В Нижегородской области началась подготовка к строительству Восточного обхода. В начале 2021 года власти поручили омской компании ООО «Терпланпроект» разработать проект планировки и межевания территории (ППМ), который определил примерный ход будущей трассы. Согласно представленным решениям, дорога возьмет начало от Гребного канала в Нижнем Новгороде, протянется вдоль берега Волги и выйдет на пересечение с магистралью М-7. Основная задача многомиллиардной стройки — разгрузить транспортную сеть областного центра.
Однако нижегородцы восприняли такие амбициозные планы неоднозначно. По мнению градозащитников, расположение дороги не позволит вывести транзитный транспорт из Нижнего Новгорода и лишь усугубит ситуацию. Жители Кстовского района опасаются, что маршрут Восточного обхода поставит их дома под угрозу сноса. Экологи указывают на проблему сохранности Артемовских лугов — уникальной природной территории, где обитают редкие виды птиц, зверей и насекомых, многие из которых занесены в Красные книги России и Нижегородской области.
В начале февраля на кафедре ЮНЕСКО в ННГАСУ члены Общественной палаты обсудили самые актуальные вопросы, касаемые появления Восточного обхода. Вместе с представителями Минграда, ГУАДа, экологами, учеными и местными жителями они попытались выяснить, какова же цена масштабного строительства.
Предполагаемая трассировка
На стадии подготовки проекта планировки и межевания ООО «Терпланпроект» рассматривало пять вариантов прохождения Восточного обхода. Во всех случаях дорога начиналась в районе набережной Гребного канала и тянулась в сторону Артемовских лугов в Кстовском районе. Первый маршрут проходил по существующей улично-дорожной сети через жилую застройку в районе деревень Афонино и Никульское, а затем следовал на улицу Школьную. Длина такой трассы составляла всего 3,9 км. На встрече в Общественной палате выяснилось, что данное предложение не могло стать полноправной версией дорожного обхода первой категории из-за противоречий Своду правил 34.13330.2012.
Во втором варианте дорога протяженностью 9,8 км огибала указанные выше деревни, подключалась к трассе Большая Ельня — Ольгино и через железнодорожный переезд выходила на магистраль Нижний Новгород — Кстово. В этом случае пришлось бы построить две транспортные развязки и реконструировать дорогу в районе Большой Ельни. Четвертый и пятый варианты подразумевали прохождение Восточного обхода через жилую застройку Кстова, где трасса примыкала бы к улично-дорожной сети Магистральной улицы. Длина обходов в этом случае могла составить 15,9 или 16,7 км.
В итоге для дальнейшей проработки взяли третий вариант — именно он сегодня считается основным для первого этапа строительства. Восточный обход Нижнего Новгорода протянется через Артемовские луга вдоль Волги, частично затрагивая существующую песчаную насыпь. В районе транспортной развязки начала обхода Кстова дорога выйдет на автомагистраль М-7 «Волга». Длина магистрали составит 14,7 км, она будет иметь как минимум четыре полосы движения и категорию 1В. На протяжении трассы планируется построить три моста, эстакаду над оврагом в Кстово и шесть «зеленых» переходов для животных. Также запланированы создание трех новых транспортных развязок и реконструкция одной существующей, возведение водоотводной канавы в 30 км и 12 локальных водоочистных сооружений. Еще в планах работы с сетями водо- и газоснабжения, ливневой канализацией и линиями элетропередачи. Не исключается и строительство дополнительной инфраструктуры — виадуков или тоннелей.
Мы живем по каким-то вчерашним инженерным представлениям. Нам нужно строить не мосты, а тоннели. Это намного дешевле и более современно: так делают и Китай, и Швеция. Конечно, это не значит, что мы сегодня примем такое решение. Но я хочу, чтобы идея тоннеля звучала — она реальная, быстрая и возможная. Надо считать, смотреть и анализировать, — заметила профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Виноградова.
Более точные координаты Восточного обхода станут известны после проектировки автомагистрали: к этой работе пока не приступали. Подготовленный проект планировки и межевания определяет лишь приблизительный маршрут будущей дороги. Как пояснил представитель ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» (ГУАД) Алексей Новожилов, актуальный вариант трассировки частично захватывает уже существующий проезд. Замглавы регионального Минграда Сергей Попов добавил, что ППМ призван облегчить жизнь хозяйствующим субъектам, чьи земли находятся близ предполагаемого строительства. Документация определит границы отмежеванной земли и позволит развивать хозяйство там, где точно не пройдет спецтехника.
О том, когда Восточный обход появится на карте города, власти не берутся говорить даже примерно: это может произойти и в следующем десятилетии. Возведение Восточного обхода должно занять около пяти лет. Примерно полтора года потребуется на проектировку магистрали, еще два-три — на строительно-монтажные работы. Предполагается, что пропускная способность новой дороги составит свыше 14 000 автомобилей в сутки. Алексей Новожилов подчеркнул, что основная цель строительства Восточного обхода — вывод транспортных потоков из города. Также автомагистраль должна разгрузить дороги Кстовского района и, в частности, проезд Афонино — Никульское. Последний сейчас используют для объезда пробок: ежедневно по дороге пятой категории проезжает порядка 20 тысяч авто.
Судьба Подновского моста
Для того чтобы проект оказался жизнеспособным, трассу должен продолжить новый мост. Предполагается, что в рамках второго этапа строительства он может разместиться в районе поселка Подновье. По словам руководителя экоцентра «Дронт» Асхата Каюмова, без переправы новая магистраль не имеет смысла — она станет обходом Афонино, а не Нижнего Новгорода. При этом трафик на дорогах областного центра только увеличится: основной «удар» возьмут на себя Гребной канал, Нижне-Волжская набережная и Канавинский мост.
Главный вопрос в том, что Восточный обход должен пересекать Волгу. Вы там мост видели? Я — нет. И никто не видел, потому что его нет. Мост был спроектирован около десяти лет назад, но денег на него сейчас нет. Это официальный ответ Москвы на предложение области дать денег на Восточный обход. Зачем тогда строить дорогу под мост, которого нет и для которого пока нет никаких обещаний? — поделился с GIPERNN.RU Асхат Каюмов.
В региональном Минграде нам пояснили, что решение о строительстве моста действительно еще не принято. Несмотря на это, власти уверены, что строительство первого этапа магистрали — от Гребного канала до пересечения с М-7 — не лишено смысла. Восточный подъезд к Нижнему Новгороду от федеральной трассы сейчас используется для въезда автомобилей с Казанского направления: по ней передвигаются и транзитный транспорт, и жители Кстовского района, и владельцы активно развивающейся пригородной застройки. Все это приводит к перегрузке дороги и последующим заторам, для объезда которых используют проезды частного сектора. Предполагается, что возведение Восточного обхода также даст импульс для развития территорий Гребного канала, где уже сейчас сосредоточено множество объектов спортивной и развлекательной направленности.
На сегодняшний день трехэтапное строительство Восточного обхода с новой переправой оценивается примерно в 100 млрд рублей. Вместе с тем первая очередь магистрали по экономическому обоснованию обойдется в 15,8 млрд рублей: правда, в эту сумму не включено возведение транспортных развязок. Пока никаких шагов к созданию моста не предпринимается: власти только планируют актуализировать старый проект.
По Подновскому мосту пока не могу сказать. У нас есть проект, мы его будем корректировать — пока это все. Это поэтапное развитие. К сожалению, мы не можем взять и построить все одномоментно — это большая работа, которая требует больших финансовых затрат. В то же время мы не можем просто построить мост, не выведя транзит куда-то, — пояснил в ходе встречи Алексей Новожилов.
Представитель ГУАДа выразил надежду, что в дальнейшем мост все-таки появится. В подтверждение своих слов он напомнил, что еще недавно нижегородцы не верили в появление нового моста через Оку — и вот его, наконец, построят в составе дублера проспекта Гагарина.
Надо проблемы решать постепенно. Мы все-таки надеемся, что в дальнейшем сможем построить мост в Подновье, — оптимистично заключил он.
Дорога «по головам» зверей и птиц?
Если вопрос о строительстве Подновского моста пока в далеких планах, то проблема сохранности уникальной территории Артемовских лугов, вдоль которых пройдет Восточный обход, — куда более реальная. По словам Асхата Каюмова, сейчас на площади в три тысячи гектаров обитают более 90 видов краснокнижных животных и растений. Орлан-белохвост, ходулочник, белая лазоревка, перевязанная стрекоза, малая выпь, зимородок — вот далеко не полный список уникальных представителей животного мира на территории «жемчужины нижегородского Поволжья». Кроме того, здесь располагается исчезающая из-за появления каскада ГЭС Волжская пойма. Еще одна, пусть и не очевидная, ценность Артемовских лугов — иловые поля.
Иловые поля, с одной стороны, большая экологическая проблема. Потому что это органика, которая может перемещаться в сторону Волги. Но с другой стороны, это огромная кормовая база. Здесь встречаются очень многие виды живности: беспозвоночные, размножающиеся здесь, являются кормом для них. А тех, кто ест беспозвоночных, уже съедают хищники, — пояснил эколог нашему корреспонденту.
По предварительным планам, особо охраняемыми сделают 690 из 3000 га территории Артемовских лугов. Однако, по мнению Асхата Каюмова, создание природного парка не спасет уникальное пространство от исчезновения, а только «оттянет его агонию». С таким мнением согласился и председатель фонда нижегородского отделения Союза охраны птиц России Сергей Бакка. Он уверен, что выбранный вариант трассировки — наихудший с экологической точки зрения: примерно в радиусе полукилометра от дороги все живое либо сменит место обитания, либо постепенно погибнет.
Согласно позиции ГУАДа, пока рано говорить о каком-либо ущербе для флоры и фауны. Алексей Новожилов напомнил, что ППМ не содержит окончательных проектных решений в отношении охраны природы. Оценка животного мира, а также мероприятия по его сохранению будут проводиться позже — на стадии проектирования самой дороги. Также выяснилось, что при выборе трассировки разработчики использовали существующую насыпь: этот участок, по мнению Алексея Новожилова, ценности не представляет.
Я был на этой насыпи и не видел там ни одной птицы, например. И что мы там убьем, где грязь и прочее, я не знаю. Мы также ратуем за то, чтобы сохранить для потомков и растительный, и животный мир. Но при этом нужно соблюдать баланс людей и животного мира, — уверен Алексей Новожилов.
Экологов такой прагматичный расчет не устроил. Асхат Каюмов напомнил, что согласно федеральным законам «Об охране окружающей среды» и «О животном мире» любая деятельность, которая может привести к уменьшению численности краснокнижных растений и животных, — запрещается. Кроме того, по законодательству оценивать возможный урон окружающей среде нужно даже в отношении планируемых мероприятий. То есть до того, как на Артемовские луга приедет строительная техника.
Нам говорят, что это еще не трасса, а проект планировки и межевания. Но если мы его размещаем поверх мест обитания видов, занесенных в Красную книгу, нет ни у кого мысли, что мы этим уже немного нарушаем требования двух федеральных законов? Понятно, что это еще не стройка. Но на следующей стадии нам скажут: «Это все в соответствии с ППМ, это не мы придумали!» Уже тысячу раз слышали эту сказку, — возмутился эколог.
В свою очередь, Сергей Бакка напомнил, что вопросы нарушения природоохранного законодательства вставали и при планировании трассы М-12. Однако тогда о нарушении природоохранного законодательства заговорили только на этапе проектирования. В результате перепрофилировать трассу было поздно, а строительство дороги нанесло «экологический ущерб всемирной значимости». В завершение противоборства властей с экологами очень важную мысль высказал урбанист, кандидат экономических наук и доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Александр Иванов.
Когда кто-то про птичек, а кто-то про миллиарды рублей, последние могут сказать: «Ребята, сколько у вас там птичек? Давайте мы в золоте их всех отольем, и это будет сотой долей проекта, за который мы боремся». И эта точка зрения для многих будет звучать убедительно. […] Но если иметь в виду, что в каждом квадратном метре находятся 3 грамма беспозвоночных, то эти 3 грамма с точки зрения законодательства стоят 400 рублей. Если посчитать те квадратные метры, которые в конечном счете будут уничтожены реализацией вот этого проекта, то уже одна эта цифра сведется к миллиардным потерям. Это не вынимается из чьего-то кармана, но является огромным ущербом для нашей окружающей среды, — заметил Александр Иванов.
Что ждет жилую застройку
По словам Алексея Новожилова, существующие проектные наработки не предполагают сноса жилых домов при строительстве Восточного обхода. К примеру, один из первоначальных вариантов подразумевал выведение магистрали к деревне Ржавка. Однако сейчас эта территория активно застраивается, а потому идею посчитали нецелесообразной. Сами местные жители сочли доводы властей неубедительными.
Выяснилось, что по генплану Восточный обход должен миновать Кстово, затрагивая только Афонинский и Большеельнинский сельсоветы. Тем не менее при разработке техзадания подрядчик ушел от последнего муниципального образования примерно на километр. Если внимательно рассматривать документацию, можно заметить, что на одном из участков предполагаемая дорога проходит аккурат между домами, действительно не затрагивая ни один из них. Как отметили присутствующие на встрече нижегородцы, расстояние между постройками составляет около 54 метров, в то время как ширина четырехполосной трассы вместе с обочиной должна приравняться почти к 180 метрам.
Как в 54 метра могут уместиться 180 метров? Наверное, подрядчик думает, что никто не будет это смотреть. Да и смотреть может только тот, кто живет в этом районе. Но на самом деле здесь под снос попадают порядка 30–50 домов, — заявила одна из присутствующих на встрече нижегородок, пожелавшая сохранить анонимность.
Не все так однозначно и в отношении будущей застройки. Еще несколько лет назад в районе Восточного обхода власти предполагали построить около 3,4 млн кв. м нового жилья. Однако Сергей Попов объяснил, что документация, которой апеллировали на тот момент, утратила актуальность. Теперь, после завершения перевода 690 га Артемовских лугов в рекреационную зону, объемы нового строительства будут скорректированы, а на охраняемой природной территории дома и вовсе не появятся.
Другой позиции придерживается Асхат Каюмов. Он напомнил, что часть Артемовских лугов находится в частной собственности. Кроме того, ППМ этой зоны предусматривает несколько съездов с Восточного обхода: нетрудно предположить, что они необходимы именно для развития жилищного строительства.
Дорога будет построена за федеральные деньги. Как говорил Карл Маркс, при такой норме прибыли нет преступления, на которое не пойдет капитал. Мы отобьем все руки, пытаясь отогнать желающих от застройки этих мест, — считает Асхат Каюмов.
Эти мысли, как и доводы о защите Артемовских лугов, кажется, не нашли должного отклика у представителей власти. Они заверили, что возведение Восточного обхода — задача будущих лет. Пока нет даже проекта трассы, ничто не угрожает ни застройке, ни уникальной природной территории. Конечно, неопределенность едва ли обнадежила нижегородцев: очевидно, что реализация таких масштабных проектов должна вестись путем всестороннего диалога. Остается надеяться, что в дальнейшем он продолжится и разные стороны баррикад все-таки смогут услышать друг друга.