Метро в Сормовском районе Нижнего Новгорода ждали не один десяток лет. Многокилометровые пробки и переполненные автобусы буквально кричали о том, что транспорт необходимо развивать. Мольбы жителей были услышаны: в прошлом году в нижегородском кабмине заявили, что подземке в Сормове — быть. Ее построят с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов: правительственная комиссия уже предусмотрела на эти цели миллиарды рублей.
Строительством займется московская компания «Моспроект» — та же, что расширяет метро в нагорной части города. Контакт под ключ на продление Сормовско-Мещерской ветки заключили в августе 2022 года. По его условиям, проектирование и строительство станции «Сормовская» обойдется в 19,4 млрд рублей. Целесообразность появления станции «Варя» будет оцениваться по результатам проектно-изыскательских работ.
Точное расположение метро в Сормове некоторое время оставалось неизвестным, однако в октябре завесу тайны сняли. Согласно утвержденной схеме строительства, к концу 2026 года станция «Сормовская» появится на улице Станционной, возле железнодорожной платформы. Выбор в пользу промзоны вызвал недоумение у местных жителей: почему нельзя построить метро в самом центре и гарантировать людям быструю и удобную пересадку на другой транспорт? Гипермаркет недвижимости GIPERNN.RU собрал все доводы «за» и «против» такого решения.
Где могла бы появиться станция?
Всего проектировщики «Моспроект-3» рассматривали три основных варианта размещения новой станции. В работе учитывали как уже сложившуюся, так и перспективную городскую среду, геологические, инженерные, градостроительные и другие особенности местности, рассказали в пресс-службе компании. Согласно первому варианту, метро должно было расположиться на улице Коминтерна, возле Юбилейного бульвара. Выходы запроектировали у ТЦ «Золотая миля», сквера Автомобилистов, а также рядом с действующими остановками общественного транспорта «Центр Сормова».
Во втором варианте метро предусматривалось юго-западнее: два выхода недалеко от «Дарьино», еще два — на пересечении Коминтерна с Юбилейным бульваром и улицей Белозерской. Оба этих решения объединил один существенный плюс — крайне удобное размещение. Выйдя из подземки, пассажиры могли бы сразу пересесть на автобус или трамвай, быстро добраться до магазинов, аптек, областной поликлиники. Кроме того, здесь же располагаются школа № 183, детсад «Звездочка» и лицей-интернат «Центр одаренных детей». Именно поэтому первые два варианта поддержали многие нижегородцы: появилась даже петиция за перенос строительства на улицу Коминтерна.
Вариант № 1 самый оптимальный. Люди из центра Сормова разъезжаются, особенно из пригорода сколько приезжает на маршрутках. […] В центре и трамвай, и маршрутки и пригородные автобусы. Такая транспортная развязка! — пишет читальница GIPERNN.RU Ольга.
Первый вариант — самый «огонь», у него лучшая шаговая доступность жителям района, ради которой общественный транспорт и создают, — считает пользователь «ВКонтакте» Вячеслав Малыгин.
Однако, по мнению проектировщиков, эти предложения имеют ряд серьезных недостатков. Во-первых, в обоих случаях главную магистраль района — улицу Коминтерна — требовалось сузить на три года. В первом варианте объездная дорога должна была пройти по нечетной стороне, во втором — по четной. Все это неминуемо привело бы к многокилометровым пробкам в центре Сормова. Причем транспортный коллапс мог продлиться и после окончания строительства, подчеркнул депутат Законодательного собрания Нижегородской области и гендиректор завода «Красное Сормово» Михаил Першин в беседе с корреспондентом GIPERNN.RU.
На этих площадках просто нет места для перехватывающей парковки, которая нужна поблизости от метро. Автомобилисты пытались бы парковаться во дворах, что создало бы немало неудобств местным жителям и стало дополнительным фактором, провоцирующим образование пробок.
В случае строительства метро на улице Коминтерна стройплощадка затрагивала бы трамвайные пути. Из-за этого движение проходящих здесь маршрутов ТР-6 и ТР-7 пришлось бы перестраивать. Еще один немаловажный аргумент — наличие большого количества инженерных коммуникаций в центре Сормова: их перенос мог повлечь дополнительные финансовые и временные затраты. Более того, трубы следовало расположить по другой траектории, а подобрать для этого свободную зону здесь не так просто.
Не стоит забывать и о том, что в районе улицы Коминтерна расположено много исторических зданий. Например, бывший Дом пионеров, ныне признанный объектом культурного наследия регионального значения. Как подчеркнул Михаил Першин, при размещении стройки в центре Сормова «хрупкое полотно» историко-культурного наследия подверглось бы дополнительной нагрузке.
Каким будет метро на Станционной?
В результате выбор пал на третий вариант — улицу Станционную. За него проголосовали члены штаба по вопросам реализации градостроительной политики, а также приглашенные эксперты. Предполагается, что такое размещение минимизирует неудобства для жителей на период работ, сократит сроки строительства и позволит создать новые точки притяжения и развития городской инфраструктуры. Остановка метро расположится в 450 метрах, или в шести минутах ходьбы от центра Сормова, заявили в МКУ «ГУММиД». Сейчас территория под метро преимущественно занята автомойками, предприятиями и гаражами. Временную дорогу на период строительства проложат между улицей Щербакова, 22, и Проходным переулком, 3.
Выходов из подземки будет четыре. Первый расположится ближе к ж/д путям, у производственного корпуса на Станционной, 50. Второй — у дома № 4 на улице Дмитрия Павлова, недалеко от остановки общественного транспорта «Щербакова». Еще два спуска разместятся по обе стороны от дороги в районе торгового павильона на Станционной, 76Б. Местные жители опасаются, что такая конфигурация может создать для них неудобства. Например, один из выходов будет упираться в подъезд жилого дома, поделилась в комментариях на GIPERNN.RU Ольга. Судя по карте, речь может идти о домах № 4 или 11 на Дмитрия Павлова.
В соцсетях некоторые горожане поддержали появление метро на улице Станционной и согласились, что строительство в перегруженном центре района будет достаточно проблемным. Нашлись и те, кто отнесся к решению нейтрально и просто порадовался появлению подземки в Сормове.
3-й вариант — очень даже неплохо. И до Сормова, и до Баррикад удобно добраться. Плюс, для работников «Красного Сормова» и для тех, кто добирается на электричках, — отмечает Елена Владимирова.
Если нет другого варианта, например, как кто-то предлагал ранее, где конечная автобусов у завода «Красное Сормово», то в этой ситуации уж точно не 1-й и 2-й вариант. Сейчас по 1,5 часа все в пробках до центра Сормова. А будет стройка на Коминтерна, будет по 3 часа пробка, — пишет Елена Еремичева.
Гендиректор завода «Красное Сормово» Михаил Першин рассказал, что постоянно получает обратную связь от сормовичей на тему строительства метро. По словам нашего собеседника, большинство жителей района все-таки поддерживает идею появления подземки на Станционной, а недовольных — единицы.
Результатами своего небольшого опроса с корреспондентом GIPERNN.RU поделился и депутат Заксобрания Юрий Лебедев. По его словам, мнения горожан разделились 50/50: одна половина согласилась с решением проектировщиков и властей, а другая настаивает, что метро должно появиться именно в центре района.
Я лично сам склоняюсь к тому, что предложили специалисты: меня убедили преимущества, которые они озвучили.
Нижнего Новгорода
Путь через дворы и промзону
Основная претензия недовольных достаточно очевидна — станция «Сормовская» появится в удалении от районного центра. Улицу Станционную местные жители называют «промзоной» и «отшибом» и сходятся во мнении, что решение принято отнюдь не для заботы о сормовичах, а из-за банального желания сэкономить.
Горожане рассказывают, что добираться от перспективной станции до центра Сормова дольше, нежели утверждают власти. К примеру, жителям улицы Культуры и вовсе придется идти пешком порядка 20 минут. Отметим, что и корреспонденту GIPERNN.RU не удалось построить на карте путь от метро до ближайшей остановки в центре района, который был бы короче полукилометра.
Очередная станция на отшибе. От «Сормовских зорь» идти быстрым шагом минимум 10 минут, а не 6, — отмечает Дмитрий Илескин.
10000 шагов в день, для здоровья — самое то, — иронизирует Мария Мозина.
Дорога из центра Сормова к новой станции — узкая и неудобная, утверждают нижегородцы. Особенно ситуация усложнится осенью и зимой, когда к метро придется идти под дождем или в метель. К тому же, путь должен пройти через жилые кварталы, а значит, сормовичам придется мириться с толпами людей, спешащих на поезд.
Для тех, кто знаком с общественным транспортом не из окна личного автомобиля, понятно, что вариант посреди «нигде» не принесет никакого дополнительного пассажиропотока метро, — поделился Денис Ладыгин в соцсети.
Продлевать метро от «Буревестника» до «Сормовской» планируется открытым способом: подземка пройдет по тоннелю, проложенному слева от железнодорожного полотна электрички, рассказал корреспонденту GIPERNN.RU житель Дома стахановцев Алексей Волков. Он подчеркнул, что перед началом работ предстоит решить массу организационных и строительных вопросов. Например, нужно расчистить территорию от производственных строений завода Тер-Акопова и преодолеть озеро, образованное рекой Левинка.
Для прокладки тоннеля придется перекрыть транспортный поток в районе железнодорожного переезда на улице Щербакова и на Калининском поселке. Вопросы вызывает и строительство новой автомобильной дороги к будущей станции. Как утверждает Алексей Волков, для этого потребуется снести большой гаражный блок и частично засыпать заводь Левинки. Вдобавок, пока не ясно, как будет преобразована сеть общественного транспорта на время работ.
Инфраструктурный кредит — это не целевая федеральная субсидия. Главный вопрос в том, как экономически мы сможем выкрутиться из такой ситуации? Наш регион под деньги налогоплательщиков берет займ у государства. Здесь сразу много вопросов. На каких условиях? Под какие проценты? На какой срок? Кто выступил гарантом? Область вынуждена залезать в долги.
в центре Сормова
Забытая «Варя»
Разговоры о появлении метро в Сормове ведутся уже около полувека — с 1970-х годов. Еще тогда предполагалось, что новая станция появится не только в центре района, но и около «Вари», напомнил Алексей Волков. Пока решение о появлении там остановки не принято. А значит, проживающие в поселках Калининском и имени 26 Бакинских Комиссаров по-прежнему — совершенно несправедливо — остаются без подземки, с досадой отмечает сормович.
Исчезновению «Вари» из большинства официальных комментариев от властей удивились и другие местные жители. Некоторые из них связали решение о строительстве «Сормовской» у железнодорожных путей с возможным отсутствием промежуточной станции от «Буревестника».
Вариант № 3 вообще безумный: единственный его смысл — не строить «Варю» как пересадочную на электричку, — пишет читатель GIPERNN.RU Максим.
Станция «Варя» действительно фигурировала в старом проекте метро, пояснил гендиректор МКУ «ГУММиД» Андрей Левдиков на заседании профильной комиссии городской думы в октябре. В нынешнем контракте она также присутствует, однако для ее строительства необходимо экономическое обоснование. Он напомнил, что на сегодняшний день возведение одного станционного комплекса оценивается в 7–8 млрд рублей. Для того чтобы вложения оправдали себя, станцию необходимо загрузить.
С учетом, что ближайшая от «Вари» станция — «Буревестник» — находится примерно в 800 метрах, там ходит трамвай и другой общественный транспорт, пока экономически мы не понимаем, есть ли необходимость в строительстве. Но она «зашита» в техническом задании. В случае необходимости она появится.
Метро — для пассажиров электрички?
Одним из основных аргументов за расположение метро на улице Станционной стало создание единого транспортного узла с существующей железнодорожной станцией. По словам губернатора Глеба Никитина, станцией смогут пользоваться не только сормовичи, но и около 8700 жителей Балахны и Заволжья, которые ежедневно ездят в Нижний Новгород на работу. Кроме того, выбор в пользу внеуличного транспорта теперь смогут сделать проживающие в шестом и седьмом микрорайонах.
Значительная часть пассажиров электричек — пенсионеры, дачники. Пожилым людям с сумками в руках будет неудобно идти пешком до метро.
Новую станцию планируется построить по принципу «сухие ноги». Это означает, что пересесть с метро на электричку можно будет не выходя на улицу — по крытым пешеходным галереям. Вместе с тем многие нижегородцы поставили под сомнение целесообразность строительства станции для пассажиров из пригорода.
«Приезжающим будет проще». С учетом количества пригородных электричек до Вари… Сейчас умру со смеху, правда! — комментирует такое решение Александр Купин.
Судя по реакции любителей электричек, только их и устраивает 3-й вариант, а жители будут на реденьких автобусах кататься, — написала в соцсети Валентина Хорева.
Стимул для комплексного развития
Несмотря на все обозначенные недостатки, у метро на Станционной нашлись и веские преимущества. Одно из них — возможность разгрузить переполненные транспортом улицы Коминтерна и Культуры. Достичь этого планируется за счет организации рядом с метро перехватывающей парковки, а также подведения к станции автобусных маршрутов. Предполагается, что для некоторых из них Станционная будет конечной.
Кстати, запуск дополнительного общественного транспорта позволит ряду пассажиров не пробираться через промзону, хотя и вынудит их делать еще одну пересадку.
Третий вариант нормальный. Главное, чтобы стоянка была большой. Тогда будет интересно. Доехал до станции, припарковался и поехал на метро. Конечно, промзона. Пока промзона, потом ее «подвинут», — поделился мнением нижегородец Валерий Мохов.
Еще один важный плюс — строительство дороги-дублера, которая также разгрузит районный центр. Новая трасса сделает ответвление от Коминтерна в районе «Дарьино», пройдет мимо реки Левинки и существующих гаражных массивов, а затем выйдет на пересечение Белозерской и Щербакова. Также подземка «на отшибе» сохранит существующее трамвайное движение. В дальнейшем электротранспорт получит новый виток развития за счет модернизации путей и подвижного состава: это станет еще одним шагом к созданию единой транспортной системы Нижегородской агломерации.
Станция «Сормовская» даст рывок для развития прилегающей территории, которая в прошлом отнюдь не была «задворками». Губернатор Нижегородской области напомнил, что на рубеже XIX и XX это место считалось одним из самых благоустроенных в Сормовском районе: там располагались Заводской парк, а также дома, в которых жили руководители и инженеры местных заводов. Теперь метро может превратить промзону обратно в жилой квартал и стать импульсом к масштабному строительству недвижимости. А рядом с домами появится все необходимое для комфортной жизни — благоустроенные улицы, торговые объекты и многое другое.
Практика многих крупных городов показывает, что повышение транспортной доступности любой территории помогает привлечь инвестиции. Возле пересадочного узла будет многолюдно, а значит, рядом выгодно открывать заведения общепита, магазинчики, продавать сувениры. Это и новые возможности для местного бизнеса, и дополнительные рабочие места. А главное, сама площадка в центре района станет красивее.
Решение о строительстве метро на улице Станционной, безусловно, можно назвать спорным. Веские преимущества, связанные с созданием крупного транспортно-пересадочного узла, омрачают явные неудобства, с которыми придется столкнуться местным жителям. Несмотря на обещания властей организовать к подземке дополнительный транспорт, вряд ли — с учетом текущих интервалов движения автобусов — такую пересадку можно будет назвать удобной.
Так или иначе трассировка метро уже утверждена нижегородским правительством. Поэтому верным будет напомнить, что даже станция в удалении от центра района должна наконец-то улучшить транспортную ситуацию в Сормове. А с учетов планов о перспективном развитии не исключено, что в обозримом будущем нынешняя промзона станет популярной благоустроенной территорией с большим потенциалом для новой застройки.