Дом с религиозной символикой на улице Нижегородской в самом центре Нижнего Новгорода давно пользуется дурной славой. Соседи стараются обходить его стороной, избегают странное жилище и случайные прохожие. Людей пугают увешанный коврами-иконами фасад, собачий лай из-за забора и громкие церковные песнопения, периодически доносящиеся из окон.
На многочисленные жалобы нижегородцев откликнулся депутат Госдумы РФ от ЛДПР Александр Курдюмов, который 25 октября вместе с зоозащитниками, журналистами и местными жителями отправился в гости к «нижегородскому Воланду». Корреспондент GiperNN тоже побывал внутри пугающего дома и пообщался с его экстравагантным хозяином Виктором.
Кошмар на улице Нижегородской
Дом № 27а на улице Нижегородской трудно спутать с каким-то другим. Издалека в глаза бросаются ковры с изображениями святых, образа соседствуют с черепом, над которым красуется надпись: «И все-таки он маг». Злачную картину дополняет коса, расположившаяся у входа. Из-за забора слышится громкий собачий лай, а вокруг распространяется зловоние: запах, скорее всего, исходит от здешних четвероногих обитателей. Пока мы ждали, услышали и песнопение.
Железные ворота заперты на замок. Их открыли волонтеры, приехавшие сюда раньше нас. Повсюду грязь, двор завален хламом. На цепи привязаны несколько собак, другие свободно разгуливают по территории, а среди них пасется коза. Рядом с деревянным строением расположился барак: в нем обитает целый зверинец — куры, утки, кролики и козы, собаки и другие. Рядом с сараем установлен деревянный крест.
Всех своих гостей, приглашенных и непрошеных, хозяин дома записывает в журнал посещений. Перед нами в доме побывали сотрудники следственного комитета, потом пропустили Александра Курдюмова и некоторых журналистов, а спустя некоторое время корреспондент GiperNN тоже смог попасть за синий забор.
Дом Плюшкина
Мы поднялись вверх по железной лестнице. Квартира представляет собой зрелище, мягко говоря, не самое приятное, даже немного жутковатое. В ней царит полумрак: создают его то ли свечи, то ли красная подсветка. В старинном камине возле входа горит огонь, с потолка спускаются канделябры и церковные лампады.
Значительную часть комнаты занимает массивный иконостас. Озаренный красной подсветкой, он усиливает жуткую атмосферу. Стену тоже украшают полотна с изображением святых. Икон здесь такое количество, словно находишься в церкви. Однако соседствующая с ними надпись убеждает в обратном: «Зеркало — это портал в мир мертвых, и неизвестно, кто из него выйдет. Аминь».
По большому счету, дом напоминает то ли обиталище булгаковского Воланда, то ли убогое захолустье Плюшкина из «Мертвых душ» Гоголя: все здесь завалено хламом из белья, каких-то коробок, банок и склянок.
Сам хозяин тоже выглядит довольно экстравагантно. Из-под футболки Виктора свисает массивная цепь, а на пальцах красуются многочисленные перстни. Запястья увешаны браслетами с шестиконечной звездой. На вопрос про песнопения говорит:
А как же без них-то! Каждый день, обязательно.
Мужчина утверждает, что он никакой не маг, а обычный мирянин, и верит в Бога:
Я с детства воцерковленный человек. Мама была верующая, но меня больше тянуло. Мы постоянно ходили в Печерскую церковь. А сейчас я по монастырям хожу — вот монастырь Крестовоздвиженский.
Однако по этому поводу возникают сомнения. О человеческих костях, которые он нашел на кладбище и принес домой, Виктор говорит как об обыденной вещи:
Я вам объясню: я, значит, пришел на кладбище, и там вот поверх могилы лежали косточки, которые предполагают как бы потусторонний мир. Они нужны мне для силы. Бабушку мою боялись колдуны. Она была целительница: к ней приходили люди, бородавки она убирала. У нее другая сила — совсем другая. Но, может, и мне передалось маленько. Бывает, и я что-то говорю.
Также «нижегородский Воланд» пояснил, что записки с именами и фамилиями своих врагов он протыкает иглами, насылая на них проклятия. С возражениями, что это не по-христиански и попахивает черной магией, однако, не соглашается:
А по-христиански меня разорять? А если они вас разорят, это будет по-христиански? Вы останетесь ни с чем, ни маме своей не поможете, ни ребенку!
После таких слов корреспондент GiperNN поспешил покинуть злачное место.
Как содержатся животные
Во дворе дома Виктора обитает целый зоопарк. Куры, цесарки, индюки, кролики, козы, собаки… Территорию двора с ними делят целые полчища крыс. Грызуны не просто таскают еду домашних питомцев, но и калечат их самих. Так, по словам зоозащитников, крысы погрызли ноги собаки, отчего бедное животное умерло. Но до конца в причинах гибели четвероногого все же предстоит разобраться экспертам.
На вопрос депутата о грызунах хозяин лишь пожимает плечами:
Собак кормишь чем, хлебом? Крысы тоже там приходят и у них еду таскают.
Животных у Виктора забирают волонтеры. Кстати, он довольно охотно общается с ними и передает питомцев в руки зоозащитников, которые пристраивают зверей в приюты и частные фермерские хозяйства.
Мы договариваемся с разными приютами, — говорит волонтер Мария. — Я бросила клич в беседы во «ВКонтакте», будем думать. Всю скотину мы отвезем в Малое Козино многодетной семье, потому что у них чистые идеальные условия.
Сейчас у волонтеров главная проблема — отсутствие денег. На собранные средства девушки нанимают машину, чтобы погрузить животных и отвести их в новое место жительства. Александр Курдюмов пообещал помочь им в этом и решить материальный вопрос.
Чего боятся соседи
Татьяна Ивановна старается обходить злачный дом стороной. Женщина живет напротив, в доме № 24, всего несколько лет.
Нас пугают черепа, — признается нижегородка. — У меня четыре внучки: я их вожу то в музыкалку, то на занятия, они боятся. Мы вообще обходим стороной этот дом. А дети идут, и страшно им становятся, держат меня за руку. Это ужасно. Я с дочкой говорила, что-то надо делать.
Другая соседка, Светлана, полностью разделяет мнение женщины относительно странного дома. Собачий лай она слышит постоянно, а еще песнопения и вой — очевидно, это музыка, которую включает хозяин
Здесь бомжатник прекрасный, плюс запахи. Ароматы — это, конечно, кошмар, — отмечает Светлана. — Мне только животных жалко, которые там находятся. Поговаривали, что там какой-то приход. Ну, наверное, приход бомжей.
Рухнувший бизнес
Раньше в доме Виктора располагались автомастерская, автомойка, шиномонтаж и мини-маркет. Депутат Александр Курдюмов спросил бывшего предпринимателя, почему он перестал заниматься автомобильным бизнесом и как вообще дошел до жизни такой. По словам хозяина дома, двадцать лет назад «сюда приехали новые русские» и разорили его.
Один стал со мной воевать и меня разорил. Вся его банда — пять человек — против меня ходили в Арбитражный и районный суды по поводу, что им мешает мой рабочий сервис. Они стали меня водить по всем инстанциям — прокуратура, МЧС, Теплосети... — заявил Виктор.
Виктор показывает депутату пачку документов. Мастерскую, по его словам, он выстроил сам, а вот землю приватизировать не удалось. У хозяина есть свидетельство на строение, но участок оформить не получилось.
Землю поставили на кадастр, запросили два миллиона семьсот тысяч — откуда мне их взять… — продолжает «нижегородский Воланд».
Александр Курдюмов взял некоторые копии документов, чтобы выяснить, насколько законно здесь находится здание и можно ли вообще в нем жить. Депутат попросил Виктора раздать всех животных в приют, оставив себе одну любимую собаку. А также снять с дома ковры с иконами и всю атрибутику, которая пугает соседей.
Хозяин сначала сопротивлялся, уверяя, что местных жителей «на него натравливают», но потом все-таки согласился на уговоры. Он пообещал снять всю символику, очистить территорию двора и отдать животных волонтерам. Депутат же дал слово помочь бывшему предпринимателю снова организовать свое дело и защитить его от нападок со стороны конкурентов.
Через две недели Виктор намерен вновь впустить в свое жилище Александра Курдюмова, чтобы показать плоды своих стараний. GiperNN будет следить, изменится ли что-то в «нехорошей квартире» и выполнят ли взаимные обещания хозяин и депутат.