В Нижнем Новгороде идет большая модернизация электротранспорта, которая должна сделать пассажирские перевозки гораздо более комфортными. Сегодня около 80% троллейбусного парка пришло в негодность, поэтому этот вид транспорта сохранят в основном в Сормовском и Московском районах, где позволяет инфраструктура. В других же частях города вместо старых, изживших себя троллейбусов на улицы выходят электробусы. Мощные, комфортабельные, вместительные, они доезжают до самых отдаленных уголков областного центра.
Всего закупают 120 электробусов, для них установили 53 зарядные станции. На эти цели федеральный бюджет выделил региону 5,2 млрд рублей. Поставка машин началась прошлой осенью: 58 электробусов изготовил Ликинский автобусный завод («ЛиАЗ»), еще 62 модели «МиНиН» собирают на базе российско-белорусского предприятия «Нижэкотранс» в Ворсме. К ноябрю город получил 47 таких машин, оставшиеся планируется передать до конца 2024 года.
Сегодня электробусы курсируют в пяти районах Нижнего Новгорода. Чтобы ближе познакомиться с этим видом транспорта и самостоятельно оценить все его преимущества, корреспондент GIPERNN.RU отправился на улицы города. Мы пообщались с водителями и пассажирами, получив отзывы из первых уст, и, конечно, прокатились по самым популярным маршрутам.
Содержание
Пункт 1. К окраинам рабочего района
Пункт 2. В ЖК «Торпедо»
Пункт 3. К станции метро
Пункт 4. На «верхушку»
Пункт 5. В депо
Пункт 1. К окраинам рабочего района
Наш эксперимент начался в Ленинском районе. Будним днем около 10 часов утра я приехала в отправную точку. Здесь, у станции метро «Пролетарская», берут начало сразу несколько электробусных маршрутов. Не успела простоять и двух минут, как на горизонте показался Э-12. Сверкающий фарами и огромным лобовым стеклом, он сразу привлекает внимание в потоке машин. На табло горит надпись с названием маршрута: Станция метро «Пролетарская» — ЖК «Торпедо». За рулем сидит девушка-водитель.
Плавно затормозив, электробус остановился и распахнул двери. Затем, после недолгой паузы, закрыл их и так же неспешно тронулся. Салон оказался достаточно просторным: электробус «ЛиАЗ» вмещает до 85 человек. Поручни оснащены подвесными ручками, чтобы пассажирам любого роста было удобно держаться.
На ближайшей остановке в салон зашли двое. С одним из них и состоялось наше первое знакомство. Мужчина по имени Василий рассказал, что обычно передвигается по городу на машине, а общественным транспортом пользуется достаточно редко. На электробусе вообще едет впервые.
Сам я «бусыгинский», сейчас с «Пролетарки» добираюсь домой. В электробусе все нравится: тихо, спокойно, комфортно, тепло, — поделился Василий.
В отличие от него другая наша собеседница регулярно пользуется электробусами. Пенсионерка Татьяна Владимировна каждое утро ездит на Горьковский автозавод, а после работы возвращается домой, на улицу Дружаева. Раньше она садилась на троллейбусы, но когда их отменили, стала ездить на Э-12 и Э-14. По словам женщины, электробусы ходят регулярно — каждые 10–15 минут.
Троллейбусы часто ломались: то мороз, то лед налипал на провода. Как электробусы будут ездить зимой, пока не знаю. Сейчас они ходят нормально и по району, и дальше, до станций метро. Удобно, конечно, сделали. Лишь бы только хорошо ходили, — рассказала Татьяна Владимировна.
Наш маршрут пролегал через улицу Переходникова, проспект Бусыгина, по улицам Дьяконова, Раевского, Плотникова, Краснодонцев. На одной из остановок в салон Э-12 вошла девушка. Оказалось, что она едет на работу в сторону Южного шоссе.
Юлия — репетитор по английскому языку. Многие ее ученики живут на Автозаводе, и она приезжает на занятия с ними из Щербинок. Добирается в основном с пересадками, а по району ездит на электробусах Э-12, Э-14 и Э-4.
Троллейбусы разваливались, но ходили достаточно часто. Электробусы, я обратила внимание, сначала ходили реже. Но в последнее время стали чаще. В салоне тепло и все новое, — улыбается Юлия.
Пункт 2. В ЖК «Торпедо»
Вскоре электробус прибыл в конечную точку маршрута — ЖК «Торпедо» на окраине Автозаводского района. Весной тут сделали стоянку с разворотной площадкой, и теперь на территорию жилого комплекса заходит сразу несколько маршрутов. Стоянка огорожена забором, за ним оборудованы зарядные станции и домики для персонала. Пока транспорт заряжается, водители отдыхают.
Водитель нашего Э-12 Наиля Рожкова очень спешила, так как выезжать нужно строго по графику, но все-таки согласилась пообщаться. Она рассказала, что до этого шесть лет ездила за рулем троллейбуса, а год назад пересела на электробус.
Мы очень счастливы, что перешли на электробусы. В троллейбусах сильно мучились со штангами на проводах: то дождь, то иней — постоянно приходилось залезать ремонтировать. И замерзали раньше просто невозможно. С электробусами забыли о таких проблемах. Комфортно, тепло. Пассажирам тоже прекрасно. Летом — кондиционер. Словом, очень рады, — поделилась Наиля Рожкова.
Пункт 3. К станции метро
День близится к обеду, на остановке — практически никого. Через 10 минут ожидания прибыл Э-4. Электробусы по этому маршруту пустили с конца марта. Сначала они ездили по сокращенной схеме, до остановки «Улица Минеева», но после обустройства разворотной площадки путь следования Э-4 продлили до улицы Бориса Видяева.
Маршрут ввели для связи северной и южной частей Автозавода со станцией метро. От ЖК «Торпедо» электробус едет через улицы Янки Купалы, Садовую, Лескова, поворачивает на Веденяпина к Автозаводскому универмагу. Оттуда следует в направлении I и II Соцгорода, по кругу разворачивается и возвращается обратно.
Нижегородка Илона добирается на электробусе из дома в офис и обратно. Она живет в районе 40-й больницы, а работает недалеко от Автозаводского универмага и проспекта Октября. Говорит, что Э-4 ходит часто, примерно раз в семь минут. Расписание Илона помнит наизусть и выходит из дома за 5–10 минут, чтобы сразу сесть в транспорт. До этого ездила на 44-й и 75-й маршрутках, но первую отменили, а вторую приходится долго ждать.
Я регулярно езжу на электробусах. Мне нравится, что они ходят по графику и довольно часто. Нравится, что сами по себе комфортные и быстро передвигаются, не ломаются. Обычно у меня в транспорте мерзнут руки, но здесь такого нет, в салоне тепло, — рассказала Илона.
На улице Раевского я пересела на Э-14, чтобы доехать до станции метро. Удивительно, но в этом виде транспорта вообще не укачивает даже после нескольких часов езды. В салоне не пахнет выхлопами, потому что их просто нет. А может, все дело в манере вождения? Маршрутки обычно несутся, обгоняя, подрезая и лавируя в потоке машин. Электробусы едут плавно и даже как будто с достоинством несут себя по городским улицам.
В салоне Э-14 состоялось мое знакомство еще с двумя жительницами Автозаводского района. Лидия Васильевна добирается с улицы Янки Купалы к свекрови. Маргарита Александровна спешит на метро, чтобы оттуда уехать в центр по делам. Женщины отметили, что обычно в это время суток в общественном транспорте мало народа. Вот по утрам в салонах бывает тесно. Многие едут на работу на Горьковский автозавод, другие добираются до станций метро, а оттуда — в верхнюю часть города.
Очень нравятся электробусы. Только с маршрутами мы еще не разобрались до конца. Сейчас они немного изменились: захватывают большую часть района и идут в «Торпедо». А так — удобно, комфортно, тепло. Ну конечно, электробус лучше троллейбуса, это даже не сравнить. Нет такого гудения и не замечали, чтобы они ломались, — говорят наши собеседницы.
Пункт 4. На «верхушку»
Теперь самое время отправиться в центр города, чтобы там продолжить наш «гиперэксперимент». Поездка на метро до площади Горького заняла 20 минут. Отсюда беру курс в направлении площади Минина и Пожарского: там сяду на Э-9, который поедет в ЖК «Анкудиновский парк». Придя на остановку, сразу стала высматривать электробус. Но в этот раз ожидание затянулось дольше привычного: 10, 15, 20 минут… Я уже успела замерзнуть, когда нужный транспорт подъехал к остановке.
Благодаря климат-контролю в салоне держится комфортная температура: уже через 10 минут я почувствовала, что согрелась. На поручне разглядела USB-порт для зарядки гаджетов и сразу включила свой подсевший телефон. За десять минут аккумулятор набрал около 10% заряда.
Маршрут Э-9 ввели с 1 сентября для связи отдаленных микрорайонов с центром города: троллейбусы не ходили в ЖК «Новая Кузнечиха» и ЖК «Анкудиновский парк», потому что для этого не было технической возможности. Электробус же ведет с площади Минина на Советскую площадь, а затем по улице Ванеева едет в Анкудиновку. По мере удаления от центра в салон заходило все больше народа.
Рядом со мной оказался мужчина по имени Виктор. Он рассказал, что добирается на электробусе с работы домой в ЖК «Анкудиновский парк». У Э-9 пока нет регулярного расписания и машин на линии маловато, отмечает мужчина. Но вскоре ситуация должна улучшиться: с 1 декабря маршрут «девятки» изменили, исключив из него остановки в Кузнечихе, куда теперь запущен Э-17.
Конечно, с выпрямлением маршрута для жителей Анкудиновки станет удобнее. Должно стать меньше задержек. Просто, мне кажется, этот транспорт еще только пустили и не отладили как следует расписание. Но сами машины комфортные, — поделился Виктор.
По плану нашего эксперимента мне нужно было сойти в микрорайоне Новая Кузнечиха. И вот тут меня ждал сюрприз: оказалось, что следующий Э-9 приедет только через 35 минут. Ожидание длилось ровно столько, сколько было обещано. И когда электробус пришел, я снова оказалась в теплом салоне.
Остаток пути провела в беседе с жительницей «Анкудиновского парка». Ирина Степанова рассказала, что ездит в электробусах на работу и обратно. Пользуется в основном «девяткой», иногда 17-м.
От самого электробуса впечатления самые приятные. Он очень комфортабельный, уютный и даже какой-то праздничный. Если из него пересаживаться в другой вид общественного транспорта, сразу чувствуешь, как все уныло. А здесь совсем наоборот, может быть, потому, что электробусы еще такие новые. Единственное, мы опасаемся за зимний период, когда будет мороз и аккумуляторы станут разряжаться быстрее. Смогут ли тогда нас обеспечить транспортом? — задается вопросом Ирина Степанова.
Пункт 5. В депо
Конечным пунктом нашего маршрута стало депо № 1 на улице Генерала Ивлиева. Здесь находятся стоянка транспорта, зарядные станции и сервисный центр. На огромной огороженной площадке выстроились в ряд электробусы. В основном это «МиНиНы», но есть и «ЛиАЗы». Некоторые машины стоят на зарядке.
Рядом разместился парк троллейбусов. Некоторые из них еще выходят в рейс по маршрутам № 13 и № 31. Но троллейбусов в центре города становится все меньше: со временем от них откажутся вовсе и уберут контактную сеть, которая портит визуальное восприятие городских улиц, а маршруты заменят электробусами.
В депо мы познакомились с двумя водителями. Сначала они оба управляли троллейбусами, а около года назад пересели на электробусы. Дмитрий Ковязин возит пассажиров по дорогам Нижнего Новгорода больше десяти лет. В целом он доволен новым электробусом и всеми его техническими возможностями, среди которых подогрев зеркал и электронного табло, двухфазная система климат-контроля, блокировка движения при открытых дверях и видеонаблюдение с 360-градусным обзором.
Мне кажется, электробус сейчас — самый лучший транспорт в городе. Самый новый. В нем продуманы розетки для зарядки телефонов, есть сигнальные кнопки и специальный пандус для инвалидов. Есть книлинг: видишь, что бабушке сложно подняться в салон, нажмешь кнопку, кузов наклонится — она спокойно заходит. Вместе с запуском включаются все девять камер наблюдения — как на улице, так и в салоне. Они обеспечивают полный обзор, — рассказал Дмитрий Ковязин.
Его коллега Алексей Голованов имеет стаж вождения около семи лет, из них почти год — на электробусе. Он ездил по разным маршрутам в верхней части города, а сейчас возит пассажиров от площади Минина и Пожарского до «Анкудиновского парка» на Э-9. Совершает за смену по 6–8 выездов, старается соблюдать расписание. По его словам, одной зарядки «МиНиНа» хватает иногда даже на полторы смены. Но многое зависит от погоды — работает ли в салоне печка или кондиционер. В холодное время года энергии тратится больше, отмечает он.
С точки зрения комфорта электробусы удобны: можно везде объехать, в отличие от троллейбусов, которые привязаны к сети. Троллейбусы старые, изношенные. Здесь новый подвижной состав. Маршруты очень востребованы: в часы пик даже двери с трудом закрываются, — рассказал Алексей Голованов.
Модернизация общественного транспорта в Нижнем Новгороде не ограничивается только лишь закупкой электробусов. По словам главы региона Глеба Никитина, за последние годы более чем на 1120 машин обновлен автобусный парк, заключен договор на поставку 170 новых трамваев, ведется полная замена 149 км путей.
Задействуем все возможные меры поддержки для обновления подвижного состава и развития инфраструктуры общественного транспорта, включая механизмы инфраструктурных бюджетных кредитов, льготный лизинг с использованием средств Фонда национального благосостояния, специальных казначейских кредитов. […] Продолжается поставка электробусов для нижегородских маршрутов. Важно отметить, что производство трамваев и части электробусов налажено непосредственно на территории региона, — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Сегодня транспортная система Нижегородской агломерации переживает бурные изменения. Ведется реконструкция трамвайной сети, строятся новые станции метро, развиваются городские электрички и электробусное движение. Все это должно улучшить ситуацию с общественным транспортом в городе, где проблемы копились годами. Приживутся ли электробусы на нижегородских дорогах? Вспоминая, что еще несколько лет назад нам приходилось ездить только на «уставших» троллейбусах и потрепанных маршрутках, хочется верить, что да.