Документы для приватизации участка
Если реальные границы участка не совпадают с указанными в документах
Отказ в государственной регистрации
Какие документы нужны для упрощенной приватизации земельного участка? Где их получить и какова продолжительность процедуры? Рассказывает директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области Дарья Проникова.
Документы для приватизации участка
Чтобы стать участником упрощенной приватизации земли необходимо собрать следующие бумаги:
— заявление в установленном порядке;
— документ, удостоверяющий личность;
— выписку из хозяйственной книги (берется в органах муниципальной власти по месту проживания);
— свидетельство о праве на оформляемое имущество;
— акт о наличии основания получения земли;
— оформленный до 1 марта 2008 года кадастровый паспорт.
Если нет ни акта, ни свидетельства, но человек уверен, что хозяин именно он, положение небезнадежно. Для начала с помощью местной администрации и Кадастровой палаты следует выяснить, на землях какого назначения расположены ваши сотки. Затем нужно обратиться в архив и найти решение местного совета народных депутатов или администрации о выделении участка. |
Если вы являетесь членом садоводческого, огороднического, дачного товарищества или кооператива, то, согласно поправкам в Земельный кодекс РФ, действующим с 01.03.2015 года, можно бесплатно оформить землю в собственность, подав в орган местного самоуправления небольшой пакет документов. При этом дата вступления в товарищество/кооператив не имеет значения. Воспользоваться упрощенным порядком приватизации участка можно до конца 2020 года.
Для оформления права собственности в этом случае понадобятся:
- заявление;
- справка-подтверждение указанных сведений от правления садоводческого товарищества;
- собственноручно описанные местоположение и параметры участка.
Если вы первый из товарищества, кто обратился за регистрацией своего участка, то орган местного самоуправления вправе запросить у руководства товарищества учредительные и правоустанавливающие документы на землю. Но, несмотря на это, максимальный срок, в течение которого рассматриваются документы, не должен превышать 14 дней. Затем документы подаются на госрегистрацию в территориальные органы Росреестра и уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей.
Многие до сих пор не определились, стоит ли сейчас заниматься переоформлением земли. С одной стороны, владелец участка вовсе не обязан получать новое свидетельство. С другой стороны, если необходимо будет совершить сделку по отчуждению земельного участка, а сведения о нем не содержатся в ЕГРП, могут возникнуть проблемы. |
Если реальные границы участка не совпадают с указанными в документах
В случае если реальные границы участка и его площадь не совпадают с теми, что значатся в правоустанавливающих документах, Закон о дачной амнистии «разрешает» оформить не учтенные ранее метры в собственность. Эта привилегия действует, если:
- при межевании земельного участка не были нарушены права смежных землепользователей;
- уточненная площадь участка не превышает минимального размера, установленного нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления.
Чтобы убедиться, что все в порядке — участок учтен, а расхождения данных в пределах нормы — можно запросить кадастровый паспорт в филиале ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Росреестра» по месту нахождения участка.
Кадастровый паспорт участка, по идее, должен содержаться в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Если данные в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте не совпадают, в регистрации права отказать не должны. В этом случае приоритет будет отдаваться сведениям из кадастрового паспорта, которые указываются в свидетельстве о собственности на землю.
Исключение составляют случаи, когда расхождение составляет более 10%. Тогда собственнику придется обратиться к кадастровым инженерам, потратить деньги, провести межевание, поставить землю на кадастровый учет, и лишь затем можно будет зарегистрировать право собственности в Росреестре.
Отказ в государственной регистрации
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: — право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом; — с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; — документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; — акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания; — лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; — лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; — правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; — правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; — не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; — имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; — осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона; — ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе; — в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд. |
Читайте также:
Дачная амнистия: как оформить дом в собственность