В 2020 году по программе «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС) в Нижнем Новгороде преобразятся почти 40 общественных пространств: местные жители сами выбрали их для благоустройства в ходе рейтингового голосования. Концепции развития территорий, которым предстоит стать новыми точками притяжения в городе, также создавались с учетом мнения нижегородцев. Каждая из них прошла несколько стадий формирования и подверглась неоднократным корректировкам после общественных обсуждений.
И вот, наконец, подрядчики вышли на площадки. Работы по благоустройству уже стартовали в сквере «Юбилейный», в сквере имени Люкина, запущена в работу вторая очередь благоустройства бульвара Авиастроителей и парка Пушкина. Идут работы в Канавинском сквере на Московском шоссе, сквере на бульваре вдоль проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде, благоустройство выполняется и в сквере на улице Рыбакова, а также в сквере «Красная горка» по улице Усилова. В Светлоярском парке начаты работы по второй очереди реновации, благоустройство Парка Славы в Автозаводском районе завершено наполовину. Несколько общественных пространств планируется сдать досрочно — ко Дню города, который будет отмечаться в этом году 13 сентября.
О том, что изменится в Нижнем Новгороде после благоустройства и как нижегородцы участвуют в создании комфортной городской среды, GiperNN побеседовал с руководителем Института урбанистики Нижнего Новгорода, архитектором Зоей Рюриковой. Пока готовился этот материал, стало известно, что Институт будет ликвидирован с 1 августа. До конца июля его сотрудники вместе с представителями районных администраций проведут цикл общественных обсуждений территорий, благоустройство которых запланировано на 2021 год. С августа, после ликвидации Института урбанистики, эту работу продолжит мэрия Нижнего Новгорода.
Зоя Александровна, каким образом формировался перечень общественных пространств для благоустройства в Нижнем Новгороде?
В 2017 году районные администрации представили в мэрию Нижнего Новгорода список из 200 территорий, которые в итоге и вошли в программу «Формирование комфортной городской среды». Все они должны быть благоустроены к 2024 году, но приоритеты расставляют жители: несколько территорий из общего списка каждый год выносится на голосование.
Насколько эффективным вы считаете участие нижегородцев в процессе подготовки к благоустройству?
Институт урбанистики Нижнего Новгорода занимается вовлечением людей в процессы преобразований территорий. С самой первой встречи стремимся собрать вокруг проекта группу заинтересованных жителей. Мы стараемся, чтобы люди участвовали в составлении технического задания: это их место, они владеют информацией о нем, у них есть определенные запросы. И после благоустройства они же основные пользователи этих территорий. По сути, заказчиком на изменения городских общественных пространств должны стать сами горожане. Процесс этот непростой и небыстрый, но результаты уже есть: многие жители активно включились в работу, где-то сформированы попечительские советы, а это уже заявка на участие в управлении территорией.
Достаточно ли выделяется средств для того, чтобы провести благоустройство качественно?
Есть территории, которые проектируются с нуля, там очень большой объем работ и требуется соответствующее финансирование. Есть и такие, где нужно провести ремонт: что-то заменить, добавить — и это уже другие задачи. Поскольку и в 2018, и в 2019 году финансирование было примерно одинаковым, а территорий в прошлом году было в два раза больше, чем в позапрошлом, то действительно есть общественные пространства, где пришлось обойтись без глобальной реновации. Но я считаю, что в территорию не обязательно вкладывать огромные деньги, чтобы она долго жила и была востребована. Для того чтобы территория не начала деградировать сразу после благоустройства, нужны люди и сообщества, которые заинтересованы в этом, а еще лучше — управляющий орган, который не только организует обслуживание, но и развивает место, инициирует проекты, программы, события.
В 2019 году несколько проектов благоустройства затянулись из-за недобросовестных подрядчиков, пришлось менять исполнителей прямо в процессе. Почему на объекты иногда выходят компании, которые не в состоянии качественно реализовать проект?
Проблема эта системная, и проистекает она из практики применения федерального закона № 44-ФЗ о конкурентных закупках, когда заказчик должен выбирать подрядчика, предлагающего самую низкую цену за свои услуги. На эти аукционы может выйти кто угодно, и тут уж как повезет. Всегда есть риск того, что контракт получит компания, которая настолько снизит цену, что профессиональные и опытные исполнители просто откажутся от участия в конкурсе. И меня в этой ситуации пугают не столько сроки реализации проекта, сколько качество благоустройства. Да, бывает, затянули проект или заменили подрядчика даже, но сделали качественно в итоге. Это, конечно, нервно, неприятно, но все же не так страшно, как халтурщики, которые все сделают в срок.
А как же гарантия на работы? Ведь по контрактам подрядчик должен устранять недочеты за свой счет?
Гарантия есть, но бывает очень непросто доказать, что наступил гарантийный случай, что это не жители пришли и разломали все. Нужно проводить экспертизы, что виноваты именно подрядчики. А это сложно и отнимает много времени.
Как будет организован контроль за работой подрядчиков в 2020 году с учетом опыта прошлых лет?
В прошлом году ход работ на многих территориях проверяли общественные активисты. И я уверена, что участие жителей в контроле за ходом воплощения проектов в жизнь необходимо. У нас, в Институте урбанистики, есть менеджеры, которые в прошлом году курировали разные территории и помогали жителям координироваться, создавать группы в соцсетях, освещать процесс, писать обращения в администрацию или заказчикам, общаться с подрядчиками на профессиональном языке. В этом году общественный контроль тоже будет работать. Мы решили опираться именно на жителей: если они хотят создавать группы в соцсетях, мы им поможем, а если нет — не будем настаивать. Нет какой-то обязаловки.
В рамках первой очереди благоустройства главной улицы Нижнего Новгорода — Большой Покровской — дважды перекладывали брусчатку. При создании новой концепции «обнулялись» итоги встреч с жителями, работа КБ «Стрелка» подвергалась жесткой критике нижегородцев. Теперь благоустройство планируется проводить по новой программе — #Среда800. Чем вызваны эти проблемы и почему общественности до сих пор так и не была представлена концепция в окончательном варианте?
По первой очереди были виноваты не столько проектировщики, сколько подрядчики. И вот этот опыт надо было понять и не повторять в дальнейшем. Поэтому затем был разработан рабочий проект с другими слоями, чтобы плитка не «плыла». Потом, видимо, этот рабочий проект не удовлетворил руководство города, и было решено обратиться в КБ «Стрелка», чтобы они провели работу над ошибками по первой очереди, предложили новые решения и заодно дали свое видение концепции второй очереди благоустройства. Когда проект дошел до обсуждений, у нижегородцев возникла масса претензий. В частности, многим не понравились арт-объекты — «красная петля» и олень, например.
И вот тут хочется поговорить о том, кто все-таки должен проектировать пространства в Нижнем Новгороде. На мой взгляд, чтобы у нас развивалась индустрия, чтобы появились специалисты высокого уровня, им нужно давать работу. И пусть вместе с ними трудятся консультанты, которые знают больше и что-то могут подсказать. Но делать должны местные специалисты, потому что они здесь живут, они больше заинтересованы в хорошем, качественном результате. И пока у нас команда проекта #Среда800 не следует этому принципу, я боюсь за город, который благоустроят по концепциям, созданным архитекторами из других городов.
Расскажите, пожалуйста, как к проекту «Формирование комфортной городской среды» подключился проект #Среда800? Ведь создание нескольких концепций — благоустройства площади Горького, бульвара Рокоссовского, проекты реновации набережных — начинал Институт урбанистики, а сейчас получается, что часть проектов взял на себя Институт развития городской среды Нижегородской области?
Вопрос этот не к нам. Мы свой процесс обсуждения, формирования концепций вели так, как считали правильным. Но в какой-то момент то, о чем вы сказали, произошло. И для Института урбанистики это стало неожиданностью. Как ИРГС НО работали с нашими обсуждениями? У нас все обсуждения в открытом доступе. Люди, работающие по проекту #Среда800, имели возможность все эти материалы изучить, на основе этих обсуждений построить свои концепции.
В рамках проекта #Среда800, в частности, разрабатывался окончательный вариант концепции развития бульвара имени Рокоссовского. Как получилось так, что на месте проектируемой озелененной территории уже началось строительство ресторана быстрого питания? Жители посчитали, что их обманули, представив проект без учета строительства кафе.
Территорию под кафе выделили восемь лет назад. И в концепции, которую представил проектировщик на обсуждения в конце января 2019 года, этого участка не было. Концепция благоустройства представлялась без него и жителям на обсуждениях сказали, что эта площадка отдана под застройку, на этот процесс мы уже не могли влиять никак.
Как вы оцениваете ситуацию в сквере «Юбилейный»? На старте работ выяснилось, что реализация проекта благоустройства требует вырубки деревьев, причем не только аварийных. А ведь жители во время общественных обсуждений просили оставить зеленые насаждения, и им обещали пойти навстречу. В итоге активисты вынуждены бороться за каждое дерево.
В сквере «Юбилейный», как и по каждой территории, где планируется благоустройство, была проведена экспертная оценка зеленых насаждений. Во время этой оценки проверяется, в каком состоянии находится каждое дерево, аварийные убираются. Но в сквере «Юбилейный» получилось так, что некоторые деревья попали на участок, где запланированы новые дорожки. Каждое дерево обсуждается отдельно, проектные решения корректируются, к этому привлечены лучшие городские эксперты. Жители здесь очень активные, есть чат для координации действий, это хороший пример самоорганизации людей, а мы со своей стороны помогаем информацией и координацией.
Но разве это нормально, когда сначала на обсуждениях проекта с жителями договариваются об одном, а на деле получается по-другому?
А подрядчик и не мог говорить о чем-то с жителями. В момент, когда происходят обсуждения концепции, еще не готова экспертная оценка озеленения, она происходит позже. Поэтому количество аварийных деревьев, и тех, что идут под вырубку из-за особенностей проекта, заранее неизвестно.
По мнению руководителя экоцентра «Дронт» Асхата Каюмова, при реализации окончательной версии проекта в сквере «Юбилейный» озеленение сократится очень серьезно — почти на 30%. То есть получается, что речь идет не о нескольких деревьях.
Если это про процент озеленения, то приведу такой пример: когда детская площадка стоит в грязи — на открытом грунте — она входит в озелененную территорию. Когда площадку застилают резиновым покрытием, эта территория перестает быть озелененной. И не важно, что на ней и до этого не было ни одного дерева. Возникает вопрос — жителям лучше в грязи со своими детьми находиться или на твердом покрытии, но формально уже не входящем в процент озеленения? Проектировщик предусмотрел по запросу жителей в сквере площадки с твердым покрытием, поэтому процент озеленения, травы, уменьшился.
Какие общественные территории, запланированные к благоустройству в 2020 году, на ваш взгляд, являются самыми сложными?
Сложности бывают разными. Бывают проектировщики, которые не слышат ничего. Делают свое, и в итоге это жителей не устраивает. Частично мы видим такой результат в сквере «Юбилейный». Много споров было по территории «Красная горка» на улице Усилова. Жители не хотели, чтобы меняли асфальт, а проектировщик настаивал на замене покрытия дорожек. Жители хотели оставить в проекте «Красную горку», а исполнитель уверяет, что ее нужно обследовать, но этих работ нет в техзадании, на это не выделены деньги. Получилась острая ситуация. Однако я считаю, что этот процесс воспитывает сразу всех: и проектировщиков, и администрации районов, и жителей, и подрядчиков. С одной стороны кажется, что здесь много негатива, но с другой стороны — это все про развитие.
Мне нравятся процессы, которые сейчас идут в парке Пушкина. Попечительский совет очень серьезно относится к тому, что происходит с территорией, там уже профессиональный, экспертный подход у людей. Мне нравится, как ни странно, то, что происходит в сквере «Юбилейный», где жители очень активно включились в работу по благоустройству и отстаивают те решения, которые им нужны. Активно ведут себя и жители Ленинского района. Я очень рада, что у них бурно идет обсуждение реализации проектов и в чате, и в соцсетях. А общественному контролю парка «Дубки», я думаю, вообще памятник можно поставить за то, как они отстаивали деревья, какие-то решения, которые подрядчик хотел обойти. Вот это и есть принцип социального проектирования, изменение отношения к городу, более высокая ответственность за то, что происходит вокруг.
Отдельно хочется поговорить о Стрелке. В 2019 году концепцию реновации этой территории создал архитектор Сергей Чобан, ее одобрил президент. Как эти идеи соотносятся с вашим видением? Нужны ли там Шуховские башни, футуристический концертный зал, так ли уж необходимо активно вмешиваться в это пространство?
Территория Стрелки сама по себе несет планетарную, космическую энергетику. Года два назад мы с коллегами из «Открытой Стрелки» создали концепцию, которая основывалась на гипотезе, что это место культурно-образовательное. Что касается форм, то на эскизах Сергея Чобана они, на мой взгляд, чрезмерно агрессивны, революционны что ли, а я за эволюционный подход.
Может ли там быть жилье? А почему нет — раньше ведь на Стрелке находились склады, магазины на первых этажах зданий, они принадлежали тем, кто работал на пристанях, торговал, а на верхних этажах люди жили. Я, например, ничего плохого не вижу в открытом студенческом кампусе, или гостиницах, или арт-резиденциях на Стрелке. Главное, как это реализовать, какой подход выбрать. Необходимо понять, что нужно сейчас городу, в каком объеме, кто и сколько готов вложить сюда денег и как это будет работать.
Какие места в Нижнем Новгороде вы любите больше всего? Где предпочитаете отдыхать?
Я очень люблю Верхневолжскую набережную, набережную Федоровского. Эти просторы, виды мне особенно нравятся. Люблю квартал церкви Трех Святителей — уникальное место, таких в городе больше не осталось. А еще хочу сказать, что мне нравятся наши кафе и рестораны: даже москвичи, приезжая в Нижний Новгород на выходные, очень удивляются тому уровню, атмосфере, которую создают в наших заведениях, особенно на Рождественской, Большой Покровской. И здесь я с гостями из столицы полностью согласна.