В Нижнем Новгороде представили вариант объемно-пространственного решения новой застройки в Автозаводском районе. Она будет разделена на шесть кварталов, которые расположатся в границах улиц Дьяконова, Борской, Львовской и проспекта Бусыгина. Здесь планируется возвести 15 многоквартирных домов, школу на 1050 мест и детский сад на 45 воспитанников. Эскиз разработан нижегородским Институтом развития агломераций как часть подготовки мастер-плана комплексного развития этой территории (КРТ). Материалы были рассмотрены Архитектурным советом 21 апреля.
Согласно эскизным материалам, представленным сотрудником Института развития агломераций Денисом Федуловым, изменения коснутся территории в 44,8 гектара. Здесь существует дефицит около 700–800 учебных мест, поэтому в рамках механизма КРТ его планируется устранить строительством школы на 1050 человек. Также проектировщики хотят расширить пристроями на 440 и 200 мест МАОУ № 190 и МБОУ № 171. Первый предлагают возвести инвестору, застраивающему соседний участок, второе учреждение может появиться на территории Шуваловской промзоны. Противоположная ситуация в местных детсадах, где сейчас есть запас мест для воспитанников, рассказал Денис Федулов.
Первый из шести новых кварталов вдоль Львовской площадью 2,43 га находится ближе к улице Дворовой. Он расположится возле участка, который тоже будет застраиваться по механизму КРТ: застройщик «Новая жизнь дом 15» получил его по итогам аукциона ДОМ.РФ. В связи с этим архитектурные решения зданий на соседних территориях будут подстраиваться друг под друга.
Получится такая промежуточная история между их проектным решением и теми пятиэтажными домами, которые находятся в параллели, — рассказал Денис Федулов.
Таким образом, в первом контуре застройки появятся четыре отдельно стоящих здания с переменной этажностью от 5 до 12 этажей. В общей сложности они вместят 375 квартир, рассчитанные более чем на 600 человек. Для них обустроят парковку на 208 автомобилей. По фронту улицы Львовской предлагается возвести пятиэтажное административное здание общественно-деловой функции. Ранее прорабатывался вопрос разместить в нем медучреждение. Но расчеты Минздрава показали, что существующая поликлиника № 24 на 800 посещений в смену покрывает потребности микрорайона, пояснил Денис Федулов.
Вторая группа контуров застройки — № 2, 3, 4 и 6 расположены между улицами Героя Васильева и Дьяконова. Общая площадь территории составляет 4,55 гектара. Здесь предлагается построить семь многоквартирных домов до 9 этажей в высоту. В них найдется место для 643 квартир более чем на 1000 человек. Жителей обеспечат парковкой на 293 машино-места. В четвертом квартале разместится школа на 1050 мест. Кстати, на соседнем участке инвестор «Русская тройка» сейчас реализует проект по строительству ФОКа.
Наконец, пятый квартал застройки площадью 1,67 га расположится на пересечении улиц Героя Васильева и Детской. Здесь предлагается возвести 4 дома и детский сад на 45 воспитанников. В общей сложности новостройки рассчитаны на 342 квартиры вместимостью около 570 человек. Для них возведут многоуровневую парковку на 193 машино-места.
Между жилыми домами во всех шести кварталах предусмотрено озеленение, благоустройство детских площадок и зон отдыха. При этом для нового строительства потребуется снести 24 дома площадью более 13,6 тысячи «квадратов» и расселить их жителей. Решение об участии или исключении каждого неаварийного дома в проекте КРТ принимается после голосования собственников.
В ходе обсуждения представленных материалов члены Архсовета назвали существующий профицит в детсадах неустойчивым, что нужно учитывать. Архитектор Александр Дехтяр считает, что перспективные здания «дребезжат по высоте» и рекомендовал проектировщикам иметь в виду исторический контекст микрорайона, сложенного из довольно длинных домов.
Мне кажется, достраивая советский микрорайон, вполне можно вести себя ровнее. Хотя с точки зрения прагматической, в целом все сделано нормально, не вызывает каких-то серьезных вопросов, — рассуждает Александр Дехтяр.
С ним согласился Дмитрий Волков из архитектурного бюро «5 и 5», который склоняется к тому, что «дух Автозавода надо блюсти». В итоге Архсовет принял заявку на КРТ за основу, но рекомендовал проектировщикам дополнить материал и «успокоить» застройку, сделав ее более цельной.
Напомним, сейчас в Нижнем Новгороде прорабатывается более 30 проектов КРТ. Шесть площадок планируется выставить на торги в 2023 году. Подробнее о том, что представляет собой механизм, мы писали в специальном материале.