Инфраструктуру для троллейбусов и электробусов планируются модернизировать в Нижнем Новгороде к 2025 году. Соответствующая концессионная инициатива поступила в региональное правительство 23 ноября. Проект соглашения подразумевает реконструкцию контактной и кабельной сетей, трех депо и покупку более 150 единиц подвижного состава электротранспорта. Вопрос целесообразности заключения договора был рассмотрен советом по земельным и имущественным отношениям на заседании 20 декабря.
Заключить соглашение сроком на 15 лет намерено ООО «Нижегородская троллейбусная концессия». Модернизировать инфраструктуру городского электротранспорта компания планирует за 2 года. Первая очередь работ подразумевает поставку электробусов и реконструкцию для них депо № 3 в Ленинском районе. Срок окончания этого этапа — 15 декабря 2023 года. Далее будут закуплены троллейбусы, обновлены депо № 2 и № 1 в Московском и Советском районах соответственно. Эти очереди предполагается завершить к 1 декабря 2024 года.
По итогам двухлетней работы, помимо трех депо, концессионер намерен реконструировать 110 км контактной и 110,6 км кабельной сетей и девять тяговых подстанций. Он закупит 100 троллейбусов с автономным ходом, 51 электробус и 26 станций, на которых они будут заряжаться.
Объем капитальных затрат в реализацию проекта оценивается в 15 млрд рублей, из них 7,6 млрд рублей предполагается получить в виде бюджетного кредита. Остальные средства привлекут через банковские займы. В общей сложности эксплуатационные расходы в период 15-летнего соглашения составят, по предварительным расчетам, 34,3 млрд рублей. Размер инвестиционного платежа достигнет 14,9 миллиарда.
В ходе заседания земсовета стало известно, что по итогам реализации соглашения концессионер рассчитывает увеличить пассажиропоток на троллейбусах и электробусах в Нижнем Новгороде до 32,3 млн человек. Замглавы областного Минтранса Денис Рябинин попросил в ходе переговоров с инвестором обосновать такой рост и доработать финансовую модель. Замгубернатора региона Егор Поляков с ним согласился, но выразил сомнение, что этот вид бизнеса не сможет окупить эксплуатационные расходы.
В свою очередь, городской дептранс поинтересовался, почему проектом не предусмотрены зарядные станции на маршрутах. В ведомстве пояснили, что в таком случае существует риск схода электробусов из-за разряженных аккумуляторов. Денис Рябинин на это ответил, что с запасом хода в 200 км подвижному составу будет достаточно «заправляться» по ночам. Кроме того, станции для них появляются по всему городу, в критической ситуации транспорт может остановиться у одной из них, считает замглавы Минтранса.
По итогам заседания совет признал целесообразным заключение соглашения. Его точные условия определяет в процессе переговоров, на которые отводится до полугода. В том числе Егор Поляков считает нужным продлить срок концессии до 25–30 лет, чтобы потом ее не перезаключать для дальнейшего обновления подвижного состава.
Компания ООО «Нижегородская троллейбусная концессия» зарегистрирована в столице Приволжья в октябре 2022 года. Ее гендиректором выступает Ирина Ковалева, говорится в информационной системе Seldon. Basis. Основной вид деятельности фирмы связан с сухопутным транспортом, внутригородскими и пригородными пассажирскими перевозками.
Напомним, минувшей осенью региональное правительство заключило концессионное соглашение на модернизацию трамвайной сети в Нижнем Новгороде. Реализацией проекта занимается дочернее общество региональной Корпорации развития ООО «Экологические проекты». Объем финансирования работ в течение пяти лет превысит 50 млрд рублей. Часть суммы предполагается оплатить инфраструктурными бюджетными кредитами (ИБК).
Модернизация троллейбусной и трамвайной инфраструктуры, а также покупка электробусов ведутся в рамках комплексной транспортной реформы Нижегородской агломерации. Она также подразумевает ввод интеллектуальной маршрутной сети и продление метро. Подробнее об этом мы писали в специальном материале.