Лодочная станция «Турист» — знакомое многим нижегородцам место на набережной Гребного канала. На протяжении 45 лет Ассоциация владельцев маломерных судов занимает около 40 тысяч квадратных метров на улице Слобода Печеры. Сегодня в организацию входят порядка 350 человек, большая часть которых — пожилые люди, обосновавшиеся здесь еще в советские годы.
Однако нижегородские власти утверждают, что представители лодочной станции не имеют прав на эту площадку, а их имущество — некапитальные постройки и оборудование для рыбной ловли — находится здесь незаконно. Противостояние продолжается не один десяток лет, и теперь Минимущества через суд намерено сместить нижегородцев с занимаемой территории.
Как владельцы маломерных судов борются за лодочную станцию и почему они считают участок на Гребном канале своим по праву, корреспонденту Гипермаркета недвижимости GIPERNN.RU рассказал исполнительный директор Ассоциации «Турист» Никита Суходоев.
История лодочной станции
На участке между домами № 321 и 442 по улице Слобода Печеры лодочники из различных городских сообществ обосновались в далеком 1978 году. Эту территорию в бессрочное пользование простым рыбакам и любителям отдыха на воде предоставил Горьковский исполком. Городское управление бытового обслуживание оградило и оборудовало площадку, а также продлило сюда автобусный маршрут, однако многое для комфортного отдыха на воде и рыбной ловли пришлось делать самим лодочникам. К примеру, они своими руками соорудили судоподъемные механизмы, эллинги и различные постройки для хранения инвентаря.
Всего на территории лодочной станции находится 12 линий, расположенных перпендикулярно воде. Некапитальные строения занимают не более половины мест. Никаких домов и дач тут нет. В основном это стапели, эллинги, появившиеся еще в советские времена. Как в любом подобном месте, есть небольшие беседки — чтобы отдохнуть после рыбалки, сварить уху, — утверждает Никита Суходоев.
В 1992 году по распоряжению главы администрации любители речного отдыха объединились в МП «Лодочная станция „Турист“». Муниципальное предприятие просуществовало восемь лет и в марте 2000 года объявило о ликвидации, предварительно передав все имущество во владение своим членам.
В июне того же года представители упраздненной лодочной станции зарегистрировали некоммерческое партнерство «Объединение владельцев маломерных судов „Турист“», в дальнейшем ставшее Ассоциацией. Члены новой организации сразу же попытались оформить землю на Гребном канале по старым документам.
Вначале все шло гладко: в ответ на запрос нижегородцев комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами сообщил, что не имеет возражений по поводу передачи участка, а комиссия по инвестполитике одобрила предоставление территории в аренду сроком на 49 лет. Однако с 2001 года из-за отсутствия ряда документов процесс оформления прав на землю затянулся.
Все документы, выданные лодочникам в 1978 году, должны были передать в муниципальное предприятие «Турист» как некому правопреемнику. Но, судя по архивам, они утеряны — сейчас мы уже вряд ли выясним, умышленно или нет. Еще часть документов пришли в негодность во время подтоплений лодочной станции. А когда муниципальное предприятие закрылось, ключи также буквально на «добром слове» передали лодочникам, — объяснил Никита Суходоев.
Пользуясь случаем, власти попытались освободить привлекательное место недалеко от центра города, рассказывает наш собеседник. В 2004 году администрация города признала недействительным решение городского совета народных депутатов о предоставлении участка на Гребном канале, хотя юридически не имела на это права: исполнительный орган не может отменить решение законодательного.
Тем не менее сразу после этого решения на инвестсовет один за другим стали заявляться инвесторы, претендующие на аренду прибрежной территории. К примеру, на площадке, частично пересекающейся с лодочной станцией, ООО «Норд» намеревалось возвести спортивный центр. Компания получила землю и поставила ее на кадастровый учет, но до строительства так и не дошло — члены «Туриста» не позволили новому инвестору занять их место.
Инвестиционный совет одобрил выделение участка, однако благодаря упорству и настойчивости членов лодочной станции эти решения-де-факто не претворилось в жизнь. «Старики» рассказывают, что сюда неоднократно приезжали, пытались выгнать, снести, но не получилось. Последний раз это было в 2020 году, во время пандемии коронавируса. Де-факто мы территорию отстояли, но-де-юро дело до конца не довели, — рассказал Никита Суходоев.
Неудавшийся инвестпроект
Для того чтобы узаконить права на земельный участок, в 2020 году Ассоциация владельцев маломерных судов «Турист» подала в Минимущество ходатайство о реализации инвестиционного проекта по строительству туристического центра для владельцев маломерных судов — новой лодочной станции. Предложение одобрил совет по земельным и имущественным отношениям. Согласно дорожной карте, Ассоциация должна была освободить территорию от строений и разработать документацию по планировке.
Однако некапитальные постройки продолжали оставаться на своих местах, а проект туристического центра маломерных судов никак не мог пройти Архитектурный совет. В первый раз — в феврале 2022 года — эксперты отклонили представленное решение из-за ряда недочетов. Например, разработчики не предоставили информацию, где в зимний период будут храниться плавсредства. Доработанную концепцию архитекторы рассмотрели в прошлом мае, но проект вновь был отклонен. В результате решение инвестиционного совета о возможности строительства здесь туристического центра было отменено.
Сами члены Ассоциации владельцев маломерных судов «Турист» были удивлены такому решению. Дело в том, что реализовать инвестпроект по строительству новой лодочной станции намеревалось бывшее руководство во главе с Вадимом Левиным. По словам Никиты Суходоева, на протяжении трех лет любители речного отдыха добросовестно сдавали целевые взносы якобы на подготовку проекта туристического центра и не подозревали о возникших трудностях. К тому же нижегородцы исправно оплачивали аренду участка и коммунальные платежи.
Нам говорили, что документы для инвестпроекта подготавливаются, и собирали деньги. Здесь много пенсионеров, старожилов, которые не разбираются в юридических вопросах, — мы считаем, что этим просто пользовались. Разумеется, все выступали против сноса нынешних построек. А сейчас представители Минимущества рассказали нам в соцсетях о нарушениях проекта, хотя мы об этом просто не знали, — заявляет Никита Суходоев.
Суд и смена руководства
Параллельно предыдущее руководство лодочной станции пыталось обязать власть переоформить им право бессрочного пользования участком на основе решения Горьковского исполкома № 461 от 1978 года. Иск к региональному Минимущества Ассоциация владельцев маломерных судов «Турист» подала в конце 2022 года. Однако, изучив материалы дела, областной арбитражный суд отказал в удовлетворении требований, поскольку вышеуказанное решение «является начальным этапом процедуры предоставления земельного участка» и не может быть отнесено к числу правоустанавливающих документов.
Кроме того, истец не предоставил государственный акт на право пользования землей и не смог доказать, что некоммерческое партнерство «Турист» является правопреемником лица, которому предоставили землю в бессрочное пользование. Ассоциация владельцев маломерных судов не согласилась с такими выводами и в минувшем апреле подала апелляционную жалобу в арбитражный суд Владимира. Однако дело вновь было проиграно.
В конце апреля на общем собрании члены Ассоциации выбрали нового исполнительного директора — Никиту Суходоева. 1 июня 2023 года вновь избранному руководству предстоит очередное судебное разбирательство: нижегородское Минимущества подало иск об освобождении участка в районе улицы Слобода Печеры. По словам нашего собеседника, теперь к работе подключили новых юристов, чья подготовка к делу будет более основательной.
Специалисты, работавшие с предыдущим руководством, не приложили и половины документов, которые бы подтверждали права Ассоциации на эту землю. То есть иск подали, чтобы успокоить народ. Наши аргументы в новом судебном споре разглашать не буду — есть несколько вариантов, юристы над ними работают, собирают необходимые документы. Что касается отмены решения земельного совета — ничто не мешает нам подать вторую, третью, четвертую инициативы, — объяснил Никита Суходоев.
Будущее «Туриста»
До тех пор, пока Ассоциация владельцев маломерных судов не докажет, что занимает территорию на Гребном канале на законных основаниях, некапитальные постройки «Туриста» будут считаться самовольными и подлежащими сносу. Безусловно, пустовать площадка у воды в центре Нижнего Новгорода не будет: в дальнейшем она может попасть под комплексное развитие.
Согласно концепции, представленной на февральском заседании Архсовета, ООО «Берег» готовится застраивать около 30 га прибрежного пространства. По информации Никиты Суходоева, в проект может войти и территория лодочной станции. На участке инвестор намерен возвести порядка 140 тысяч «квадратов» жилья, коммерческую недвижимость и соцобъекты.
Если членам лодочной станции все-таки удастся отстоять свои права на земельный участок, территорию также ждут преобразования. Как рассказал исполнительный директор «Туриста», это место планируется сделать более современным и комфортным для отдыха горожан. Например, обустроить спортивные площадки, обновить пирсы. Для данной работы новое руководство намерено привлечь в том числе региональные и федеральные средства.
Мы понимаем, что город меняется, поэтому хочется навести здесь порядок. Для этого есть множество инструментов — те же федеральные гранты. Мы намерены не просто отстаивать свои права, но и смотреть в будущее, развивать это пространство на Гребном канале, делать его востребованным и комфортным для нижегородцев, — поделился Никита Суходоев.