Заповедный квартал 1833 в Нижнем Новгороде оказался под угрозой исчезновения. Еще несколько лет назад он имел все шансы сохранить аутентичный облик, став при этом стильным и современным пространством в центре города. Но теперь деревянные усадьбы XIX века попадают в зону строительства метро.
Сейчас дома № 131 и № 129 на красной линии улицы Максима Горького доживают последние дни. Градозащитники опасаются, что их демонтаж может стать первым шагом к уничтожению ценной застройки. Тревоги небезосновательны: рядом с пока еще целым кварталом появились огромные рендеры с надписью «Скоро будет новый отель». На картинках изображены современные здания. Означает ли это, что строительство метро — лишь предлог для освобождения территории? GIPERNN.RU попытался разобраться.
Каким мог стать квартал 1833?
Квартал 1833 — это комплекс городских усадеб, расположенных в границах улиц Максима Горького, Решетниковской, Гранитного переулка и парка Кулибина. Его сердцем являются два объекта культурного наследия — № 127 и 123 по улице Горького. Они известны горожанам как Музей нижегородской интеллигенции и Дом мещанина Столярова. Последний до недавнего времени носил статус выявленного ОКН, но сейчас числится в реестре как памятник регионального значения. Вместе с соседними усадьбами эти дома формируют цельный облик застройки XIX века.
К 800-летию Нижнего Новгорода квартал начали приводить в порядок. Несколько деревянных домов законсервировали волонтеры «Том Сойер Фест» в рамках первого общероссийского съезда команд движения и акции-консервации. Часть территории благоустроили при участии Института развития городской среды Нижегородской области: вокруг заброшенного котлована перед бизнес-центром «Кулибин» высадили озеленение и оборудовали тематические зоны с местами для игр и отдыха.
Для развития исторического квартала 1833 рассматривалось несколько вариантов. Один из них предполагал сохранение и приспособление усадеб к современному использованию с созданием внутри культурного пространства без застройки. Еще одной идеей было перенести в квартал три дома с улицы Новой, которые демонтировала компания «Фрегат». Здания рассчитывалось воссоздать в подлинных объемах и стилистике. Для этой цели даже утвердили проект планировки и межевания территории, предусматривающий открытие в них гостиниц.
Но, пожалуй, самой известной стала концепция ревитализации. Ее разработали «Заповедные кварталы» совместно с архитектурным бюро APRELarchitects и проектом «Даль». Концепция предлагала сохранить историческую среду по периметру, а внутри квартала тактично разместить новую застройку. Здания планировались высотой не более 3–4 этажей: вместе с деревянными усадьбами их можно было бы использовать под отели, магазины, музеи и жилье. При этом квартал 1833 должен был сохранить свою поперечную проницаемость, оставаясь удобным для посещения.
Это уникальный квартал в центре Нижнего Новгорода. В 2021 году обсуждалось, что он попадет в сеть заповедных кварталов вместе с Грузинским, Студеным и церкви Трех Святителей. Мы готовили сетку соединенных между собой туристических маршрутов через эти кварталы. Но тут вмешалось метро… — рассказала GIPERNN.RU первый заместитель директора АНО «АСИРИС» Анна Давыдова.
Первый шаг к уничтожению
В связи со строительством метро вопрос сохранения нижегородского квартала 1833 встал ребром. Зимой 2022 года в региональном кабмине сообщили, что продление подземки не затронет историческую территорию. Однако из-за близости проходки тоннелей рассматривался перенос с улицы Горького главных акцентов — домов № 123 и № 127. Затем объекты культурного наследия вместе с окружающей застройкой все же решили сохранить на прежних местах, укрепив их фундаменты.
Как рассказали GIPERNN.RU в управлении государственной охраны ОКН по Нижегородской области, укреплением памятников займется ООО «СтройИнвест»: разрешение на работы компания получила 13 мая. В перечень противоаварийных мероприятий входят устройство пола цокольного этажа, ремонт кирпичной кладки, замена венцов, монтаж металлической перемычки, боковая обмазочная изоляция и прочее. Завершить их исполнитель должен к сентябрю 2024 года.
Сейчас сложилась такая ситуация: здания по первой линии улицы Горького необходимо укреплять для метро. Но почему-то решили, что укреплять будут только два дома-ОКН. А здания № 131 и 129 будут разбирать. Но если дом № 129 разваливается и может представлять опасность при прокладке тоннеля, то дом № 131 — очень крепкий и, самое главное, в нем есть брандмауэрная стена с окном Фальконье, — пояснила Анна Давыдова.
У названных домов нет статуса памятников архитектуры, однако они являются ценными градоформирующими объектами. В прошлом августе судьбу дома № 131 обсуждали на экспертном совете при Минграде. Тогда протокольным решением эксперты рекомендовали демонтировать дом с соблюдением ряда условий, сообщили GIPERNN.RU в региональном управлении госохраны ОКН. Во-первых, провести научную фиксацию. Во-вторых, выполнить ручной поэлементный демонтаж с описанием и маркировкой декоративных элементов. В-третьих, передать декоративные элементы на централизованное хранение АНО «АСИРИС». В-четвертых, обеспечить сохранность ценного окна Фальконье в брандмауэрной стене по месту его нахождения.
Однако, по словам Анны Давыдовой, заказчик работ — администрация Нижегородского района — при разработке проектов демонтажа проигнорировала протокольное решение Минграда. Вопреки рекомендациям, документ предусматривает разбор стены с окном Фальконье. Стеклянные блоки предлагается вынуть из оконного проема, но как это сделать без их разбития — непонятно. На выездном совещании 1 июня представители мэрии утверждали, что, дескать, стена аварийная и ее нужно разобрать. Но никакими документами это не подтверждено, продолжает наша собеседница. Недоумевает и другая градозащитница, Марианна Любимова.
Имеющимся на брандмауэре незначительным трещинам могут быть десятилетия от роду. Но он крепчайший. И как можно из него забрать окна Фальконье как ценный элемент? Это все равно, что глаза оставить, а человека убить. То же можно сказать и про печки, лепнину, парадную лестницу… да и сам полуторавековой сруб — он на своем месте ценен! — написала Марианна Любимова на своей странице в соцсети «ВКонтакте».
3 июня сотрудники администрации договорились вновь встретиться с АНО «АСИРИС», чтобы составить перечень демонтируемых и сохраняемых деталей интерьера: исторических дверей, полов, изразцов печей, лестничных балясин. Однако встреча состоялась только 7 июня. Специалисты сделали опись ценных элементов декора, которые должны быть сохранены при демонтаже. В контракте с подрядчиком эти работы не учтены, поэтому в проект необходимо вносить корректировки, отметила Анна Давыдова. Градозащитники опасаются, что мэрия может не сделать этого, хотя подрядчик «Фарье 52» готов к бережному демонтажу, если он будет оплачен. Сейчас дом № 131 по улице Горького опечатан и находится под вневедомственной охраной.
Квартал представляет ценность со всеми домами, которые в нем находятся, потому что это историческое окружение памятников архитектуры. По зонам охраны эти дома — исторически ценные градоформирующие объекты, которые тоже подлежат сохранению по месту и реконструкции. По протокольному решению Минграда администрация должна была подготовить проект воссоздания этих объектов. Они это не сделали. И сейчас говорят, что дома № 129 и 131, вероятнее всего, по месту воссоздаваться не будут, — заключила Анна Давыдова.
Варианты новой застройки
Облик возможной застройки квартала в границах улицы Максима Горького, Решетниковской и Гранитного переулка по заказу одного из инвесторов разрабатывало архитектурное бюро «Гора». Его основатель Станислав Горшунов рассказал корреспонденту GIPERNN.RU, что всего было подготовлено пять концепций. В них учитывались трассировка прохождения метро и разные подходы к объектам культурного наследия.
В одной из версий мы планировали один из самых больших конгресс-холлов в верхней части города. Вы знаете, что у нас в городе не хватает отелей, поэтому упор сделан на них. Нужно, чтобы люди приезжали и могли провести разные конференции прямо в этом конгресс-холле. В одной из концепций мы встраивали дома-памятники в интерьерную часть — они становятся некими арт-объектами. Внутри могли бы быть рестораны, гостиницы или музеи, — рассказал Станислав Горшунов.
Каждая концепция предусматривает возведение домов средней этажности — от пяти до восьми этажей. Функция новой застройки — общественно-административная с гостиничным комплексом. Почти все проектные решения, разработанные АБ «Гора», предполагают сохранение объектов культурного наследия. Однако рассматривался вариант, где дома № 123 и № 127 переносят.
Мне кажется, что это был бы наиболее правильный вариант, потому что в противном случае там останутся один-два малоэтажных дома. При этом нашими прародителями-архитекторами запланировано, что Горького — улица-проспект. Пока все рассуждают в этом направлении. Тут нужно учитывать еще инвестиционную составляющую проекта. Мне кажется, все предложенные варианты имеют право на жизнь, — подытожил Станислав Горшунов.
Первый заместитель директора АНО «АСИРИС» Анна Давыдова рассказала, что сейчас представители власти обсуждают две концепции застройки от бюро «Гора». Первая подразумевает возведение конгресс-холл со встроенными памятниками архитектуры: как раз она и размещена на рендерах возле гостиницы «Кулибин». Вторая — создание гостиничного комплекса по периметру на месте домов № 129 и № 131, а также в переулке Гранитном. В обоих этих случаях из всего квартала 1833 сохраняются только два ОКН, остальные здания не учитываются.
Это означает полное уничтожение цельного заповедного квартала. А наша концепция, которую в 2022 году презентовали губернатору, сохраняет всю периметральную застройку. Это был некий компромисс, который нам удалось найти. Сейчас получается, что наша работа трех лет просто перечеркивается. Получается, что обещание сохранить этот квартал как бы забирается назад. Это очень странная ситуация «заигрывания» с жителями и волонтерами, которые благоустроили квартал к 800-летию Нижнего Новгорода с перспективой его сохранения, — заключила Анна Давыдова.
Квартал 1833 — это живая история в самом центре Нижнего Новгорода. Уникальная деревянная застройка сохраняет дух XIX века, а в новом прочтении она может превратиться в современное культурное пространство, привлекательное для горожан и туристов. Будет ли ценная архитектура уничтожена под предлогом строительства метро или останется для потомков — неизвестно.
Окончательного решения о судьбе старинных усадеб пока нет, рассказала Анна Давыдова. Градозащитница предполагает, что последнее слово остается за губернатором Нижегородской области. И если будет решено сохранить лишь два объекта культурного наследия, они навсегда затеряются среди новостроек и станут печальным напоминанием о гибели уникального квартала.