера дачных участков. К слову, Александр Киселев получил квитанцию на 493 531 974 рублей, а пенсионерка Татьяна Момотова — на 58 827 366 рублей.
Ведомство аргументировало выставление штрафов необходимостью действовать в рамках закона, так как предъявить претензии на возмещение вреда другим лицам юридически невозможно никому, кроме собственников участков. В реальных же обстоятельствах произошедшего должен разобраться суд, который определит виновных, а невиновных освободит от ответственности.
Градозащитница Мария Попова близко знакома с ситуацией. Она называет действия ведомства «наказанием невиновных»:
Подразумевалось, что люди не оплатят штрафы, и Росприроднадзор будет обращаться в суд, — говорит она. — Собственникам выставили эти счета, как будто они загадили эту землю, но это не виновники, а пострадавшие.
Ситуация тут же получила огласку. О свалке в СНТ «Родник» заговорили в СМИ, туда даже приезжали сотрудники «Первого канала». Благодаря общественному резонансу несправедливую историю с письмами удалось остановить.
В Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия редакции GiperNN пояснили, что на совещании с главой города Владимиром Пановым 25 июня был принят ряд решений, в том числе по активизации работы для выявления организаторов данной свалки. В прокуратуру Нижегородской области были направлены необходимые материалы для принятия мер и возбуждения уголовного дела по статье 254 УК РФ (Порча земли).
Масштаб экологического ущерба
На основании обращений дачников сотрудники Росприроднадзора провели расчет вреда, который причинили окружающей среде организаторы свалки в СНТ «Родник». Согласно полученным в ходе исследований данным, площадь земельного участка, на котором размещен мусор, составляет порядка 2,2 гектара. Общая же сумма ущерба превышает 2,8 млрд рублей.
Отходам в СНТ «Родник» причислили IV класс опасности. По составу это в основном строительный мусор: остатки от разборки зданий, строений и сооружений, древесные отходы, бой стекла и кирпича, металлолом, отходы руберойда, остатки лакокрасочных материалов.
Помимо всего прочего, в районе гигантской свалки на территории товарищества протекает речка Кадочка. Как отметил руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов, река вымывает грязь.
Хотя состав отходов строительного мусора нельзя приравнять к химическим отходам, все равно загрязнения поступают в воду: это свинцовые красители, материалы 1930–1940-х годов, загрязнения от бытовой деятельности. Можно ожидать в воде и тяжелые металлы, и элементы от химических красок. Это не разовый выброс, а медленный вялотекущий процесс загрязнения. Все эти вещества в конечном итоге — рано или поздно — окажутся в Волге. Для тех, кто живет ниже по течению, это станет проблемой очистных сооружений, которые всю эту грязь будут фильтровать, — пояснил специалист.
По словам бывшего председателя СНТ «Родник» Максима Бирюкова, из-за мусора река изменила свое русло:
Река мешала мусорщикам. И в один прекрасный момент они сделали запруду, пустив русло реки в обход. Соответственно, запруду они проткнули, и все нижние участки затопило полуметровым слоем оранжевой глины. Это случилось на майские праздники несколько лет назад. Встать на глину невозможно — просто проваливаешься. Нижние участки похоронили под слоем глины. До прорыва плотины в моем саду что-то можно было посещать, после прорыва весь мой участок затопило.
Максим Бирюков очень хорошо помнит, какой была река в СНТ «Родник» в его детстве:
Это была середина 1980-х годов, когда я был маленький. Река проходила как раз мимо моего участка. Она была настолько чистой, что мы даже с родителями кипятили из нее воду. Почему СНТ называется «Родник»? Потому что здесь на территории везде родники, их, я знаю, четыре. Сейчас их засыпали, но как засыплешь воду? Она все равно найдет себе путь.
Бывший председатель не появляется на своем участнике в «Роднике» без малого три года. По его словам, за последний год, когда они с супругой жили в саду, каждый день с утра и до глубокой ночи там разгружались по два-три КамАЗа в минуту, при этом еще два бульдозера двигали кучу мусора. Мужчина сам высчитывал количество машин. А ночью слушал, когда прекратится грохот. Если на основании этих данных попробовать определить общее количество тонн мусора, скопившееся в садовом товариществе, получится астрономическая цифра.
Будут ли наказаны виновные?
На официальный запрос GiperNN в УМВД России по Нижнему Новгороду ответили кратко:
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 171 УК РФ (Незаконное предпринимательство). Ведется следствие.
В августе региональное МВД сообщало о задержании подозреваемого в организации свалки в СНТ «Родник». Это 44-летний нижегородец, который ранее уже привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений против собственности и незаконный оборот наркотических средств. Кроме того, следователи установили причастность обвиняемого к совершению умышленного повреждения чужого имущества на территории садового товарищества.
Согласно материалам уголовного дела, возбужденного в августе 2018 года, он умышленно, в составе группы лиц, используя гусеничную самоходную машину, повредил четыре секции забора, установленного рядом с границами двух участков садового товарищества, путем сноса, причинив собственнику крупный материальный ущерб. Также мужчина проверяется на причастность к повреждению садового дома, расположенного в том же СНТ. Владельцу дома был причинен материальный ущерб — 2 400 000 рублей, — говорится в пресс-релизе ведомства.
За незаконное предпринимательство без лицензии, которое повлекло крупный ущерб, виновному могут выписать штраф или арестовать на срок до шести месяцев. За умышленное же повреждение чужого имущества ему грозит наказание от крупного штрафа до лишения свободы сроком на пять лет.
Редакция GiperNN также обратилась за комментариями в Следственное управление Следственного комитета РФ по Нижегородской области. Там нам пояснили, что уголовное дело ведется по ч. 2 ст. 247 УК РФ (Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов). Общий объем размещенного мусора в СНТ «Родник» превысил 288 тысяч кубометров.
В августе по делу о свалке осудили экс-инспектора АТИ по благоустройству Нижнего Новгорода, который за деньги закрывал глаза на складирование мусора в садовом товариществе с декабря 2016 по март 2019 года. Мужчина признал свою вину и получил условный срок. Личности самих организаторов свалки, которые регулярно давали взятки инспектору, в настоящее время устанавливаются. Расследование по уголовному делу продолжается.
Возможные пути решения
Руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов опасается, что мусорный полигон в «Роднике» в будущем может превратиться в строительную площадку.
Ходят такие разговоры, чтобы весь мусор утрамбовать и что-нибудь на этом месте построить. Но по закону нельзя иметь свалку мусора в городе — в самом его центре. То есть укатать и построить — это противозаконные действия, потому что территория завалена мусором. Так, один из владельцев самого большого участка предложил сделать здесь спортивный объект — например, футбольное поле.
Асхат Каюмов считает, что нужно брать территорию СНТ «Родник» на баланс городского бюджета, для чего переводить земли в муниципальную собственность. А затем выделять деньги на обследование и перерабатывать эту кучу: объемы мусора на ней таковы, что ликвидировать их разовыми действиями не удастся. Нужно создавать полноценный проект, чтобы в дальнейшем переработать хотя бы часть строительных отходов.
Например, из щебенки можно создать разные ее фракции, которые в дальнейшем пойдут на строительства подстилки дорог. Мелкие фракции щебня реально использовать в качестве наполнителя для бетонных конструкций. Древесину, щепу — на растопку. Кирпич крошится в ту же самую щебенку. Из отходов бетонных конструкций можно отделить металлолом. Словом, все, что возможно — переработать, а оставшуюся часть мусора отправить на утилизацию.
Как, например, будут перерабатывать Шуваловскую свалку? Уже сейчас прошла экологическая экспертиза проекта. Примерно половину содержимого свалки переработают, остальное отправят на утилизацию на полигон. Так же и с «Родником» надо поступать: оценить объемы и привлечь к сотрудничеству предприятия, которым это будет выгодно, — считает Асхат Каюмов.
Портал GiperNN направил официальный запрос в администрацию Нижнего Новгорода, чтобы выяснить, какими путями планируется решать проблему СНТ «Родник». Ответ пришел в несколько строк:
В настоящее время следственные органы ведут расследование уголовных дел об осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии, связанной с незаконным размещением отходов и загрязнением окружающей среды. Пока нет вступивших в силу судебных решений, преждевременно говорить о передаче в муниципальную собственность земельных участков и планах по развитию территории.
Получается замкнутый круг, выйти из которого сложно. Однако среди собственников земельных участков уже ходят разговоры о возможной рекультивации. Речь идет о глобальной процедуре и, понятно, что проблему придется решать за счет казны. Камнем преткновения в данной ситуации является то, что территория СНТ является частной, а рекультивацию за счет бюджета возможно провести только тогда, когда земля принадлежит городу.
Территорию хотят через суд перевести из частной в муниципальную собственность: изъять у владельцев, перевести в собственность города, чтобы проводить там рекультивацию в рамках нацпроекта «Экология», — пояснила нам градозащитница Мария Попова.
Градозащитницу поддерживает и Асхат Каюмов:
Пока это частные земли, на них нельзя расходовать ни муниципальные, ни областные деньги. Соответственно, надо искать плательщика. Поиском виновных сейчас занимается следствие — это процесс небыстрый. А куча — вот она, гора, целая площадка уже получилась. Проблема есть, понятно, что быстро ее не решить. А самое главное, непонятно, кто будет за это все расплачиваться, — говорит руководитель экологического центра «Дронт».
Большинство собственников земельных участков в СНТ «Родник» — люди преклонного возраста. По словам Максима Бирюкова, многих из них уже нет в живых. Другие продали свои земли за бесценок мусорщикам. Кто-то предпочел забыть о том, что когда-то в садоводческом товариществе имел дом и сад.
Был у меня сад, в котором я выращивал цветы, овощи, жил там. Сейчас меня всего этого лишили. Я уже три года не приезжал на свой участок. Говорят, сейчас там утки живут, — с болью в голосе говорит Максим Бирюков.
Однако остались несколько человек, которые не сдаются и продолжают бороться за справедливость. На что они надеются? В лучшем случае — на денежные компенсации или садовые участки где-то совсем в другом месте. Как выясняется, земля в самом центре Нижнего Новгорода легко может стать предметом чьих-то нечистоплотных интересов.