Анатолий Молев занял кресло министра строительства Нижегородской области чуть более полугода назад. Новый глава регионального Минстроя шел к этой должности последовательно и уверенно: в течение 20 лет он трудился в структурах нижегородского правительства и городской администрации, три года являлся заместителем главы Минстроя, шесть месяцев исполнял обязанности министра, и вот, пройдя тернистый путь конкурсного отбора, в августе 2019 года был утвержден на посту губернатором. Объясняя свой выбор, Глеб Никитин тогда заявил, что Анатолий Молев — уважаемый в стройотрасли профессионал, который вместе с командой министерства сможет достичь требуемых показателей в строительной отрасли.
Спустя полгода GiperNN обратился к министру Молеву с 20 важнейшими вопросами, чтобы оценить, удалось ли Нижегородской области за это время приблизиться к решению ключевых задач в строительной сфере.
Анатолий Васильевич, в феврале исполнилось полгода с того момента, как Вы заняли пост министра строительства Нижегородской области. Какие изменения, произошедшие с тех пор в строительной отрасли региона, Вы могли бы назвать своим главным достижением?
Среди наиболее значимых результатов за 2019 год хотел бы отметить следующее:
- выросли объемы ввода жилья, которые по итогам 2019 года превысили показатели предыдущего года и составили более 1,4 млн кв.м;
- построено два соцобъекта на территориях комплексного освоения в рамках реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»: детский сад на 240 мест в ЖК «Мега» поселка Ждановский Кстовского района и школа на 550 мест в ЖК «Окский берег» поселка Новинки Богородского района;
- разработана проектная документация и получено разрешение Главгосэкспертизы на строительство Ледового дворца на Стрелке;
- завершено строительство семи фельдшерско-акушерских пунктов в нескольких районах области и здания администрации Дивеевского района;
- введено в эксплуатацию здание ФОКа в поселке Дальнее Константиново;
- организована работа по переходу отрасли жилищного строительства Нижегородской области на проектное финансирование.
Пришлось ли Вам принимать какие-либо кадровые решения с момента вступления в должность или Вы продолжили работу с командой своего предшественника? Не планируете ли совершать кадровые перестановки в ближайшем будущем?
Команда министерства продолжает работать практически в прежнем составе. Осенью моим заместителем назначен Александр Мудров, и в ближайшее время состоится назначение первого заместителя.
Какие задачи, стоявшие перед Вами, новым министром строительства, оказались наиболее трудоемкими и почему?
Правительство области проводит активную работу, направленную на восстановление нарушенных прав участников долевого строительства. Так, Нижегородская область стала пилотным регионом, в котором начал успешно реализовываться механизм завершения строительства проблемных многоквартирных домов с привлечением Фонда защиты прав дольщиков за счет средств федерального и областного бюджетов. Применение данного механизма позволило в 2019 году ввести в эксплуатацию первые четыре дома ЖК «Новинки Smart City» и тем самым восстановить права 246 граждан. На следующем этапе планируется восстановление прав остальных 1660 дольщиков данного ЖК.
Кроме того, с привлечением инвестора ООО «Специализированный застройщик „Выбор-ННДК“» завершено строительство еще одного проблемного объекта — дома по улицам Родионова-Деловая, участниками строительства которого являются 53 гражданина.
Также Нижегородская область ежегодно принимает участие в отборе субъектов для получения субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства. В целях формирования региональной заявки министерство строительства Нижегородской области проводит системную работу по выявлению новых территорий массовой жилой застройки.
По результатам отбора на 2020 год Нижегородской области полагаются средства федерального бюджета в размере 1 млрд 275 млн 656,8 тыс. рублей на строительство двух социальных объектов (школа на 675 мест и детский сад на 280 мест) на территории Кстовского района в ЖК «КМ Анкудиновский парк», а также пяти инфраструктурных объектов на территории Богородского района в ЖК «Новинки Smart City» и ЖК «Окский берег» (школы на 1500 и на 550 мест, детский сад на 320 мест и два объекта дорожной инфраструктуры).
Предоставление региону федеральной поддержки в виде субсидий в рамках мероприятий по стимулированию программ жилищного строительства исключительно важно для Нижегородской области в рамках достижения заявленных регионом показателей национального проекта «Жилье и городская среда».
Губернатор поставил четкую задачу решить проблему обманутых дольщиков в Нижегородской области к 2023 году. Реально ли ее выполнить и какие условия для этого необходимы?
По каждому проблемному объекту на территории Нижегородской области разработан и утвержден план-график по осуществлению мер для решения проблем обманутых дольщиков. Согласно данной «дорожной карте», применяя сформированную регионом практику и привлекая новые механизмы завершения строительства долгостроев, в том числе при участии федерального центра, восстановление прав пострадавших граждан в полном объеме планируется к концу 2022 года.
Для достижения этой цели в регионе используется несколько механизмов. Завершение строительства возможно при участии федерального и регионального фондов защиты прав граждан — участников долевого строительства. Также Нижегородская область стала первым в России субъектом, создавшим регионального оператора для достройки проблемных объектов — АО «Специализированный застройщик Нижегородской области „Дирекция по строительству“».
Наряду с этим реализуется комплекс региональных мер поддержки:
- привлечение инвесторов — разработан механизм предоставления земельных участков без торгов в качестве компенсации затрат инвестору на завершение строительства проблемных объектов;
- выплата гражданам денежной компенсации в случае невозможности завершения строительства объектов;
- предоставление субсидий на завершение строительства объектов некоммерческим организациям дольщиков.
Достижение результатов возможно благодаря слаженной, оперативной и эффективной работе правительства области, федерального центра, инвесторов, а также ресурсоснабжающих организаций.
Как Вы оцениваете ход исполнения региональной «дорожной карты» по решению проблем обманутых дольщиков в Нижегородской области? Скольким людям удалось помочь в 2019 году, сколько людей планируется восстановить в правах в 2020 году?
В 2019 году введены в эксплуатацию пять многоквартирных проблемных домов и восстановлены права 352 пострадавших граждан в Нижегородской области.
Дома № 9, № 11, № 12, № 13 в ЖК «Новинки Smart City» (246 граждан) достраивал Фонд «Специальные проекты Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства» в соответствии с «дорожной картой», утвержденной 23 апреля 2019 года заместителем председателя Правительства РФ Виталием Мутко, на средства публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства», сформированные за счет субсидии федерального и областного бюджетов.
Достройку многоквартирного дома по улицам Родионова-Деловая в Нижегородском районе Нижнего Новгорода (53 гражданина) осуществлял инвестор ООО «Специализированный застройщик „Выбор-ННДК“» в рамках трехстороннего соглашения, заключенного с правительством Нижегородской области и Ассоциацией по защите прав обманутых дольщиков «Дольщики по улице Родионова».
Также денежную компенсацию получили 53 участника строительства дома в переулке Гаражный и дома в переулке Светлогорский (1–3 секции) в Советском районе Нижнего Новгорода в связи с невозможностью завершения их строительства без нарушения законодательства о градостроительной деятельности и требований технических регламентов.
В 2020 году за счет завершения строительства многоквартирных домов и выплаты денежной компенсации планируется восстановить права 1250 пострадавших граждан в 20 многоквартирных домах. Так, в течение года в регионе предполагается:
- завершение строительства 11 домов ЖК «Новинки Smart City» (688 граждан) с участием Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства»;
- завершение строительства жилого дома по улице Ильинская, 36 в Нижегородском районе Нижнего Новгорода (90 граждан) с участием Фонда Нижегородской области;
- завершение строительства жилого дома по улице Мельникова, 26а в Автозаводском районе Нижнего Новгорода (83 гражданина) силами застройщика;
- завершение строительства жилого дома на пересечении улиц Тверская-Славянская, 35 в Нижегородском районе Нижнего Новгорода (37 граждан) и жилого дома между домом № 11 по улице Кстовской и домом № 16 по улице Зеленой в городе Кстово Нижегородской области (43 гражданина) новыми застройщиками, получившими права в рамках процедуры банкротства предыдущих;
- завершение строительства с предоставлением субсидий (1–3 секций) и денежных компенсаций (4, 5 секций) жилого дома по улицам Ошарской, Ванеева в Советском районе Нижнего Новгорода (207 граждан);
- выплаты денежных компенсаций вложенных средств в завершение строительства жилых домов по переулку Гаражный в Советском районе Нижнего Новгорода (44 гражданина), по улице Голованова в Приокском районе Нижнего Новгорода (22 гражданина), по улице Грунина в Заволжье (11 граждан) и по улице Зеленой в Арзамасе (25 граждан).
Считаете ли Вы справедливым решение о выплате компенсаций дольщикам ЖК «Окский берег», ведь многие люди годами платили ипотечные кредиты и сумма выплаты может оказаться значительно меньше реально потраченных средств? На Ваш взгляд, какие еще нижегородские долгострои рискуют повторить судьбу ЖК «Окский берег»?
В соответствии с «дорожной картой» восстановление прав пострадавших граждан ЖК «Окский берег» предусмотрено при участии федерального Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства.
Изначально планировалась достройка этих многоквартирных жилых домов, но в связи с изменениями федерального закона, которые вступили в действие после утверждения «дорожной карты», наблюдательный совет Фонда принял решение о механизме восстановления прав дольщиков в виде денежной компенсации.
В настоящее время вопросы выплат гражданам рассматриваются Фондом практически в индивидуальном порядке. Правительство Нижегородской области при взаимодействии с Фондом акцентирует внимание на важности и приоритетности завершения строительства проблемных объектов.
В декабре дольщики ЖК «Квартал Европейский» организовали пикет у здания Минстроя в Москве. Как Вы считаете, подобные инициативы — пикеты, митинги, публичные выступления — реально могут помочь ускорить решение проблемы или же это пустая трата времени?
Под руководством губернатора Нижегородской области Глеба Никитина создана межведомственная комиссия по защите прав и законных интересов граждан — участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Нижегородской области. Под председательством заместителя губернатора, заместителя председателя правительства Нижегородской области Сергея Морозова в рамках межведомственной комиссии создана рабочая группа.
С дольщиками ведется прямой и открытый диалог, обсуждаются вопросы и принимаются совместные решения. Это позволило существенно снизить социальную напряженность в регионе среди участников долевого строительства и населения области в целом.
25 сентября 2019 года состоялось совещание с участием заместителя генерального директора АО «ДОМ.РФ», генерального директора публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» Олега Говоруна, который подтвердил, что Фондом прорабатывается вопрос участия в завершении строительства ЖК «Квартал Европейский».
Также 23 октября 2019 года зампредседателя Правительства РФ Виталий Мутко во время визита в Нижегородскую область подчеркнул целесообразность реализации установленного федеральным законодательством механизма восстановления прав дольщиков ЖК «Квартал Европейский» и дал рекомендации Фонду рассмотреть возможность сокращения сроков проведения необходимых процедур в целях завершения строительства данного объекта.
Кроме того, замгубернатора Нижегородской области Сергей Морозов с участием представителей министерства строительства Нижегородской области проводит рабочие встречи с участниками строительства данного жилого комплекса.
Когда можно ожидать решения о передаче ЖК «Сердце Нижнего» новому застройщику? ГК «Каскад» объявила о готовности инвестировать в достройку объекта еще в сентябре, а в декабре стало известно, что здание можно подключить к канализационному коллектору и вводить в эксплуатацию без возведения подпорной стенки. С чем же связано торможение процесса?
Администрация Нижнего Новгорода предложила план-график по завершению строительства и вводу в эксплуатацию 6-этажного жилого дома со встроенными офисными помещениями и подземной автостоянкой, расположенного в границах улицы Ильинской, переулка Плотничный, улиц Добролюбова, архитектора Харитонова, Малая Покровская в Нижегородском районе Нижнего Новгорода.
По результатам проведенных в мэрии совещаний разработана финансовая модель завершения строительства объекта без строительства подпорной стенки и перекладки канализационного коллектора, ориентировочная стоимость достройки объекта около 100 млн рублей. Готовность завершить строительство объекта выразило ООО «Каскад» при условии предоставления компенсационного земельного участка на улице Германа Лопатина в Нижегородском районе. Также был рассмотрен вопрос необходимости выполнения противооползневых мероприятий по обеспечению инженерной защиты склонов и прилегающих территорий Почаинского оврага.
26 декабря 2019 года Арбитражный суд Нижегородской области по заявлению Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства признал банкротом ООО «Международная строительная компания». В настоящее время конкурсный управляющий И.В. Незванный осуществляет формирование реестра требований кредиторов (в т. ч. требований о передаче жилых помещений).
В соответствии с «дорожной картой», утвержденной в декабре 2019 года губернатором Нижегородской области, с апреля текущего года планируется проведение строительно-технической экспертизы и оценок, по итогам которых Наблюдательный совет Фонда защиты прав дольщиков будет принимать решение о финансировании мероприятий по восстановлению прав граждан — участников строительства.
Как Вы оцениваете переход на проектное финансирование и отказ от привычной схемы ДДУ в Нижегородской области: получилось ли изменить систему плавно и безболезненно? С какими проблемами пришлось столкнуться и как они решаются?
Основной целью перехода отрасли жилищного строительства на проектное финансирование является обеспечение защиты прав граждан — участников долевого строительства, что в свою очередь способствует повышению спроса на жилье.
Проанализировав текущую ситуацию по переходу на проектное финансирование можно отметить активность банковских организаций по проектам, которые реализуются на территории Нижнего Новгорода. В то же время довольно низкая активность наблюдается по проектам, которые реализуются в малых городах региона, где маржинальность существенно ниже. При этом необходимо отметить, что по таким проектам в условиях переходного периода максимально снята напряженность, поскольку большая их часть получила возможность достраиваться по старой схеме финансирования.
Для выстраивания взаимодействия между банками и застройщиками с конца 2018 года была организована системная работа по информированию застройщиков о необходимости подготовки к переходу на проектное финансирование, в том числе на регулярной основе проводились публичные мероприятия с участием застройщиков и банков. В настоящее время министерство строительства Нижегородской области в постоянном режиме продолжает осуществлять координацию взаимодействия между банковскими организациями и региональными застройщиками.
Как изменился рынок строительства жилья в Нижегородской области после перехода на эскроу-счета — растут или падают объемы ввода многоквартирных домов и цены на новостройки? Какие прогнозы Вы можете сделать на 2020 год?
На территории Нижегородской области за 2019 год введено в эксплуатацию более 1,4 млн кв.м жилья, что превышает показатель аналогичного периода 2018 года на 4,4%. Снижения темпов роста объемов ввода в ближайшем будущем не предвидится. Национальным проектом «Жилье и городская среда» показатель по вводу жилья в эксплуатацию для Нижегородской области на 2020 год установлен со значением 1618 тыс. кв. м.
Глеб Никитин говорил о необходимости увеличения объемов ввода жилья в регионе к 2024 году в 1,5 раза. Достижима ли эта цель в современных реалиях и за счет чего — индивидуального жилищного строительства или строительства многоквартирных домов? Что сегодня препятствует росту жилищного строительства в регионе?
На территории Нижегородской области активно реализуется национальный проект «Жилье и городская среда», в рамках которого предусмотрено увеличение объема жилищного строительства и достижение показателя объема ввода в эксплуатацию жилья до 2024 года в размере 1981 тыс. кв.м, что превышает значение данного показателя 2017 года в 1,5 раза. По этой причине на сегодня подобраны территории общей площадью 1,6 тыс. га в целях жилищного строительства.
Главным препятствием при освоении вышеуказанных территорий является наличие инфраструктурных ограничений. Чтобы их снять, Нижегородская область ежегодно участвует в конкурсном отборе на предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию объектов капитального строительства социальной, инженерной и дорожной инфраструктур. Указанные меры направлены на стимулирование жилищного строительства в регионе.
Как решается проблема дефицита в регионе земельных участков, сформированных и подготовленных под жилищное строительство?
В целях решения проблемы ведется систематическая работа по выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот региональных, муниципальных земельных участков, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена. Одновременно благодаря конструктивному взаимодействию правительства региона с федеральными органами исполнительной власти осуществляется передача неэффективно используемых находящихся в федеральной собственности земель в собственность субъекта для реализации проектов жилищного строительства.
Как Вы оцениваете рост спроса на жилье в Нижегородской области после расширения программы маткапитала, о котором говорил президент в послании Федеральному собранию в январе 2020 года? Готов ли будет регион удовлетворить растущие потребности нижегородцев?
За 2016–2018 годы рост объемов ввода в эксплуатацию жилья на территории Нижегородской области составлял в среднем 3%, в 2019 году он составил 4,35% к объему ввода 2018 года, что говорит о готовности региона удовлетворить возможный рост спроса граждан на жилье.
Кроме того, на территории Нижегородской области реализуется государственная программа «Семейная ипотека с государственной поддержкой», которая предусматривает предоставление ипотечного кредита по льготной процентной ставке около 6% семьям, в которых в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился второй, третий или последующий ребенок.
В январе стало известно о предоставлении льготной ипотеки для строительства жилья в нижегородских селах. Какие еще меры планируется принимать для развития индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области?
В связи с необходимостью выполнения установленных региональным проектом «Жилье» показателей по вводу в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства на 2020 год и плановый период до 2024 года участие Нижегородской области в программе развития ИЖС является крайне важным обстоятельством.
С февраля 2020 года началась реализация мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» по предоставлению ипотечных кредитов жителям сельской местности на приобретение или строительство индивидуального жилого дома под сниженную процентную ставку 2,8% для жителей Нижегородской области.
В настоящее время министерством строительства Нижегородской области проводится работа с органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области, на территории которых сформированы земельные участки под ИЖС, по разработке и утверждению планов реализации комплексных проектов ИЖС на данных земельных участках и анализу потребности в финансовых средствах.
Как на сегодняшний день обстоят дела с расселением аварийных домов в Нижегородской области: сколько признанных аварийными домов ожидают расселения, сколько были расселены в 2019 году и какие планы по расселению намечены на 2020 год? Сколько средств потребуется для решения этих задач? В каких районах проблема стоит наиболее остро?
На сегодняшний день реализуется государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019–2025 годы». В рамках программы расселению подлежат 894 многоквартирных жилых дома, признанных аварийными в период с 1 января 2012 по 1 января 2017 года, в которых проживают 14 152 человека. Общая площадь расселяемых помещений составляет 228,71 тыс. кв. м. На весь период реализации программы предусмотрено финансирование за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в размере 11 млрд 94 млн 110 тыс. рублей.
Федеральным проектом были установлены следующие показатели на 2019 год: расселение 3,09 тыс. кв. м, переселение 180 человек. По состоянию на 1 января 2020 года расселено 8,348 тыс. кв.м аварийного жилья, переселено 535 человек. Таким образом, показатели программы перевыполнены. На 2020 год установлены следующие показатели: расселение 22,06 тыс. кв. м, переселение 1200 человек.
В соответствии с программой общий объем финансирования для расселения аварийного фонда в 2020 году составляет 1 млрд 15 млн 340 тыс. рублей. Максимальное количество аварийного жилья зафиксировано в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Выксе и Кстовском районе.
Расселение аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017, возможно после завершения мероприятий действующей программы.
Планируется ли уделять особое внимание расселению и сносу ветхих домов в центре Нижнего Новгорода в связи с грядущим 800-летием города? Будут ли выделяться дополнительные средства на эти цели?
Снос и реконструкция ветхого и аварийного жилого фонда реализуется в рамках муниципальной адресной программы сноса и реконструкции ветхого и сноса аварийного жилищного фонда в Нижнем Новгороде, утвержденной постановлением городской думы.
Часть многоквартирных домов, признанных аварийными, расселяется в рамках действующей программы переселения. При этом муниципалитет вправе осуществлять досрочное расселение за счет собственных средств в рамках иных программ (договоры развития застроенной территории, договоры о развитии комплексной территории и др.). Таким образом, процесс расселения аварийного жилищного фонда возможен более ускоренными темпами.
В октябре 2019 года после громкого скандала было отменено разрешение на строительство восьмиэтажного здания рядом с домом конструктора Ростислава Алексеева на улице Ульянова в Нижнем Новгороде. Неужели проблему нельзя было решить раньше, не дожидаясь широкого общественного резонанса? Почему с таким трудом удается находить баланс между интересами бизнеса и вопросом сохранения исторической застройки в городе?
Министерство строительства Нижегородской области при выдаче разрешений на строительство не вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные законом требования и условия.
4 июня 2018 года в министерство поступило заявление ООО «Дом на Провиантской» о выдаче разрешения на строительство жилого дома с помещениями общественного назначения в цокольном этаже с подземной автостоянкой. Застройщик представил все необходимые документы, по результатам рассмотрения которых министерство выдало разрешение на строительство объекта.
24 октября 2019 года, руководствуясь обращением прокуратуры Нижегородской области и письмом управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области об отзыве согласования проектной документации, разрешение на строительство данного объекта было отменено.
Есть ли какие-то подвижки в вопросе федерального финансирования строительства метро в Нижнем Новгороде? На Ваш взгляд, нужно ли продолжать добиваться денег на развитие метрополитена или можно полностью решить вопрос с помощью организации мультимодальных перевозок?
Ответ на вопрос о необходимости и целесообразности развития метрополитена очевиден. Конечно, нижегородцам хочется пользоваться подземным транспортом с таким же комфортом, как и жителям других мегаполисов с развивающейся сетью метро. Мультимодальное сообщение, внедряемое сегодня, конечно же, решает проблему передвижения, но я считаю, что развивать подземку в Нижнем Новгороде нужно, а для этого необходимо финансирование.
Какую проблему строительной отрасли в регионе можно назвать наиболее острой на данный момент?
Считаю, что на сегодняшний день в регионе недостаточно высококвалифицированных проектных организаций, которые самостоятельно могут выполнить весь комплекс проектных работ. В региональных проектных организациях имеется дефицит квалифицированных кадров, что приводит к многочисленным ошибкам. Многие организации имеют в штате минимальный набор специалистов, а остальных привлекают только на конкретный объем работ.
Наличие негосударственных экспертиз в системе экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, работу которых никто до сих пор не контролирует, позволяет мелким проектным организациям выпускать, в большинстве случаев, некомплектную, некачественную документацию. Например, организация по проведению негосударственной экспертизы, расположенная во Владивостоке, не имеет необходимой информации о специфических особенностях Нижегородской области и не требует необходимых для конкретной территории проектных решений.
Допущенные ошибки при проектировании в этих случаях выявляются в процессе строительства и приводят к существенному удорожанию строительства за счет стоимости неучтенных мероприятий, устранения ущерба, причиненного третьим лицам и пр. К сожалению, это приводит к значительному увеличению сроков строительства, а в некоторых случаях к появлению в регионе объектов незавершенного строительства.
Учитывая поставленную Правительством РФ задачу по переходу на проектирование в BIM-технологиях, многим проектным организациям необходимо серьезно поднять уровень квалификации.
Какие главные цели Вы как глава Минстроя Нижегородской области ставите перед собой на 2020 год?
В 2020 году перед министерством строительства Нижегородской области стоят задачи по дальнейшему увеличению объемов ввода жилья: план установлен в размере 1,618 млн кв. м.
Кроме того, планируется строительство семи объектов социальной и дорожной инфраструктуры в ЖК «КМ Анкудиновский парк», ЖК «Окский берег» и ЖК «Новинки Smart City». Показатель эффективности использования субсидий — ввод в эксплуатацию 110,2 тыс. кв. м жилья.
Кроме того, мы должны обеспечить плановое исполнение «дорожной карты» по восстановлению прав обманутых дольщиков и программы расселения аварийного фонда.