В обозримом будущем транспортную инфраструктуру Нижнего Новгорода ждут масштабные преобразования. В городе построят дублер проспекта Гагарина, который станет альтернативой единственной дороге, позволяющей напрямую добраться из Советского района в Приокский. Переоценить значение новой трассы невозможно: не первый год магистраль, названная именем великого космонавта, испытывает серьезные перегрузки. А с возведением новой жилой застройки в Новинках, благоустройством парка «Швейцария» и открытием ТРЦ «Океанис» интенсивность движения на проспекте только увеличилась.
Появления дублера Гагарина нижегородцы ждут уже более десяти лет. К примеру, на заседаниях в гордуме о необходимости построить новую дорогу говорили еще в 2011 году. Еще раз тему подняли спустя три года: тогда возвести магистраль намеревались к чемпионату мира по футболу — 2018. Однако время шло, а амбициозные планы так и оставались на бумаге. Теперь в словах наконец-то появилась конкретика: прояснились расположение магистрали, очередность строительства, ориентировочные сроки работ и предположительные объемы их финансирования. Гипермаркет недвижимости GIPERNN.RU собрал для своих читателей все известные на сегодняшний день детали масштабного проекта. Каким будет дублер проспекта Гагарина и когда новая трасса наконец появится на карте города?
Где пройдет новая дорога
Утвержденный маршрут. Дублер проспекта Гагарина начнется от развязки на пересечении с Анкудиновским шоссе и пройдет через улицу Ларина до территории близ деревни Бешенцево. Магистраль сделает полукруг примерно в километре от новой развязки в Ольгино и села Ближнее Борисово, а затем выйдет на пересечение с улицей Дорожной в Новинках. Пятый мост через Оку позволит дублеру протянуться в нижнюю часть города до улицы Фучика: переправу через реку могут сделать платной. Итоговая протяженность автомагистрали составит 14,3 километра.
Предполагается, что новая дорога позволит наладить сообщение между Советским, Приокским и Автозаводским районами и свяжет деловой центр с периферией города. Также дублер Гагарина призван ускорить развитие жилых массивов на юге Нижнего Новгорода и вовлечь под жилищное строительство не менее 3,5 млн квадратных метров территорий в районе Новинок и Ольгино. В свою очередь, новый мост обеспечит прямой маршрут к аэропорту имени Чкалова и значительно повысит связность нагорной и заречной частей города.
Данный мост жизненно необходим для обеспечения связи территорий Приокского и Автозаводского районов в целях разгрузки существующей улично-дорожной сети и Мызинского моста, работающего в режиме перегрузки, — отметили в проектном офисе стратегии развития Нижегородской области.
Первоначальные планы. На заседании в Совете Федерации в декабре 2021 года замглавы региона Сергей Морозов рассказал, что в первом варианте проекта дублер проспекта Гагарина должен был протянуться аж на 21 километр. Предполагалось, что дорога не будет сворачивать в сторону нижней части города, а пойдет на юг, в сторону поселка Буревестник. Из-за того, что в таком варианте трасса трижды пересекала железнодорожные пути и практически не обеспечивала вовлечение новых площадок для освоения, проект был признан неэффективным.
После детальной проработки генеральных планов двух муниципалитетов и неформального подхода к вопросу развития территорий мы пришли к варианту, который позволил сократить протяженность дублера с 21 до 14,3 км, избежать строительства ненужных железнодорожных развязок, обеспечить транспортную доступность.
Нижегородской области
Очередность и сроки строительства
Еще минувшей весной реализовать инфраструктурный проект планировалось в два этапа, однако затем количество очередей возросло до четырех. Первая включит работы на участке от Анкудиновского шоссе до улицы Ларина. Вторая затронет территорию от Ларина до трассы Нижний Новгород — Саратов. Третья продлит путь до дороги Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород, а четвертая с помощью нового моста продолжит магистраль от Новинок до улицы Фучика. По информации проектного офиса стратегии развития региона, согласованного порядка реализации очередей сейчас нет: не исключается, что строительство на всех этапах будет вестись параллельно.
Учитывая важность данной магистрали для города, рассматриваются возможности реализации проекта в максимально сжатые сроки, — подчеркнули представители организации.
Вместе с тем в ходе прямой линии в сентябре 2021 года губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил, что возведение трассы стартует с третьей и четвертой очередей, за которыми начнется строительство второй. Только после этого появится возможность перейти к формально первому этапу. Как ранее сообщал глава региона, завершить возведение новой магистрали планируется до 2030 года.
Несмотря на обратный порядок строительства, именно первая очередь дублера Гагарина к настоящему моменту получила положительное заключение госэкспертизы. Согласно утвержденной документации, Анкудиновское шоссе с улицей Ларина соединит трехкилометровая шестиполосная дорога. В начале трассы запроектирован тоннель длиной 465 метров с шестью полосами движения. На пересечении с долиной реки Рахма появится 936-метровая эстакада аналогичной ширины. Конечной точкой проектируемого объекта станет транспортная развязка на пересечении с улицей Ларина.
Следующим увидеть свет должен проект четвертой очереди дублера Гагарина: его разработку АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» должно завершить к 31 мая 2021 года. Предполагается, что на строительство моста через Оку потребуется около 30 месяцев. Это значит, что переправа может появиться уже через 2,5 года — в 2024 году. Несмотря на то, что для нового инфраструктурного объекта еще даже не готов проект, власти уже включили его в транспортную схему Нижегородской агломерации на 2025 год: по данным ГИСОГД, по мосту пустят как минимум два маршрута — автобусы № 77 и 21. МКУ «ГУММиД» рассчитывает на получение положительного заключения экспертизы по второй и третьим очередям новой магистрали в сентябре 2022 года.
Прогнозируемые затраты
Окончательная стоимость строительства дороги-дублера будет определена только после того, как госэкспертиза согласует все четыре этапа проекта. Пока все цифры, озвучиваемые властями, являются примерными. В декабре в правительстве Нижегородской области заявили, что приблизительная стоимость строительства первой очереди составит 25,3 млрд рублей. В МКУ «ГУММиД» нам назвали меньшую цену — 20 млрд. Реализация второго этапа, подразумевающего появление дороги между улицей Ларина и трассой Нижний Новгород — Саратов, может обойтись в 15,2 млрд рублей. В свою очередь, продолжение магистрали до дороги Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород составит около 3,97 миллиарда.
Стоимость возведения новой переправы через Оку оценили по объекту-аналогу — Волжскому мосту в Самарской области: его строительство обошлось в 8,6 млрд рублей. Однако власти отметили, что расчеты проводились еще до значительного удорожания стройматериалов в 2021 году. Суммарно в конце минувшего лета возведение дублера проспекта Гагарина оценивалось 47,1 млрд рублей. Теперь, с возможным удорожанием первого этапа на 5,9 млрд, общая стоимость поднялась до 53 миллиардов: можно предположить, что в дальнейшем цифры будут только расти.
Частично покрыть столь объемную смету планируется за счет инфраструктурных бюджетных кредитов. Так, на реализацию второго этапа власти рассчитывают получить 9,35 млрд рублей, на воплощение третьего — 3,97 млрд. Еще 4,5 миллиардов регион намерен взять в долг на разработку проекта и строительство четвертой очереди. При этом не исключено, что мост возведут с привлечением концессионных средств. Подробностей о предполагаемых источниках финансирования первого этапа строительства пока мало. В феврале 2020 года стало известно, что с просьбой рассмотреть возможность направления средств на строительство дороги между Анкудиновским шоссе и улицей Ларина региональные власти обратились в Правительство РФ. Однако пока ответ от федерального центра не поступил. А значит, вопрос о том, из каких источников и в какие сроки будут получены деньги на первую очередь дублера Гагарина, пока остается открытым.