Летом 2022 года стартует реализация комплексной транспортной реформы Нижегородской агломерации. В минувшем декабре горожане впервые увидели предполагаемую схему новой маршрутной сети, которая станет первым этапом больших преобразований. Нововведение подразумевает полный отказ от маршрутных такси с нерегулируемыми тарифами: по завершении корректировок на все виды общественного транспорта будут распространяться единая стоимость проезда и бесплатные пересадки. Первая очередь реформы также включит частичное обновление подвижного состава и строительство дополнительных остановок. К 2025 году в рамках второго этапа планируется расширить метро, популяризовать электротранспорт и возвести новую инфраструктуру.
Первые наметки будущих изменений вызвали массу недовольств у нижегородцев. Самым спорным моментом стала возможная отмена более 20 городских маршрутов. После общественного резонанса было объявлено, что схема отправлена на доработку. Полный перечень маршрутов, предлагаемых к отмене в Нижнем Новгороде уже в 2022 году, GIPERNN.RU опубликовал здесь.
Представить обновленный вариант маршрутной сети на суд общественности предполагается в ближайшем марте. За месяц до этого проектировщики компании АО «Институт „Стройпроект“» встретились с представителями регионального Минтранса и Народного фронта. На встрече они рассказали, как разрабатывалась новая транспортная схема, какие задачи она решит и почему отмена десятков автобусов улучшит транспортную ситуацию в Нижегородской области.
Как появилась новая маршрутная сеть?
Необходимость изменения транспортной схемы Нижегородской агломерации обусловлена появлением большого количества автомобилей и возникновением новых центров притяжения, уверен исполняющий обязанности замглавы Минтранса Артем Бафанов. Кроме того, к переменам подталкивают несовершенства сегодняшней маршрутной сети, перекликающиеся с опытом других российских регионов. В частности, речь идет об обособленности и плохой транспортной доступности муниципалитетов.
Раньше в каждом муниципалитете маршрутная сеть была автономной. Сейчас же мы говорим о необходимости связи внутренних и межмуниципальных маршрутов. Она нужна для того, чтобы жители других муниципалитетов могли беспрепятственно добираться до ядра агломерации — Нижнего Новгорода, — пояснил Артем Бафанов.
Существенным недостатком действующей транспортной схемы является перегрузка части маршрутов, добавила замглавы института «Стройпроект» Виктория Калинина. Отчасти это обуславливается еще одной проблемой — несоблюдением интервалов движения общественного транспорта. В некоторых случаях задержка возникает из-за пробок, в других она связана с невыходом водителей в рейс. Виктория Калинина подчеркнула, что придерживаться установленного интервала мешает и большая протяженность маршрутов: она затрудняет прогноз времени прибытия из точки «А» в точку «Б». Важным недостатком нынешней сети спикер назвала значительное количество дублирующих маршрутов. В частности, только на двух главных магистралях города — проспектах Гагарина и Ленина — проектировщики насчитали примерно по 20 автобусов и маршруток со схожими направлениями.
Получается, что по основным магистралям идет очень много транспорта, который обгоняет друг друга, мешает друг другу. А с учетом того, что автобусы имеют малую вместимость, от них создается дополнительная нагрузка на улично-дорожную сеть. Также, думаю, все замечают, что часть подвижного состава устарела: где-то что-то шумит, где-то поддувает, — объяснила Виктория Калинина.
Здесь речь зашла о маршрутах с нерегулируемыми тарифами. Было установлено, что по городским магистралям ежедневно передвигаются около 507 автобусов среднего класса и 135 малого. Как подчеркнула Виктория Калинина, такой транспорт не соответствует требованиям к комфортной перевозке пассажиров, в том числе маломобильных людей и граждан с багажом. Кроме того, школьники, студенты и пенсионеры не могут воспользоваться привычными льготами. Конечно, нельзя забывать и о высокой аварийности маршруток: зачастую, именно их водители превращают городские дороги в гоночную трассу, нарушая ПДД.
По словам Виктории Калининой, решению об отмене ряда маршрутов предшествовала длительная работа. Представители компании «вживую» проанализировали каждый рейс: они ездили от одной конечной станции к другой, записывали количество входящих и выходящих пассажиров. Отметим, что контракт с АО «Институт «Стройпроект» заключили еще в 2020 году. Изначально предполагалось, что подрядная организация представит результаты работы весной следующего года, затем сроки были перенесены на июль, а после — на осень. В итоге первые итоги появились лишь в конце 2021 года.
Мы внимательно смотрим и анализируем все вопросы, которые нам присылают, стараемся их учитывать. Понятно, что каждому хочется, чтобы маршрут шел от его дома до удобного места. Но, к сожалению, такое количество маршрутов на весь город сделать невозможно, — отметила Виктория Калинина.
Что улучшит транспортную ситуацию?
Обновленная система автобусов. В текущем году с запуском новой транспортной реформы все автобусы Нижегородской агломерации планируется перевести на единую систему брутто-контрактов. Как пояснил Артем Бафанов, по существующей схеме доход перевозчика формируется исходя из билетной выручки. Это приводит к тому, что наибольшая прибыль поступает в часы пик. В то время как ранним утром и поздним вечером выходить в рейсы становится невыгодно.
В случае брутто-контрактов перевозчик получает доход от количества выполненных рейсов. По существующим контрактам билетная выручка поступает перевозчику, и он исходя из этого строит свой финансово-хозяйственный план. После введения брутто-контрактов билетная выручка будет поступать в областной бюджет. А перевозчику заказчик будет по итогам каждого месяца платить за количество выполненных рейсов, — рассказал Артем Бафанов.
Для минимизации задержек в пути на городских дорогах создадут приоритет для движения общественного транспорта. В частности, этому поспособствует создание выделенных полос: к 2025-му году на дорогах может появиться 14 новых участков. Во избежание возможных нарушений со стороны автомобилистов выделенки оборудуют камерами видеонаблюдения. Сам автобусный парк ждет обновление. Правда, объемы планируемой закупки проектировщики не уточняют. Известно только, что на смену небольшим машинам придут более просторные.
Все автобусы при этом поделят на магистральные и подвозящие. Первые отличит значительная вместимость. Они будут курсировать по выделенным полосам, и иметь приоритет при проезде перекрестков. По словам Виктории Калининой, в часы пик такой транспорт станет ходить «достаточно регулярно». Подвозящие автобусы, в свою очередь, запустят по четкому расписанию. Их главной функцией станет доставка пассажиров к магистральным маршрутам.
Быстрые пересадки и новые тарифы. Предполагается, что сокращение числа и продолжительности маршрутов заставят горожан делать большее число пересадок. Проектировщики уверены, что это будет удобным. Благодаря созданию вышеупомянутого приоритета общественного транспорта, а также установлению четкого тайминга рейсов, автобусы будут ходить без длительных перерывов. Теперь ждать единственный нужный маршрут на другой конец города не придется: с большой вероятностью, его просто не будет. Вместо этого пассажирам предложат сделать несколько пересадок. По расчетам, такая система сократит время в пути и позволит перевозить большее количество людей. Для того чтобы пересадки стали выгодными, планируется снизить тарифы на ряд популярных абонементов.
Быстро определиться с нужной пересадкой поможет новый цифровой портал маршрутной сети. По словам Артема Бафанова, с его помощью горожане смогут заранее построить запланированный маршрут и понять, каким транспортом им следует воспользоваться. Кроме того, платформа позволит сравнить настоящую и будущую схемы передвижения. Для тех, кто не может или не хочет самостоятельно разбираться в нюансах новой системы, будет работать специализированный кол-центр. Со временем, когда нижегородцы выучат схему, организацию упразднят.
Развитие электротранспорта. Обновление ждет несколько троллейбусных маршрутов Нижнего Новгорода. Их планируется продлить за счет транспорта с автономным питанием. Это позволит составам ездить даже там, где нет контактной сети. Не забудут и про обновление трамвайного парка. Также развитие рельсового транспорта включит строительство новых линий в Сормове и Щербинках. Длина ветки в Приокском районе составит 10 км. В свою очередь, протяженность путей от центра Сормова к седьмому микрорайону достигнет 13 км. Предполагается, что эта линия пройдет внеуличным маршрутом. Для нее будет построена обособленная полоса, не совмещенная с автомобильной дорогой.
Строительство инфраструктуры. К 2025 году запланировано значительное обновление путей движения общественного транспорта. По информации «Стройпроекта», мероприятия включат строительство 25,8 км и ремонт 656,4 км дорог. Еще 49,43 км магистралей отреставрируют. Также реформа предполагает возведение новых разворотных площадок.
Когда мы начинали работу, отстойно-разворотные площадки находились на неоформленных земельных участках. Но это очень важный момент, потому что режим движения транспорта завязан именно на этих площадках, — пояснила Виктория Калинина.
Одним из наиболее значимых изменений, учитываемых нововведением, станет строительство пятого моста через Оку. Переправа между Приокским и Автозаводским районами должна появиться в рамках возведения дублера проспекта Гагарина к 2024 году. Несмотря на то, что эти работы еще не стартовали, в материалах ГИСОГД на 2025 год для него предусмотрели два маршрута — № № 77 и 21. Первый пройдет от улицы Космической до Мызы, а второй — от ж/д станции «Окский берег» до микрорайона Соцгород-2.
Важную роль в обновленной транспортной системе отведут метрополитену: в подземку планируется перевести часть пассажиров общественного транспорта. Этому поспособствует строительство двух новых станций — «Оперный театр» и «Сенная». Согласно контракту, подрядчик АО «Моспроект-3» должен возвести их до конца 2025 года.
Метрополитен обладает большой провозной способностью и обособленно перемещается под землей. И на сегодняшний день он, к сожалению, недогружен. Поэтому в качестве одной из задач мы определили необходимость переключения части пассажиропотока на метрополитен, — пояснила Виктория Калинина.
Конечно, описанные выше наработки уже встретили немало критики. И это неудивительно: едва ли отмена нескольких десятков привычных маршрутов могла вызвать другую реакцию. К тому же, сомнения порождает и недостаточная обратная связь с нижегородцами. Тем не менее среди представленных проектировщиками идей можно найти и те, которые кажутся достаточно эффективными: закупка новых подвижных составов, развитие электротранспорта, обновление инфраструктуры, сниженные тарифы на проезд и другие нововведения. Оправдаются надежды на лучшее или сбудутся самые пессимистичные прогнозы — узнаем в ближайшие полгода.