Нижегородцам рассказали, как определять время по циферблату исторических часов, установленных в конце декабря 2023 года на Часовой башне. Специальную лекцию провели сотрудник планетария имени Г. М. Гречко Алексей Киселев и гид-координатор кремля, историк и краевед Евгений Хебнев. Об этом сообщает ИА «В городе N».
Циферблат представляет собой два диска: центральный, зафиксированный в одном положении, с изображением звездного неба и светил, а также наружный, вращающийся, с буквами и дублирующими их цифрами. Он разделен на 17 частей — по количеству часов самого продолжительного летнего дня. Указательная стрелка неподвижна и выполнена в виде солнца. Она указывает наверх в моменты закаты и рассвета.
Как объяснили эксперты, сейчас, в январе, световой день равен восьми часам. Поэтому и часы идут от нуля до восьми, а затем возвращаются к исходному показателю и отсчитывают ночное время.
То есть часы будут идти от нуля, то есть от «А», до восьми, а дальше перескакивать обратно в ноль и отсчитывать ночные часы, а их сейчас 16. У нас это делает компьютер, — объяснил Алексей Киселев.
Кстати, первые упоминания о часах на этой башне можно найти в писцовой книге времен Смуты. Однако, по мнению архитектора Святослава Агафонова, они появились раньше: их установкой вряд ли занимались бы в такой непростой для государства период.
Во времена Петра I России перешла на другое времяисчисление и следы нижегородских часов потерялись. Возможно, они погибли на одном из пожаров или были куда-то перенесены.
Возможно, были перенесены на вновь выстроенную колокольню Спасско-Преображенского собора. Также, на мой взгляд, они могли быть перенесены на колокольню Рождественской церкви, более известной как собор Пресвятой Богородицы на улице Рождественской, — рассказал Евгений Хебнев.
Напомним, оригинальный механизм исторических часов и данные о нем давно утрачены. Его воссоздали на основании аналога, который соответствует периоду башенных часов XVI века. Проектом занималась компания ООО «Петроградпроект». Контракт с организацией заключили на сумму 2,5 млн рублей при начальной цене закупки почти в 3,9 млн рублей. Генподрядчиком выступило ООО «Фрегат», а субподрядчиком, производящим механизм, — ООО «ГК ТАЙМ».