«Покупка» ипотечной ставки может быть выгодна для заемщика при длительной — около семи лет — выплате кредита. Если же клиент погасит долг в более короткий срок, данная схема окажется для него не выигрышна. Об этом глава Центробанка Эльвира Наибиуллина заявила по итогам заседания совета директоров по денежно-кредитной политике 21 июля.
Сейчас некоторые банки дают клиентам возможность купить снижение ипотечной ставки за счет внесения единоразового платежа в дополнение к первоначальному взносу. В результате клиент фактически платит аванс по процентам, объяснила Эльвира Набиуллина. Напрямую он не влияет на разрыв стоимости между первичным и вторичным жильем. Однако наличие или отсутствие выгоды для заемщика будет зависеть от срока, в течение которого он намерен погашать кредит.
Если он будет погашать его в течение достаточно длительного срока, длинней, чем банк ожидает, и закладывает это в процентную ставку, в комиссию (обычно, это около семи лет), то для потребителя это может быть выигрыш. Если он погашает его раньше, чем эти семь лет, то человек проиграет. Однако человек может этого не знать — здесь очень важно информирование, — рассказала председатель Банка России.
В целом регулятор не поддерживает любое преавансирование выплаты ставок, добавила Эльвира Набиуллина. Пока работа с банками в этом направлении ведется «в добровольном порядке», отметила она. Если меры не помогут, и кредитно-финансовые учреждения продолжат массово предлагать «покупку» ставки, Центробанк намерен обратиться к законодателю для «принятия более жестких норм», заявила глава ЦБ РФ.
С одной стороны, мы должны дать возможность дифференцировать продукты для людей. Потому что есть разные жизненные ситуации, разные предпочтения. Но, с другой стороны, мы не должны позволять банкам на этом недобросовестно наживаться, когда они вводят в заблуждение, — заключила Эльвира Набиуллина.
Напомним, 21 июля совет директоров Банка России повысил ключевую ставку сразу на 100 базисных пунктов: теперь она составит 8,5% годовых. С сентября прошлого года основной индикатор денежно-кредитной политики оставался на уровне 7,5%. Регулятор объяснил повышение ключевой ставки увеличением внутреннего спроса и разгоном инфляции.