Институт урбанистики Нижнего Новгорода представил концепцию развития велодвижения в столице Приволжья на 2019–2024 годы. Если планы удастся претворить в жизнь, то уже через пять лет на улицах города может появиться выделенная непрерывная дорожка, по которой велосипедисты будут передвигаться без остановок, минуя бордюры, пешеходные переходы и перекрестки. Сейчас в разработке находятся два маршрута — «Набережные» (от Гребного канала через Канавинский мост до Мещерского озера) и «До парка „Швейцария“» (от Гребного канала через улицу Черниговскую до центрального городского парка).
По мнению специалистов Института урбанистики, парковые и рекреационные зоны Нижнего Новгорода обладают уникальным потенциалом, чтобы повторить основной транспортный каркас для велосипедистов. А значит, при грамотном воплощении идеи и создании необходимых условий, нижегородцы могут всерьез задуматься о том, чтобы пересесть с личных автомобилей на двухколесный транспорт и улучшить тем самым экологическую обстановку в городе.
Мировой опыт и российские тенденции
Борьба с изменениями климата является одной из наиболее обсуждаемых на международном уровне. О том, что люди должны сократить выбросы вредных веществ в атмосферу говорят, пожалуй, чаще, чем о ценах на нефть и торговой войне США и Китая. В числе наиболее эффективных для спасения окружающей среды мер эксперты называют отказ от использования личных автомобилей.
Во многих странах ставку на экологичный и полезный для здоровья двухколесный транспорт уже сделали миллионы людей: в Японии, Нидерландах, Дании, США велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения. Более того, в некоторые районы можно добраться исключительно на двух колесах — проезд в центральные кварталы многих мировых столиц для легковушек и внедорожников просто закрыт.
Россияне также не против велопрогулок, только вот условий для такого времяпрепровождения в нашей стране пока не создано. В некоторых городах, в основном курортных, есть протяженные маршруты для велосипедистов. Но вот за пределами Сочи и Геленджика благоустроенные дорожки, позволяющие использовать двухколесный транспорт без риска для здоровья, — большая редкость.
Планы по развитию велодвижения в Нижнем Новгороде
На сегодняшний день велосипедистов Нижнего Новгорода сложно назвать избалованными: выехать на прогулку на своих Stels, Colnago и Electra они могут далеко не везде. Однако в скором времени ситуация может кардинально измениться. В Институте урбанистики Нижнего Новгорода подготовили концепцию по созданию в городе единой велосипедной сети.
У нас разрабатывается два проекта по велодорожкам. Первый маршрут соединяет две набережные — Нижне-Волжскую и Волжскую на Мещере, — рассказала архитектор Ольга Лилуева.
По ее словам, стратегическим участком будет являться Канавинский мост, который предполагается расширить за счет устройства навесной конструкции стеклянной пешеходной дорожки общей протяженностью 1590 метров. На участках перепада высот при этом может быть организована работа траволатора — движущейся бесступенчатой дорожки. Кроме того, уже существующие на Нижне-Волжской и Верхневолжской набережной велодорожки авторы проекта намерены объединить в единую сеть.
Второй маршрут — оздоровительный — протянется от Канавинского моста по улице Черниговской до парка «Швейцария». На обоих маршрутах предполагается устройство специального велопокрытия, разметки и знаков. На сложных участках запланировано устройство светофоров и специальных велопоручней для комфортного ожидания разрешающего сигнала светофора, — добавила Ольга Грачева.
Как следует из концепции развития велодвижения в Нижнем Новгороде на 2019–2024 годы, еще два года назад среднестатистический горожанин терял в пробках до 180 часов ежегодно. С ростом числа машин ситуация будет только усугубляться, но уже сегодня столица Приволжья занимает четвертое в стране место по длительности простоя в дорожных заторах.
Еще одна проблема, о которой мы уже упоминали в начале, — ухудшение экологической обстановки. Доля транспорта в загрязнении окружающей среды у нас составляет 33%, что превышает аналогичный показатель развитых стран в 1,7 раза.
Предполагается, что создание единой велосети в Нижнем Новгороде повысит процент использования двухколесного транспорта горожанами, улучшит ситуацию на дорогах и окажет благотворное влияние на экологию.
Принципы проектирования велоинфраструктуры
По данным социологов, существующие на территории областного центра велотрассы не позволяют использовать велосипеды для ежедневной транспортной миграции, например, добираться к месту учебы или работы. Большинство владельцев этих средств передвижения рассматривают их исключительно с рекреационной точки зрения — для прогулок в выходные дни.
Концепция развития велосипедного движения Нижнего Новгорода предполагает, что граждане вместе с органами власти будут нести ответственность за выбор оптимальных с точки зрения экологии решений при совершенствовании транспортной системы. Регулирование отношений между разными видами ТС подразумевает поэтапное переключение грузо- и пассажиропотоков на экологически чистые виды транспорта.
Для достижения поставленных целей должны соблюдаться следующие принципы:
- непрерывности (безбарьерное передвижение с учетом особенностей ландшафта и создания единой транспортной сети);
- доступности (возможность горизонтального и вертикального преодоления препятствий по кратчайшему пути);
- безопасности (обеспечение защищенности при передвижении на велотранспорте);
- мобильности (экономия времени);
- экологический принцип (внедрение велосипедной инфраструктуры должно способствовать улучшению состояния окружающей среды).
Кстати, в Альметьевске с населением 250 тысяч человек сокращение автомобильных поездок всего на 5% позволило уменьшить вредные выбросы на 14 тысяч тонн в год! Такого результата удалось бы добиться, например, при посадке 600 га леса. Логично предположить, что в миллионнике Нижнем Новгороде создание условий для полноценного велодвижения позволило было бы получить и более впечатляющие результаты.
Пока единая велосипедная сеть существует только в проекте, у нижегородцев есть время подумать: готовы ли они отказаться автомобилей в пользу двухколесного транспорта, ведь именно от их желания и будет зависеть воплощение данной инициативы в жизнь.