Сильный неприятный запах — проблема, которую регулярно поднимают жители Нижнего Новгорода. Жалобы на зловоние то и дело поступают из разных уголков как верхней, так и заречной части города. Правда, природа навязчивых «ароматов» явно отличается: в одних микрорайонах пахнет фекалиями, в других — химическими веществами.
Когда источник неприятного запаха очевиден, можно хотя бы встать на путь решения проблемы. Например, жители Московского шоссе долгие годы страдают от местного масложиркомбината и знают, к кому обращаться с претензиями. Но есть и те районы, где люди не могут выяснить точную причину зловония, а надзорные органы присылают только отписки. Итак, откуда в Нижнем Новгороде берется «туалетный» запах? В этом попробовал разобраться GIPERNN.RU.
Почему в городе дурно пахнет?
Активнее всего на зловоние жалуются жители Верхних Печер — городской окраины, прилегающей к Кстовскому району. Запах нечистот там появляется примерно раз в несколько дней, а бывают периоды, когда люди чувствуют его ежедневно. Иногда пахнет только фекалиями, иногда примешивается химический душок.
Местные жители утверждают, что дурной запах мешает спать, у некоторых возникают головные боли и скачет давление. С требованием повлиять на ситуацию нижегородцы обращаются в разные инстанции — от Росприроднадзора до приемной губернатора.
В городской администрации заявляют, что одна из причин запаха фекалий в верхней части Нижнего Новгорода — ассенизационные машины, сбрасывающие отходы в ливневую канализацию вместо того, чтобы везти их на станцию аэрации в районе Гребного канала. Власти также не исключают вину жителей коттеджных поселков, которые незаконно подключаются к ливневке или сливают сточные воды в овраг. В ответ на многочисленные обращения мэрия предложила нижегородцам жаловаться в правоохранительные органы.
В конце весны — начале лета в ситуацию вмешался Росприроднадзор. Он установил, что наиболее вероятной причиной зловония являются вовсе не ассенизационные машины и коттеджные поселки, а Нижегородская станция аэрации, которая расположена в непосредственной близости от жилых районов. По информации надзорного органа, она выбрасывает в воздух сероводород.
Нижегородский водоканал, в ведении которого находится станция аэрации, получил предостережение о недопустимости нарушения экологических требований. Материалы по данному вопросу направили в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, которая должна была согласовать внеплановую выездную проверку в отношении Нижегородского водоканала. Однако в ведомстве отказали из-за отсутствия оснований.
Сам Водоканал подчеркивает, что сети водоотведения в жилых районах и оборудование станции аэрации — в технически исправном состоянии и работают без перебоев. Аккредитованная лаборатория периодически проверяет качество воздуха: последний раз отбор проб в районе станции аэрации проводился в мае, и никаких нарушений тогда не фиксировалось.
Роспотребнадзор подтверждает, что показатели по диоксиду азота, оксиду углерода, аммиаук, сероводороду и метилмеркаптану находятся в норме. Последний ответ на очередную жалобу жители из Верхних Печер получили буквально на днях.
В Нижегородском водоканале рассказали, что 30 июля неприятный запах со стороны одной из организаций принес западный ветер. Горожане называют такие ответы отписками и говорят, что их уже можно коллекционировать. Ситуацию осложняет тот факт, что сам по себе запах никак не измеряется, и если выбросы в пределах нормы, то проблемы как будто бы и нет.
О чем кричат местные жители?
Многочисленные обращения в надзорные органы пишут и жители микрорайона Цветы, которым тоже хорошо знакома проблема зловония. И им также приходит стандартный ответ о том, что все показатели в пределах нормы. Местная жительница Ксения Синицина уверена, что дело не в ассенизационных машинах: они просто не способны «накрыть» запахом такую большую площадь, ведь зловоние ощущается одновременно в Кстовском районе, микрорайонах Верхние Печеры и Цветы, а также вплоть до улицы Бекетова в Советском районе.
Мы ловили ассенизаторов, сливающих отходы в люк между остановками «Сбербанк» и «Деревня Кузнечиха». Но по сравнению с текущей проблемой запах от ассенизаторов — это легкий флер. Вонь от них сильная, но только непосредственно возле автомобиля, то есть пахнет локально, — рассказала Ксения Синицина.
Ксения также отметила, что ее знакомые на велосипедах проехались в сторону станции аэрации на Гребном канале, и у них «защипало глаза» от зловония. По словам Юрия Кучина из Верхних Печер, при подъезде к Артемовским лугам становится очевидно, откуда идет вонь.
С проблемой «туалетного» запаха столкнулись и жители Ленинского района, который находится далеко от очистных. Зловоние распространяется от реки Борзовки, которую расчищали и благоустраивали в прошлом году. Местные жители утверждают, что видели возле водоема ассенизационные машины. Обращения с требованием разобраться в ситуации поступили в СК РФ, подключились органы МВД, прокуратура и Роспотребнадзор.
Сотрудники районной администрации, управления инженерной защиты территорий города, АТИ и министерства экологии 26 июля провели комиссионное обследование реки Борзовки. Слива канализационных стоков они не наблюдали, но почувствовали специфический запах в районе мостика. По мнению властей, все дело в частных ассенизаторах, а для решения проблемы нужно усилить мониторинг и штрафовать за незаконный сброс отходов.
Местные жители бьют тревогу: запах канализации постоянно стоит от переулка Райниса до Заречного бульвара. В близлежащих домах стараются не открывать окна. Ситуация осложняется тем, что Борзовка питает Оку, поэтому нечистоты могут попасть в реку федерального значения. Нижегородцы обратились к губернатору
Как решить проблему зловония?
Обращение с канализационными стоками сегодня — одна из главных экологических проблем города. И, похоже, только ее решение может улучшить ситуацию с неприятными запахами. Депутатам городской думы Нижнего Новгорода жалобы на запах поступают регулярно, подтвердил председатель постоянной комиссии по экологии Герман Карачевский. Обсуждать этот вопрос более серьезно и основательно будут после окончания периода отпусков. В сентябре им планирует заняться комиссия по городскому хозяйству.
Станция аэрации, которую нижегородцы считают одним из основных источников зловония в городе, находится в процессе реконструкции по федеральному проекту «Оздоровление Волги». До конца осени планируется завершить первый этап работ, который оценивается в 7,3 млрд рублей. Ожидается, что концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых стоках снизится на 40%. Однако понадобится еще и второй этап стоимостью 14,2 миллиарда, который планируют провести до 2028 года — в итоге запах от очистных должен сократиться в 30 раз.
Как сообщили корреспонденту GIPERNN.RU в Нижегородском водоканале, работы идут в соответствии с графиком и законодательством. Тем временем в Москве возникло много вопросов относительно успешности федерального проекта. В начале июля вице-премьер Дмитрий Патрушев поручил провести проверку в отношении 55 юрлиц, которые отвечают за его реализацию в ПФО. Среди них оказался и Нижегородский водоканал. В конце июля стало известно о задержании и последующем аресте Ильи Халтурина — гендиректора «Теплоэнерго» и Нижегородского водоканала, которого подозревают в причинении ущерба государству на 8 млн рублей. Впрочем, по информации СУ СК, дело не связано с Водоканалом.
Глава экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов отметил, что поднимать тему станции аэрации в общении с жителями власти не любят. Пока процесс ее реконструкции далек от завершения, а стоимость работ существенно возросла. Эколог напомнил, что станцию построили более 50 лет назад на удалении от жилья, а новые микрорайоны поблизости появились уже потом. То есть вопросы вызывают градостроительные решения, которые были приняты в последние десятилетия. Спасением может стать перенос станции, но это очень дорого, поэтому маловероятно.
А вот версия с ассенизационными машинами, из-за которых возникает зловоние, более удобна для объяснений с нижегородцами, считает эколог. Следить за этими бочками на колесах власти не обязаны, ответственности за них не несут. Асхат Каюмов призвал смотреть на проблему шире и указал на коттеджные поселки, растущие вокруг города. Часто в них нет централизованной канализации, но есть септики, откуда отходы увозят ассенизационные машины.
То, что проблема будет, стало ясно еще 20 лет назад, когда начали строить первые коттеджные поселки. А сейчас их становится все больше. Застройщикам без канализации строить дешевле, а нижегородцы имеют проблемы с незаконными сбросами и ужасным запахом, — говорит Асхат Каюмов.
Вопрос с ассенизационными машинами, которые сливают нечистоты в неположенных местах, в любом случае надо решать. Глава нижегородского отделения Всероссийского общества охраны природы Татьяна Созонтьева отметила, что их часто «ловят» в самых разных районах, а те даже не пытаются скрываться, потому что знают, что серьезных санкций не последует.
Отходы сливают в колодцы, в канализационные люки, в почву. Есть свидетельства, что машины не доезжают до станции аэрации и избавляются от них где-то поблизости. Думаю, этот вопрос могут решить камеры видеонаблюдения и увеличение штрафов, потому что 5 тысяч рублей с машины — это абсолютно незначительная сумма, — Татьяна Созонтьева.
Нижегородские экологи продвигали идею оснастить все ассенизационные машины навигаторами системы «Эра-Глонасс» — это дало бы возможность отслеживать их передвижения. Но, по словам Асхата Каюмова, эту инициативу пока не рассмотрели даже в региональном Заксобрании.
Нижегородцам остается создавать максимальный резонанс вокруг проблемы и держать руку на пульсе: тогда ситуацию стараются максимально контролировать. Но как только шумиха затихает, зловоние тут же возвращается вновь, утверждают нижегородцы.
Судя по всему, решение проблемы должно быть комплексным. Нужно организовать качественный контроль за ассенизационными машинами, который сейчас могут почти беспрепятственно сливать стоки в любом «удобном» месте. На фоне заявлений о провале проекта «Оздоровление Волги» возникают вопросы о том, насколько эффективно проводится модернизация станции аэрации и дают ли многомиллиардные вложения ожидаемый результат. И, наконец, стоит задуматься о градостроительных решениях: малоэтажное строительство активно развивается, но отсутствие инженерной инфраструктуры в новых поселках негативно сказывается на качестве жизни горожан. А, значит, от печально известного принципа «деньги не пахнут» пора уходить.