Строительство новых станций метро в Нижнем Новгороде может начаться уже в 2022 году, а после их ввода в эксплуатацию пассажиропоток подземки должен увеличиться в 2,5 раза — до 86 млн человек в год. Общая стоимость транспортной реформы в столице ПФО оценивается в 123,5 миллиарда рублей, из которых 56,6 млрд потребуется на метро. Для реализации проекта будут привлечены бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации.
В начале июля 2021 года заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов презентовал концепцию модернизации общественного транспорта в Нижнем Новгороде на Московском урбанистическом форуме. Он рассказал о планах повысить престиж всей городской транспортной системы, сделав акцент на развитии внеуличного транспорта и строительстве новых станций метрополитена.
Основные задачи транспортной реформы
Главной целью реформы является качественное повышение уровня транспортного обслуживания нижегородцев. Предполагается, что в Нижегородской агломерации будет создана мультимодальная маршрутная сеть, связывающая все виды общественного транспорта, включая даже пригородные электрички и канатную дорогу.
В рамках первого этапа стоимостью 51,1 миллиарда рублей планируется провести реконструкцию 97 километров трамвайных путей, еще 24 км путей будет построено. Приоритет отдается тем районам, где прокладка веток метро является экономически нецелесообразной. В частности, Сергей Морозов упомянул строительство трамвайной линии в микрорайоне Щербинки-2 и в 7-м микрорайоне Сормова, а также соединение трамвайных путей в районе станции метро «Пролетарская».
Еще один важный пункт реформы — обновление подвижного состава городского электротранспорта. Для решения данной задачи будет закуплено 202 трамвая и 157 троллейбусов. Кроме того, в бюджет заложено приобретение 610 автобусов за 8,6 миллиарда рублей.
По словам Сергея Морозова, основной массив предстоящих работ все-таки связан с продлением нижегородской подземки, что обусловлено специфической географией Нижнего Новгорода.
Развитие внеуличного транспорта — это не желание, а острая необходимость для города. Нижний Новгород находится в сложных для транспортного обслуживания условиях, город разделен рекой, и правый берег значительно выше противоположного. Кроме того, большое количество зон исторически ценной застройки снижает пропускную способность улично-дорожной сети, что усугубляется нарастающим трафиком. В целом именно развитие метрополитена мы видим как основу новой комфортной маршрутной сети, — рассказал Сергей Морозов.
Продление Автозаводской линии
Предполагаемая стоимость продления метро в Нижнем Новгороде составляет 56,57 миллиарда рублей: этой суммы должно хватить на строительство новых станций «Оперный театр», «Сенная», «Сормовская» и «Варя». Замгубернатора отметил, что проектирование будет вестись в цифровом формате, что позволит сократить сроки строительно-монтажных работ и минимизировать человеческий фактор.
Появление станции на площади Сенной рассматривается властями не только для улучшения транспортной обстановки в Нижнем Новгороде. По словам Сергея Морозова, данная локация имеет серьезный потенциал с точки зрения жилищного строительства и реализации различных инвестпроектов. На данный момент обсуждается возможность размещения здесь 286,5 тысячи квадратных метров коммерческой застройки и 230 тысяч «квадратов» жилья. Также проект предполагает создание более 8,5 тысячи новых рабочих мест.
Продление Автозаводской линии замкнет формирование комфортного транспортного каркаса исторического центра и создаст условия для повышения приоритетности общественного транспорта на фоне таких непопулярных мер, как введение платных парковок и ограничение в перспективе въезда в исторический центр города, — подчеркнул Сергей Морозов.
Продление Сормовской линии
Жители Сормовского района Нижнего Новгорода испытывают множество неудобств из-за территориальной отдаленности от центра города. Из всех рассматриваемых вариантов улучшения транспортной доступности Сормова эксперты признали наиболее целесообразным продление подземки от станции «Буревестник» до станции «Сормовская» с созданием транспортно-пересадочного узла.
К слову, в правительстве обсуждался вариант продления метро от станции метро «Сормовская» до Починок, но расходы на реализацию проекта составили бы более 40 миллиардов рублей. Из-за высокой затратности от данного предложения было решено отказаться, отдав предпочтение строительству 13 километров трамвайных путей от станции «Сормовская» до 7-го микрорайона. В таком случае финансирование составит порядка 4 миллиардов рублей.
Реализация проекта позволит замкнуть пригородное сообщение и обеспечит возможность пересадки на метро, а 7-й микрорайон будет полностью охвачен сообщением с дальнейшей возможностью перемещения пассажиров на Московский вокзал, — пояснил Сергей Морозов.
Согласно экспертным оценкам, предлагаемые меры помогут сократить время в пути между центром Сормова и площадью Сенной в часы пик в 3,5–4 раза.
Сроки реализации и оптимизация проекта
Поскольку проектная документация по продлению Автозаводской линии была разработана еще десять лет назад, власти приняли решение о ее корректировке. Так, эксперты метростроения предложили сократить длину тоннелей на 10% (до трех километров), уменьшить глубину залегания и изменить объемно-планировочные решения подземных станций. Еще одно предложение касается сокращения числа строительных площадок — с девяти до четырех за счет изменения технологических решений, в частности систем вентиляции станций и тоннелей.
Внесение изменений в проектную документацию позволит уменьшить срок строительства станции на площади Сенной с 63 до 37 месяцев и уменьшить объем расходов до 3,5–4 млрд рублей. В этом случае продление подземки в нагорной части Нижнего Новгорода может завершиться уже в 2024 году.
Появление новых станций метрополитена, считают в правительстве, приведет к росту пассажиропотока до 86 миллионов человек в год. Выход на такие показатели необходим для обеспечения операционной безубыточности подземки Нижнего Новгорода.
Ожидаемый эффект и критика урбанистов
Несмотря на позитивные ожидания чиновников от реализации транспортной реформы, многие ее положения были встречены критикой. Например, некоммерческая организация Ильи Варламова и Максима Каца «Городские проекты» указала сразу на несколько «странностей» в презентации замгубернатора. Экспертов смутила идея строительства линии метро до центра Сормова параллельно с обособленной линией трамвая и неудобное расположение будущего транспортно-пересадочного узла. По их мнению, было бы целесообразно сделать ТПУ в районе станции «Варя».
В презентации указывается, что ТПУ «Сормовская» объединит пересадки на автобусы, трамваи, метро и электричку. Однако на самом деле от центра Сормова до ж/д платформы Сормово более 500 м вглубь района. Едва ли можно использовать такую прогулку в качестве пересадки! — отмечают «Городские проекты».
Продление Автозаводской линии также вызывает вопросы у урбанистов. По их мнению, новая станция должна появиться не на площади Свободы, а рядом с оперным театром, куда имеется подвоз пассажиров сразу по трем улицам — Белинского, Ванеева и Ошарской. Эксперты не считают, что предложенные ранее корректировки проектной документации помогут снизить стоимость и ускорить строительство станции.
Вряд ли разработка нового проекта с нуля будет дешевле и быстрее, чем приведение уже существующего проекта со станцией «Оперный театр» к актуальным строительным нормативам, — рассуждают «Городские проекты».
Не верят представители некоммерческой организации и в рост пассажиропотока до 86 миллионов человек в год. Как следует из презентации Сергея Морозова, в настоящее время подземкой пользуются 32,5 млн пассажиров в год, а новые станции дадут еще 20,3 млн пассажиров. Таким образом, появление четырех новых станций увеличит пассажиропоток нижегородского метрополитена максимум до 52,8 млн посетителей.
Модернизацию системы общественного транспорта в Нижнем Новгороде планируется начать в 2022 году. На первом ее этапе нижегородцы смогут оценить обновление трамвайной и троллейбусной сети, а на втором — развитие метро, канатной дороги и автобусов. Главным вопросом по-прежнему остается финансирование, но, кажется, его решение как никогда близко: заявка на получение бюджетных инфраструктурных кредитов на 61,4 млрд рублей уже направлена в федеральный центр.