Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Боль нижегородцев. Какой толк от перевода автобусов на брутто-контракты?

Тема общественного транспорта в Нижнем Новгороде уже набила оскомину. Два с половиной года назад власти взялись глобально реформировать систему, и с тех пор она превратилась в настоящую боль. Маршруты сокращали, отменяли, оптимизировали, но вместо обещанных улучшений это приносило нижегородцам только новые страдания. Люди продолжали часами мерзнуть на остановках в ожидании автобусов, а потом штурмовать забитые салоны.

Фото: Мария Носырева

И вот наконец вопрос начали решать радикально: избавить жителей Нижнего Новгорода от ежедневных мучений должны брутто-контракты. Этот тип соглашения означает, что деньги от продажи билетов не идут напрямую перевозчику, а перечисляются в бюджет. Перевозчик, в свою очередь, зарабатывает не на количестве, а на качестве: его работа оплачивается из казны при условии четкого выполнения требований контракта, в числе которых — соблюдение расписания и своевременный ремонт автобусов.

Первым на брутто-контракт перешел А-90, а к началу марта 2025 года по такой схеме работают уже 60 маршрутов. Чтобы оценить изменения, GIPERNN.RU решил устроить эксперимент и целый день провести в общественном транспорте. Шесть районов, семь автобусов и восемь часов в пути. Мы отслеживали интервалы движения, обращали внимание на загруженность салонов, смотрели за водителями и общались с пассажирами. Что из этого вышло — читайте в репортаже «с колес».

Фото: Мария Носырева

Забитые салоны

Наш эксперимент начался в ЖК «Окский берег». Около восьми утра на конечной ждали несколько человек. Почти всех забрал прибывший по расписанию А-1, который идет до площади Минина и Пожарского. Пока свободных мест в нем еще хватало, но уже на следующей остановке в автобус хлынул поток людей, а при выезде из жилого комплекса «единица» шла полной, неспешно переваливаясь на поворотах. Возле ЖК «Новинки Smart City» зашли еще с десяток человек, и в салоне стало буквально не протолкнуться.

Фото: Мария Носырева

Забитый А-1 в час пик — обычная ситуация. На сайте информирования пассажиров АСИП отмечается, что интервал его движения днем по будням составляет около 20 минут и увеличивается до получаса вечером. Наша попутчица, студентка из ЖК «Окский берег», рассказала, что в реальности автобус может делать гораздо большие перерывы между рейсами. Так, однажды девушка не смогла вовремя уехать на учебу в центр города.

Я пришла на конечную остановку в третьем часу дня и рассчитывала сразу уехать. В это время там стояли несколько автобусов А-1. Прошло 20, 30, 40 минут, но ни один из них так и не тронулся. И вот наконец, спустя примерно 45 минут ожидания, одна «единица» все-таки поехала. Конечно, я опоздала, — пожаловалась студентка.

Фото: Мария Носырева

Теперь настало время пересесть на А-12 возле автовокзала в Щербинках. С начала 2025 года путь следования автобуса сократился: вместо ЗКПД-4, как это было раньше, он ходит только до платформы Чаадаево. В феврале маршрут перевели на госконтракт, а значит, перевозчик должен соблюдать интервалы движения от 19 до 34 минут в зависимости от времени суток.

На автостанции многолюдно, как это обычно бывает по утрам. Транспорта достаточно много. Спустя примерно 20 минут подъехал и наш: его прибытие в 8:37 совпало с расписанием в АСИП. А-12 оказался единственным за весь день автобусом, где пассажиров обилечивала кондуктор. В ответ на вопрос, что изменилось после перехода маршрута на брутто-контракт, женщина лишь пожала плечами: особо ничего. Единственное нововведение — это сокращение пути следования, условия в целом остались прежними. «Работаем четко по расписанию», — заверила кондуктор.

Фото: Мария Носырева

Постепенно салон А-12 заполнялся. Некоторые пассажиры выходили через три-четыре остановки. Среди них были родители, сопровождающие детей в ближайшие школы и поликлинику. В районе улицы Сурикова автобус забился под завязку и еле полз в плотном потоке машин.

На подъезде к Молитовскому мосту салон начал пустеть: люди расходились по офисам или пересаживались в другой транспорт, который едет в центр города. Ближе к Московскому шоссе в автобусе осталось всего несколько пассажиров. Одна из них, женщина средних лет, рассказала, что спешит на работу в микрорайон Сортировочный.

Фото: Мария Носырева

Я еду от остановки «Мыза». Раньше добиралась на прямой 93-й маршрутке, она ходила до места. Время в пути занимало примерно 30 минут. После изменения маршрута 93-я вместо верхней части города идет на Автозавод. Из-за этого я стала ездить на А-12 с пересадкой. Но второй автобус иногда приходится ждать подолгу. Теперь на дорогу вместо получаса у меня уходит от полутора до двух часов, — сокрушается женщина.

Сквозняки и пробки

Выйдя на улице Актюбинской, за несколько минут добираемся до проспекта Героев. Там на остановке «Улица Гастелло» нужно сесть в А-56, который увезет нас на Автозавод. С февраля А-56 вместе с 17 другими автобусами перевели на брутто-контракт. Важный для города маршрут ведет через четыре района в заречной части, связывая Красное Сормово с аэропортом имени Чкалова. Из расписания на АСИП следует, что по будням он ходит каждые 10–29 минут, а в выходные интервал ожидания превышает полчаса.

Фото: Мария Носырева

Табло «умной» остановки обещает прибытие автобуса через четыре минуты, что совпадает с расписанием на сайте. Перевозчик не подвел: транспорт пришел вовремя. Но в салоне сразу стало ясно, что поездка будет не из приятных. На каждой кочке автобус дребезжал так, словно вез огромное ведро с гвоздями. С задней площадки мы решили перебраться в середину салона, полагая, что там будет лучше. Но ожидания не оправдались.

Солнце, попадающее в салон сквозь окно, припекало, а ноги сильно замерзли. Вдобавок на Комсомольском шоссе образовалась пробка. Внезапно накрыло знакомое из детства ощущение укачивания. В какую-то минуту даже захотелось прервать эксперимент, но затор начал постепенно рассасываться, автобус ускорился, и стало легче.

Фото: Мария Носырева

В районе остановки «Парк Культуры» в автобус вошла женщина. Она рассказала, что регулярно ездит на А-56 в 35-й квартал, и днем по будням автобусы «не подводят». Другая наша собеседница добавила, что в выходные ожидание иногда затягивается на полчаса и дольше.

Около 11 часов утра автобус прибыл к зданию аэропорта имени Чкалова. Уже стоя у выхода, мы заметили дыру между дверьми и полом — небольшую, но достаточную для того, чтобы по салону гулял сквозняк. Теперь понятно, почему в автобусе замерзли ноги.

Фото: Мария Носырева

Сюрприз в аэропорту

На остановке напротив здания авиавокзала собрался народ. Видно, что некоторые вернулись издалека и стояли с багажом. Всех разом забрал подошедший А-11. Этот автобус мы пропустили, поскольку по заранее спланированному маршруту должны были пересесть в аэропорту на А-50, чтобы доехать до улицы Янки Купалы. В феврале он тоже перешел на госконтракт.

Но нас ждал неприятный сюрприз. Оказалась, что А-50 в последний раз ушел в 9:45 и следующий рейс ожидается не раньше 16:05. Всего за день автобус А-50 совершает семь рейсов. Люди на остановке подсказали, что уехать отсюда проще всего именно на А-11. Про А-50 никто из наших собеседников даже не слышал.

Фото: Мария Носырева

В начале двенадцатого А-11 прибыл четко по расписанию. График на сайте АСИП показывает, что средние интервалы его движения — 8–10 минут. Утром самый большой промежуток между рейсами составляет 25 минут, но в выходные автобус можно прождать около часа. Это подтвердила пассажирка, которая ехала вместе с дочкой.

Замечательный маршрут, ездим на нем с ребенком в школу. С утра ходит нормально, но вечером все становится ужасно: приходится ждать по 30 минут. В выходные с общественным транспортом вообще творится жуть. «Одиннадцатый» — единственный автобус, который ходит более-менее хорошо, но только по утрам, — поделилась наша собеседница.

Фото: Мария Носырева

«Задвоенный» маршрут

Следующим по плану нашего эксперимента стал А-40. Старейший маршрут Нижнего Новгорода, как и тридцать лет назад, связывает Автозаводский район с верхней частью города. С 18 февраля его перевели на брутто-контракт. Путь следования автобуса пролегает от микрорайона Юг мимо проходных ГАЗа и станций метро. Таким образом, на «сороковом» на работу могут добираться как сотрудники предприятия, так и люди, спешащие в город.

Время — полдень. Остановка на улице Янки Купалы периодически то пустеет, то вновь заполняется людьми. Строка на электронном табло сообщает, что до прибытия А-40 остается 33 минуты. Мы уже приготовились к томительному ожиданию, когда на горизонте показалась маршрутка с нужным номером. Надпись на табличке гласила, что она идет до улицы Усилова. Ехать нам нужно было до площади Горького, но в этот автобус пока решили не садиться.

Фото: Мария Носырева

И правильно сделали: как оказалось, пути следования А-40 и Т-40 существенно различаются. Оба автобуса идут по проспекту Ленина, но затем А-40 сворачивает на Комсомольскую площадь и Молитовский мост, а маршрутное такси едет прямо на улицу Июльских Дней и далее мимо Московского вокзала. Конечным пунктом Т-40 является улица Усилова, а его «тезка» большой вместимости следует до Верхних Печер.

Разными оказались и интервалы движения. Если маршрутки приезжали каждые 8 минут, то автобус пришлось ждать довольно долго. Несмотря на то, что с перевозчиком заключили брутто-контракт, на сайте АСИП не отображается расписание и интервал между рейсами. И если уж будним днем ожидание затянулось больше чем на полчаса, то страшно представить, что происходит с этим маршрутом вечерами и по выходным.

Фото: Мария Носырева

Это сплошное безобразие. Что сделали с транспортом в городе? — воскликнули в сердцах две женщины на остановке. Похоже, они тоже сильно замерзли, пока ждали нужный автобус.

Но вот страдания окончены, и спустя почти 40 минут мы заходим в теплый салон. Довольно быстро, без пробок А-40 доехал до площади Максима Горького, что неудивительно в это время суток. При желании можно было продолжить путь до Верхних Печер, но перед нами стояла задача протестировать как можно больше маршрутов. Поэтому по заранее составленному плану здесь нам нужно было пересесть на А-16, чтобы добраться до улицы Деловой.

Фото: Мария Носырева

Гонки с виражами

Как и обещало расписание, автобус подошел примерно через 15 минут. Но тут нас ждали новые испытания. Водитель А-16 оказался «шумахером в третьем поколении». Кроме шуток, поездка с ним действительно доставила массу волнений. Это стало ясно с первых секунд, когда автобус рванул с места, помчался во весь опор, а потом резко затормозил у остановки. Такие маневры повторялись вновь и вновь. Держаться приходилось изо всех сил.

Одной рукой водитель сдавал сдачу, а другой крутил руль, лихо объезжая вставший у обочины «КАМаЗ», и периодически сигналил зазевавшимся автомобилистам. От каждого гудка пассажиры вздрагивали. В этой поездке важно было не только удержаться на ногах, но и не прозевать свою остановку: автоинформатор почему-то работал тихо, его все время заглушал шум мотора.

Фото: Мария Носырева

Скоротать время в пути помогла беседа с жительницей Новой Кузнечихи. Она пожаловалась, что добраться из дома до работы на улице Ильинской стало большой проблемой. Сначала приходится подолгу ждать автобус либо ехать с пересадками. Потом идти пешком с площади Горького, потому что трамваи на Ильинке временно отменили. Таким образом, дорога до офиса у женщины занимает примерно 1,5 часа. Вечером уехать домой еще труднее, потому что автобусы ходят реже.

Вот кто это все придумал — сами бы прокатились на общественном транспорте! С брутто-контрактами никаких улучшений не заметно. Может быть, расписание и соблюдается, но автобусов на линиях мало. Хотелось, чтобы ходили чаще. Спасибо хотя бы за то, что на 31-м маршруте сделали большие автобусы. Но даже они не спасают в час пик, — поделилась нижегородка.

Фото: Мария Носырева

Дорога через весь город

Последней стала поездка на А-90. Длинный маршрут соединяет микрорайон Верхние Печеры с ЗКПД-4 в Сормове, фактически проходя через весь город. Как уже говорилось, его самым первым перевели на брутто-контракт. Согласно данным на АСИП, автобусы А-90 днем по будням ходят примерно раз в 10 минут, а вечером — раз в 15–17. По выходным автобус начинает курсировать довольно поздно — в восьмом часу утра — и ездит с периодичностью от 10 до 20 минут.

На улице Деловой ждали несколько человек. У двух женщин мы поинтересовались, что изменилось после перехода маршрута на брутто-контракт. Обе сказали, что практически ничего.

«Девяностый» всегда ходил и ходит хорошо, но идет всегда полный. Вообще в Сормовском направлении автобусы ходят лучше, чем, например, на Автозавод, — поделились наблюдениями собеседницы.

Фото: Мария Носыреква

Мы тоже обратили внимание, что А-90 часто мелькает на городских улицах. И в этот раз автобус не заставил себя ждать, но свободных мест в салоне оказалось немного. Хотя часы показывали только начало четвертого, по мере приближения к центру города в автобус заходило все больше народа, а на дорогах стали скапливаться пробки.

При подъезде к Канавинскому мосту сидячих мест давно не было, люди заняли все проходы. В салоне стояла невыносимая духота, в ушах — гул от автоинформатора, объявляющего остановки. Периодически мужской голос приглашал на работу водителей, обещая соискателям зарплату от 85 тысяч рублей и служебное жилье. На Сормовском шоссе А-90 окончательно застрял в пробке, а в центре Сормова мы покинули автобус, потому что сил ехать до конечной уже не было. На этом эксперимент мы объявили оконченным.

Фото: Мария Носырева

В Центре развития транспортных систем GIPERNN.RU сообщили, на брутто-контракты по 60 автобусным маршрутам в областном бюджете 2025 года заложено 8,8 млрд рублей. Все они заключены с АО «Нижегородпассажиравтотранс». Реформаторы считают, что проводимые с 2022 года изменения уже улучшили транспортную доступность нескольких микрорайонов. Среди них — ЖК «Новая Кузнечиха», «Анкудиновский парк», «Окский берег», «Цветы», «Академический», «Торпедо». Брутто-контракты должны помочь дальнейшему наведению порядка в системе.

Наш эксперимент показал, что пока ситуация с общественным транспортом остается сложной. Часто и по расписанию ходят лишь отдельные автобусы. Нижегородцы жалуются, что по вечерам и в выходные интервалы сильно увеличиваются, а иногда ждать бывает просто бесполезно. К тому же из-за сокращения маршрутов пассажиры зачастую не могут напрямую добраться от точки, А до точки Б и вынуждены тратить еще больше времени на остановках.

Фото: Мария Носырева

О каком-либо положительном эффекте от перевода маршрутов на брутто-контракты говорить пока рано, считают в Центре развития транспортных систем. По итогам каждого месяца перевозчик должен отчитываться о выполнении рейсов, предусмотренных расписанием, и лишь после приемки работ он может получить свои деньги. Оплата по новой системе только начала поступать, поэтому для ощутимых результатов требуется время.

Ну что, нижегородцы, верим?

Производственные площади
Продажа участка 43 га под коттеджный поселок

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Продажа участка 20,44 га на левом берегу Волги
Продажа производственного здания

Читать ещё

Развитие региона 60 автобусных маршрутов перевели на брутто-контракты в Нижнем Новгороде
Новая система оплаты ставит в приоритет не количество пассажиров, а качество перевозок.
Развитие региона Работу автобусов по брутто-контрактам протестировали в Нижнем Новгороде
Корреспондент GIPERNN.RU весь день провела в общественном транспорте, оценивая интервалы движения, состояние автобусов и работу водителей.
Развитие региона Госэкспертиза отклонила проект дорог к участкам для многодетных на Бору
Документацию пришлось скорректировать в связи с перерасчетом сметной стоимости инфраструктуры для 2 — 5 этапов работ.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!
Оля
7 марта 2025 в 11:24
Спасибо Вам за проделанную работу!!!!

Последние новости

Найди свой дом

из 9 191 дома Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Первая полоса