Сохранение природного разнообразия Артемовских лугов будут учитывать при проектировании Восточного обхода Нижнего Новгорода. На зеленой территории на правому берегу Волги появится природный парк. Но от строительства трассы, которая пройдет через него, отказываться не намерены. Об этом говорилось на заседании комитета регионального Заксобрания по экологии, которое состоялось 17 сентября.
О перспективах создания особо охраняемой природной территории (ООПТ) в Артемовских лугах рассказал директор центра «АртЛуга» Алексей Гроза. Он отметил, что это чрезвычайно важное место для Нижнего Новгорода — его «зеленые легкие» и природный буфер между растущей городской застройкой и Волгой. Там обитает около 130 редких видов флоры и фауны.
В перспективе Артемовские луга станут природным парком, где нижегородцы смогут гулять, отдыхать, заниматься спортом, проводить образовательные встречи. Границы ООПТ еще предстоит установить: работа в данном направлении началась. При этом по зеленой территории пройдет Восточный обход. Его строительство оценивается более чем в 180 млрд рублей. Правда, вопрос с выделением федеральных средств пока не решен, а своими силами регион не сможет реализовать столь масштабный проект.
Замглавы Минтранса Нижегородской области Сергей Лунев сообщил, что контракт на проектирование первой из трех очередей Восточного обхода планируется заключить до конца 2024 года. Его приблизительная стоимость составит 450 млн рублей. Подготовка и согласование документации продлятся до 2026 года включительно.
Первый отрезок дороги пройдет как раз через Артемовские луга в Кстовском районе. Будет ли он включен в состав ООПТ — вопрос открытый: участки, где проходит дорога, могут «вырезать» или оставить в составе природного парка на особом положении. Первый вариант более вероятен и удобен с практической точки зрения. Первый замминистра градостроительного развития Нижегородской области Сергей Попов считает, что трассу нужно «вырезать» из ООПТ. А эколог Асхат Каюмов предложил пока не закреплять ее маршрут в документах.
Можно практически гарантировать, что при проектировании придется трассу влево-вправо где-то смещать. Если мы сейчас ее жестко зафиксируем по этой схеме, а потом проектировщики упрутся в необходимость отойти, то у нас возникнет сильная задержка в проектных работах. Поэтому мы и предлагаем уйти от жесткой детерминированности трассы. Федеральное законодательство требует сохранения мест обитания видов, занесенных в Красную книгу, поэтому сдивгаться обязательно придется, — подчеркнул эколог.
Сергей Попов, в свою очередь, предложил не торопить события. Он выразил мнение, что вопрос границ ООПТ в Артемовских лугах можно решить после окончания проектирования, а в процессе — разобраться с вопросом влияния дороги на природу.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что необходимо найти баланс между экологией и развитием транспортной инфраструктуры региона. К теме создания особо охраняемой природной территории профильный комитет вернется после того, как будет спроектирован первый этап Восточного обхода Нижнего Новгорода.
На этапе проектирования продолжим консультации с экспертами и экологами. В этом масштабном проекте крайне важно учесть мнения всех сторон, в том числе местных жителей, — подчеркнул глава комитета ЗСНО по экологии Владислав Атмахов.
Напомним, Восточный обход может пройти от Гребного канала до трассы М-7 в Кстовском районе. Построить его в рамках концессионного соглашения предложили две компании. Размер капитального гранта, который потребуется на создание трассы, в 2022 году одна из них оценила в 102,4 млрд рублей, вторая — в 137 млрд. Предполагалось, что на втором этапе трассу продолжит новый мост через Волгу, однако его возведение отложили. Третья очередь подразумевает создание северо-восточного обхода Бора.
На данный моменты столица Приволжья — единственный в России город-миллионник, у которого нет полноценного обхода. Ранее губернатор Глеб Никитин озвучил планы по созданию кольца объездных дорог вокруг Нижнего Новгорода, куда также войдут Южный и Северный обходы.