Нижний Новгород «обрастает» новыми жилыми районами, а нижегородцы тем временем обзаводятся личными авто. Однако активная застройка сопряжена с рядом бытовых проблем: отсутствием социальной, транспортной инфраструктуры, зон отдыха и, конечно, парковок во дворе. Наш город уже печально знаменит «парковочными войнами».
В ЦИФРАХ. 90% нижегородцев недовольны качеством городской среды. Они считают свои дворы, районы неуютными и некомфортными. По данным опроса, проведенного в начале марта мэрией Нижнего Новгорода, 66% респондентов нуждаются в пространстве для отдыха и парковки автомобилей, благоустройстве проездов и тротуаров. 19% считают необходимым дополнительное озеленение: посадку деревьев, устройство газонов и так далее. Ещё 5% просят детский городок. Благоустройство — проблема комплексная.
Тесно или дорого
80% строящегося жилья в Нижнем Новгороде и пригороде относится к эконом-классу. Застройщиков обязывают делать комплексные проекты, обеспечивая новоселов не только качественным жильем, но и необходимой социальной, транспортной инфраструктурой.
В рамках договоров о развитии застроенных территорий вопрос детских садов и школ в районе еще можно решить: как правило, они уже существуют. Но рост плотности населения вызывает нехватку парковочных мест. В советские годы автомобиль был редкостью, поэтому проектировщики не предусматривали большого количества стоянок. Теперь, когда в семье есть один-два автомобиля, они просто необходимы. Если новым жителям машины ставить негде, в парковки превращаются газоны, детские площадки, скверики.
Пример непродуманной «автомобилизации» — строительство ЖК «Седьмое небо» в Канавине. Новый ЖК оказался сплошь уставлен машинами. Небольшие пустыри, газоны, тротуары домов микрорайона «Мещерское озеро» превратились в автомобильные стоянки.
Согласно постановлению администрации Нижнего Новгорода «Об утверждении комплексной схемы развития и размещения гаражей и стоянок», количество мест для постоянного хранения автотранспортных средств предусматривается из расчёта 70% от количества квартир, в домах повышенной комфортности — 100%.
Новые многоквартирные дома, как правило, имеют подземные парковки, а новые жилые комплексы — многоуровневые паркинги во дворах. Однако застройщикам это строительство невыгодно. Квартиры эконом-класса приобретают семьи со средним доходом. Парковочные места в подземных или надземных стоянках стоят до 50% от стоимости квартир. Поэтому жители предпочитают ставить автомобили там, где придется.
Показательный конфликт разгорелся в 2016 году между застройщиком и владельцами квартир в ЖК «Заречный». Последние рассчитывали на бесплатную стоянку, однако оказалось, что место под нее продано — парковка там появится, только платная.
В центральной части Нижнего Новгорода источник проблемы другой. В дневное время во дворах жилых домов оставляют автомобили сотрудники и посетители офисов многочисленных компаний, банков, ресторанов и прочих коммерческих объектов, которые часто не имеют собственной парковки. От таких проблем, к примеру, страдают жители дома 8А по Верхне-Волжской набережной в Нижегородском районе. В прошлом году собственник помещения во дворе этого дома добился расширения внутридворового проезда за счет «зеленой зоны». Поскольку официально сквер не является придомовой территорией, власти разрешили превратить его в негласную стоянку машин.
Легальный способ — один
Очевидно, что проблемы с парковкой провоцируют множество конфликтов. Появляются негласные «хозяева» стоянок, которые «наказывают» новичков самыми разными способами: от записок с угрозами, оставленных под стеклом машины, до разбитых стекол и даже поджога.
Осенью 2016 года во дворе дома по улице Генерала Зимина в Канавинском районе ночью сгорели несколько машин. В соцсетях очевидцы писали, что причиной стал конфликт между автовладельцами. Правда, от «парковочной войны» пострадали и соседи: огонь перекинулся с одного авто на другие.
Ранее, в 2014 году, на улице Циолковского в Сормовском районе был ранен полицейский. Мужчина поссорился с соседом из-за парковки, и тот выстрелил из травматического пистолета в сторону его машины.
Нелегальных способов сделать индивидуальную парковку во дворе — множество. Есть собственники, ТСЖ, которые устанавливают барьеры на въезде на придомовую территорию. Чтобы поставить машину перед домом, нужно иметь специальный ключ. Соседи и случайные гости во двор уже не попадут. А с ними и экстренные службы: пожарные, «скорая», полиция. За нарушение предусмотрен штраф для физлиц в размере 1500-2000 рублей (статья 20.4 КоАП РФ).
За инициативу, которая порадовала соседей, но рассердила жителей других домов, поплатился в 2013 году председатель ТСЖ дома по улице Надежды Сусловой в Советском районе. В машине Сергея Кулагина неоднократно били стекла и прокалывали шины из-за ограничения на въезд для соседей. Для местных жителей он превратился во врага номер один.
Владельцы автомобилей «оригинальничают» по-разному. Наиболее распространенный способ обозначить свое место — разместить (вбить в асфальт) табличку с номером авто, по возможности огородив площадку для «ласточки». Есть владельцы машин, которые используют для тех же целей специальные «замки», столбики с цепочками, старые стулья. Согласно статье 7.1 КоАП РФ, за самовольное занятие земельного участка предусмотрен штраф в размере 500-1000 рублей для физлиц.
Тема парковок во дворах регулярно возникает в соцсетях и на форумах.
«Дорогие наши новые соседи! Я понимаю, что некоторые из вас раньше жили в сельской местности и бросали свои комбайны и сноповязалки прямо на лужайке перед избой. Но здесь город, здесь мало зеленой травы — поэтому на ней категорически нельзя парковаться, даже двумя колесами (изуродуете кусты и будете грязь по всему двору растаскивать) — вы превратите газон в милую деревенским сердцам пашню», — пишет на форуме ЖК «Заречный» пользователь Розарио Агро.
«При наличии парковки, относящейся к нашему корпусу (и почему-то полупустующей), дворы с обеих сторон все время забиты автомобилями. Это понятно, что каждый стремится поставить свою машину поближе к своему подъезду или в зоне видимости из окна квартиры. И тем не менее, мне кажется, что надо поступать как-то цивилизованнее, а именно — думать не только о себе и своем удобстве, но и задумываться об удобстве окружающих. Только проявляя уважение друг к другу, мы всем нашим домом сможем построить сообщество, в котором приятно и комфортно жить всем», — пишет Веселый Джокер на форуме ЖК «Монолит».
Согласно части 4 статьи 37 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей долевой собственности; отчуждать свою долю и иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.
Законный способ создать стоянку во дворе многоквартирного жилого дома всего один: провести общее собрание собственников и проголосовать за использование части придомовой территории под парковку. Но сделать это не так просто.
66,6% «за»
Прежде чем решать судьбу родного двора, следует запросить документы о межевании придомовой территории. Есть многоквартирные дома, придомовая территория которых заканчивается, грубо говоря, отмосткой. Проезд, газон, сквер — муниципальная земля. Придомовая территория должна быть поставлена на кадастровый учет.
К парковке во дворе существует ряд требований. Согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», если на парковке до десяти машин, расстояние от площадки до жилого дома должно составлять не менее 10 метров. Если на парковке 10-50 машин, минимальное расстояние составляет уже 15 метров. Если 51-100 машин — 25 метров. Кроме того, автомобили должны находиться на расстоянии не менее 5 метров от мусорных баков, а стоянка и шлагбаум не блокировать проезд (в том числе автомобилей экстренных служб).
За создание парковки должны проголосовать 2/3 от всех собственников помещений в жилом доме. Решение общего собрания будет обязательным для всех. Расходы на содержание парковки (охрану, установку ограды, шлагбаума) будут также нести все собственники, в рамках статьи «содержание и ремонт жилья».
Заявление о выделении участка под парковку вместе с протоколом общего собрания собственников направляется в профильный департамент районной администрации. Если участок будет выделен, собственникам останется согласовать проект с ГИБДД, а затем нанять за свой счет проектную, строительную организации и обустроить парковку.
Но даже если цивилизованная стоянка машин будет создана, проблема нехватки мест, скорее всего, сохранится. Ее решать придется в личном порядке. К примеру, парковаться по очереди.
КСТАТИ. 1 января вступил в силу федеральный закон, наделяющий машиноместо в жилом доме статусом недвижимости. До 2017 года можно было оформить права только на долю в общедомовой собственности. Теперь же машиноместо можно поставить на кадастровый учет, продать его, подарить и так далее. Для этого необходимо запросить технический план дома у застройщика, указав конкретные ориентиры места. Границы стоянки автомобиля в доме обозначаются краской или небольшими столбиками. Собственник подземной парковки может жить в другом доме. При этом он обязан оплачивать общедомовые нужды здания, в котором находится его авто.
Фото: mamochki-help.ru, google.com, avtovzglyad.ru, Денис Родионов.