Архитектурный облик Нижнего Новгорода складывался веками и продолжает формироваться сейчас. По соседству с историческими кварталами вырастают современные высотки, на месте пустырей — появляются благоустроенные пространства. И ни одно из значимых преобразований не обходится без участия главного архитектора.
Кто решает, как должен выглядеть город завтра? Почему один проект получает право на реализацию, а другой — никогда не будет воплощен? Можно ли примирить разные эпохи на соседних улицах? И чего ждать от самых громких градостроительных проектов? Эти и другие вопросы GIPERNN.RU задал главному архитектору Нижегородской области Сергею Попову.
Шедевры и регламенты
Сергей Геннадьевич, как вы считаете, насколько самобытна архитектура Нижнего Новгорода? Чем она отличается от архитектуры других городов России, а может быть, и мира?
В свое время императрица Екатерина II сказала: «Сей город ситуацией прекрасен, но строением мерзок, все-либо на боку лежит, либо близко того…». У Нижнего Новгорода очень интересное географическое местоположение — на слиянии двух рек. Есть высокая и низкая части города, а административный центр непосредственно граничит с Волгой.
В силу многовековой истории культурное развитие города отразилось в архитектуре. Его планировочная структура не менялась — как была исторической, так и осталась. Сохранилось много памятников архитектуры и культуры.
Говоря о современности. В 1996 году мы с коллегами были награждены государственной премией в области литературы, искусства и архитектуры за ряд объектов и, как звучало в формулировке, за создание Нижегородской архитектурной школы. Она отмечена на всероссийском уровне за своеобразие в подходах, выразительность и стремление создавать запоминающиеся произведения. Наша школа — это цех, монолитный профессиональный коллектив, обладающий единством взглядов, объединенный творческим партнерством. То есть современная архитектура в Нижнем Новгороде является знаковой в России и достаточно отличающейся.
В каком направлении развивается современная архитектура Нижнего Новгорода? Каковы ее недостатки и преимущества?
Развивается не так просто, как и везде. Архитектурная триада — это польза, прочность, красота [согласно триаде Витрувия (римский архитектор, автор единственной сохранившейся античной работы об архитектуре) существуют три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура: firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота) — прим. ред.].
Красота стоит на третьем месте, на первом — польза, что значит — деньги. Все зависит от того, какие экономические условия создаются. Сейчас в основном востребовано строительство жилья, а оно ведется по принципу: инвестор построил, продал и забыл. Конечно, он стремится минимизировать свои затраты.
Но в противовес у нас есть система согласования архитектурных решений. Инвесторы прислушиваются к мнению Архитектурного совета. Он рассматривает все проекты, оказывающие влияние на визуальное восприятие городских магистралей и важных пространств. Инвесторы сами склоняют своих авторов показывать совету эскизы, чтобы определиться, по какому направлению пойти. Архсовет является именно коллективным советчиком — мы не только критикуем, но и помогаем сделать лучше.
В России утвердили новые правила согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) застройки. Как они внедряются в Нижнем Новгороде?
Сейчас регламенты согласования АГО проходят процедуру утверждения. Планируем, что с 1 сентября они начнут действовать в том формате, который прописан федеральным законодательством. Новые правила распространятся на все города России, кроме Москвы, Петербурга и Севастополя.
Для всей страны — это в целом позитивно. Критерии расписали в стремлении создания прозрачных согласовательных процедур, чтобы на местах не третировали инвесторов, не занимались вкусовщиной. К тому же распространена и ситуация, когда в каких-то городах нет ни архитекторов, ни процесса согласования — инвесторы строят что хотят. Поэтому прописать какой-то регламент для городов, где «слабая» архитектура и «слабые» органы управления архитектурой, — это плюс.
Для нас это, скорее, минус. В Нижнем Новгороде немного другая ситуация: инвесторы сами приходят на согласование, хотят быть уверены, что все хорошо. Процедура согласования прозрачна и открыта, осуществляется с помощью коллегиального органа — Архитектурного совета. Наличие регламентов, конечно, снижает арсенал творческого инструментария архитекторов. Творчество нельзя регламентировать, вот в чем дело.
Принесут мне шедевр, а я эту бумагу официальную открываю и смотрю — не подходит. Тут должно быть 30% остекления, такие-то высота, материал, цвет… И я говорю: «Извини, я не могу тебе его согласовать чисто по формальным признакам, как чиновник». Но мы из этой ситуации обязательно вырулим.
Правда ли, что архитектурный облик в районах согласуется менее строго, чем в Нижнем Новгороде?
Да, не так строго. Самая большая проблема — это отсутствие кадров. Во-первых, самих архитекторов — их дефицит. Во-вторых, работников в органах согласования. Как правило, там сидят не архитекторы, а просто чиновники. И отсутствует сам механизм. Наш процесс согласования архитектуры распространяется только на Нижегородскую агломерацию. Остальные города сами должны это делать, но иногда по своей инициативе обращаются к нам за методической помощью.
Каковы недостатки и преимущества современной архитектуры в Нижнем Новгороде?
Сейчас значительно выросло качество строительства, применяемых отделочных материалов — тех же окон, витражей. Это, конечно, позволяет даже простые объемы делать очень эффектными. Остальные компоненты постоянно меняются.
В том же жилье — номенклатура квартир, на которые есть спрос, со временем меняется. В 1990-х годах богатые люди строили для себя. У них и планировки квартир большие, и на архитектуру они готовы были расщедриться, чтобы подчеркнуть, что живут в хорошем доме.
Но в тех местах, где есть спрос на дорогие квартиры, инвесторы тоже готовы потратиться на архитектуру. Они применяют более дорогие материалы, более сложные архитектурные решения, потому что тем самым увеличивают капитализацию дома. Таким образом, все зависит от места и от того, кто строит.
В Нижегородской области приступили к реализации механизма КРТ. Какие проекты уже рассматривал Архитектурный совет? В чем их особенности?
Процедура такая: принимается решение о КРТ, делается мастер-план, который рассматривается на региональном штабе по градостроительству и Архсовете. Но мастер-планы — это «болванки», которые лишь определяют параметры и архитектурную композицию. На их основе рассчитывается финансовая модель, определяетя последовательность строительства, распределяются обязанности по созданию социальной инфраструктуры.
Потом победитель торгов детально разрабатывает проект планировки, объемно-планировочные решения и снова идет на Архсовет. Некоторые торги прошли, я знаю, что люди работают, консультируются. Но до той стадии, когда инвестор представляет окончательный проект планировки, мы еще не доходили.
Как мы уже говорили, по процедуре АГО в принципе можно будет не обращаться к экспертам, просто сверив соответствие проекта регламентам. Инвестор может сказать: «У меня выполнены все параметры, попробуй мне не согласовать, я пойду в суд». Так вот, для механизма КРТ в договоре существует возможность зафиксировать согласование архитектурного решения с экспертами.
Историческое и современное
Поговорим о соседстве исторической и новой архитектуры в Нижнем Новгороде. Как сочетать разные эпохи, с помощью каких приемов архитекторы достигают гармонии, с какими сложностями сталкиваются?
Одна из особенностей Нижегородской архитектурной школы — контекстуальный подход, проектирование с учетом окружения. Для сочетания современного и исторического нужно, чтобы масштабные характеристики объектов между собой взаимодействовали — в величине деталей, в размерах членений «подхватывали» друг друга. То есть формировать масштаб архитектурными средствами. Новостройка может быть даже шестиэтажной, но за счет членений, определенной композиции на фасадах она будет гармонично взаимодействовать с историческим зданием.
Сложности — это желания заказчика. Хочется ему, например, с огромными витражами построить здание, а рядом стоит историческое. Нет, извини, мы не можем тебе это согласовать, потому что твое здание подавит и визуально «раздавит» соседнее.
Как, на ваш взгляд, следует решать проблему стареющего жилого фонда?
У нас достаточно много хороших исторических зданий, и их, конечно, нужно сохранять. Даже если здание не является памятником, а просто старое, вековой давности, но в аварийном состоянии. Экспертный совет рассматривает, можно ли его снести бесследно, воссоздать в том же виде при новой застройке или реставрировать. То есть мы анализируем каждое здание, которое попадает под снос.
Я считаю, надо обязательно сохранять здания в сформированных, наиболее сохранившихся исторических кварталах. Например, все уделяют большое внимание историческим зданиям в нагорной части, которые стоят среди современной застройки и уже выпали из современного контекста. Но есть, например, Старое Канавино, которое полностью сохранилось в том виде, в котором строилось 150 лет назад. Его надо комплексно возродить. Восемь кварталов там мы запланировали под градостроительную реставрацию, чтобы сделать большой кусок исторического города.
Как сейчас идет работа над возрождением Старого Канавина?
Там есть собственники, которые вместо старого дома хотят построить новый. Мы им говорим: «Не согласуем. Ты восстанови исторический вид, приведи в порядок». Три дома так отремонтировали. Если включать режим градостроительной реставрации, конечно, туда надо запускать инвесторов. Открывать рестораны, кафе, небольшие гостиницы, учреждения обслуживания — то есть то, что будет привлекать людей. Нужно продумывать механизм, чтобы пришел бизнес. Чтобы окупить вложения, жилья там не получится. Целенаправленно инвесторов будут искать, когда появится четкая программа. Слава богу, пока туда никто не рвется, чтобы все поломать.
Крупные проекты
Почему именно Стрелка была выбрана для строительства Ледового дворца? Удачно ли это расположение?
Я не могу сказать, что место неудачное, потому что я сам предложил его туда поставить [смеется — прим. ред.]. Когда стал главным архитектором, как раз решался вопрос о размещении стадиона: его собирались строить в Ольгино. Я предложил перенести на Стрелку. Там была свалка, рядом — развалины. Сам нарисовал мастер-план, показал, что стадион вмещается. И тогда стала реализовываться идея создания спортивно-культурного подцентра Нижнего Новгорода. Еще при посадке стадиона Ледовый дворец тоже сюда «сажали». Там планировался и Дворец водных видов спорта, но пока мы отказались от этой идеи.
Какие решения предусмотрены для избежания проблем с парковкой возле Ледового дворца?
Для автомобилей хватит места: все, что от Ледового дворца до реки, — это парковка. Я хожу на хоккей и знаю, что большинство едет на игру не на машинах. Тем не менее мы думаем не одним днем. В проекте планировки Стрелки были предусмотрены многоуровневые паркинги. Возможно, со временем они появятся, там есть место.
Напротив стадиона и гейтов большая площадка, залитая в асфальт. Планируется ли ее озеленить, благоустроить?
Гейты построены по требованиям ФИФА — сейчас они не больно-то и нужны. Мы говорим о том, чтобы контур безопасности перенести ближе к стадиону, сделать его компактнее, чтобы здесь была открытая для людей территория. Планы такие есть, но пока они в планах. Если стадион строили на федеральные деньги, тут надо будет свои тратить. Пока не оценивали, сколько это стоит.
Какой вы видите площадь Сенную через пять лет?
Прорабатывались разные концепции. Там планируется деловая застройка и ТПУ [транспортно-пересадочный узел — прим. ред.], должна быть многоуровневая парковка, чтобы можно было оставить машину и поехать дальше на метро. Возможно размещение правительственных зданий.
На какой стадии находится разработка концепции правительственного квартала?
Концепция на этапе разработки, над ней трудятся несколько организаций, в том числе мастер-план делает ГБУ [государственное бюджетное учреждение «Институт развития агломерации Нижегородской области» — прим. ред.]. Сейчас формируется объемно-планировочное решение, определяются параметры будущей застройки, ее функциональное наполнение. Есть инвесторы, которые предлагают свои варианты, но окончательного пока не приняли. До завершения строительства метро там все равно ничего нельзя будет сделать, поэтому у нас есть запас времени. Мы не собираемся принимать скоропалительных решений.
Спустимся от Сенной к Гребному каналу. На каком этапе работа над единой концепцией его развития?
Есть желание губернатора создать благоустроенную набережную на всем протяжении Гребного канала. Есть несколько инициативных инвесторов, они взаимодействуют друг с другом как минимум в вопросе создания набережной. Единая концепция находится на начальном этапе, занимаемся ей с помощью Корпорации развития. Она больше касается самого полуострова, где развивается спортивно-рекреационная функция. Материковая часть Гребного канала — вся уже в инвесторах, мы просто увязываем их проекты между собой, исходя из соображений целесообразности и объемно-планировочного взаимодействия.
В чем заключаются основные сложности и особенности застройки территории у воды?
Застройка не должна быть куском города, который просто туда «бросили». Главный контекст здесь — откос и природа. Поэтому в архитектуре зданий должен присутствовать ландшафтный подход. Возле реки не может быть сплошной стены домов. Нужны отдельные комплексы, например, по типу турецких отелей. Они должны отличаться друг от друга по архитектуре, формировать образ некой курортной зоны в природном окружении. Есть архитектурные приемы, которые позволяют приблизить здания к ландшафту. Например, глубокие лоджии, западения, галереи. Здания должны быть воздушными, прозрачными, наполненными воздухом, желательно с интересными силуэтами.
А что насчет планов по строительству оперного театра на Гребном канале?
Всего Архсовет изучил 12 площадок для возможного размещения оперного театра, в том числе в заречной части города: все они имеют свои сложности. Здание большое, а мест, свободных от прав третьих лиц, практически нет. Гребной канал — одна из рассматриваемых локаций, к тому же свободная от застройки. Она отличается ландшафтом и, в принципе, расположена не так далеко от центра. Лучшие оперные театры в мире находятся на воде. С точки зрения создания яркого, запоминающегося архитектурного произведения — окружение очень даже подходящее. Единственный вопрос — транспортная доступность, но это решаемо.
Как продвигается разработка концепции оперного театра?
Сейчас разрабатывается предварительная концепция для определения параметров театра. Чтобы понять, умещается ли он, сколько может стоить, какое берегоукрепление надо делать. Это очень сложно, в том числе с экономической точки зрения. Чтобы проект стал реальным, сначала нужно решить вопрос финансирования. Именно для экономического обоснования и понимания, каков будет бюджет, делается предварительная концепция.
Понимания, в какую сумму обойдется проект, пока нет. Но в принципе сейчас оперные театры стоят в диапазоне от 10 до 20 млрд рублей. Все зависит от «начинки», вместимости, количества сцен, репетиционных залов и т. п. Сейчас планируется вместимость на 1000 человек. Поэтому, я полагаю, потребуется около 15 млрд рублей — это большие деньги.
Другой крупный проект — IT-кампус. Какие архитектурные решения подчеркивают статус проекта мирового уровня?
IT-кампус проектировал известный российский архитектор из Санкт-Петербурга, руководитель «Студии 44» — Никита Явейн. Общежития в Больших Оврагах должны быть интересными, но не кричащими и не создающими конкуренцию историческому окружению. Учебный корпус рядом — очень современный и, можно сказать, уникальный. На площадке возле ННГУ тоже оригинальная архитектура. Общежития до 30 этажей, а сами учебные корпуса — низкоэтажные, с необычной планировкой.
Почему первоначальные эскизы кампуса были переработаны в сторону упрощения архитектуры?
Иногда чего-то бывает перебор. Чем отличается Нижегородская архитектурная школа? Это не наваленное в кучу все, что только можно. Есть пауза, есть акцент — тем самым создается композиция. Может, в IT-кампусе что-то чересчур было, поэтому выделили основные объемы, между ними оставили паузы-связки — и это выглядит более эффектно. А не нагромождения, которые совершенно не складываются в гармоничную композицию.
Личное и профессиональное
Назовите ваш личный топ-3 реализованных проектов в сфере жилья в Нижнем Новгороде.
Я здесь работаю для того, чтобы мне все нравилось. Если мне что-то не нравится, я помогаю архитекторам, предлагаю варианты, как довести дело до логического завершения. В Нижнем много домов, которые обладают определенной индивидуальностью. Мне нравятся «Дом на набережной» на Родионова, высотка на Свободе, на Ярославской, нравятся и малоэтажки. Их много, перечислять можно до бесконечности. Практически во всех проектах я определенным образом принимал участие как консультативное лицо.
Ваш личный топ-3 зданий общественной застройки?
Гостиница «Москва» сделана в стилистике, которая соответствует месту. Конечно, мне нравятся все здания, которые проектировались нашей мастерской ТМА Пестова и Попова [ранее — ТМА Харитонова и Пестова. Сергей Попов был главным архитектором проектов, замдиректора и директором мастерской в 1992–2010 годах — прим. ред.]: например, банк «Гарантия», офис на Фрунзе. В создании облика стадиона я принимал активное участие. Задача стояла — создать модернистское здание со спокойным силуэтом, чтобы не создавать конкуренции собору.
Московские проектировщики разработали 56 вариантов арены, из них выбрали очень классный. К сожалению, его не смогли построить в том виде, в котором изначально хотели. Внутри колонн, где сейчас натянута мембрана, планировался занавес, закручиваемый ветром. Очень красивым должен был получиться, но конструкция была рассчитана на импортные комплектующие. Они очень выросли в цене после кризиса 2014 года и в смету уже не укладывались. Пришлось сделать просто ширму. Жаль, что не получилось реализовать изначальный проект. И этот-то стадион хвалят, но был бы вообще шедевральный.
Назовите знаковые имена для современной нижегородской архитектуры. Как вы думаете, за чьими проектами в Нижнем Новгороде будущее?
Евгений Пестов — член-корреспондент академии архитектуры, партнер по мастерской ТМА Пестова и Попова. Из этой мастерской вышли банк «Гарантия» на Малой Покровской, здание налоговой на Фрунзе, бывший ресторан «Макдоналдс» на площади Революции, гостиница «Шератон» на Большой Покровской, дом-пила на Славянской, дом-куча на Большой Покровской и еще очень много проектов.
Александр Дехтяр — НПО «Архстрой». Из его чертежей получились Центр международной торговли на Ковалихинской, ТЦ на улицах Чкалова и Рождественской — бывший Дом моделей, жилой дом на площади Свободы и многое другое. Разработана концепция развития Нижегородской ярмарки и построен выставочный павильон № 1.
Сергей Тимофеев — заслуженный архитектор России, главный архитектор города в 1986–1991 годах. Его мастерская работала над интерьерами семи станций Горьковского метрополитена. Она же разработала концепцию реконструкции театра кукол и кинотеатра «Орленок», памятника жертвам Чернобыльской катастрофы на бульваре Мира, мемориального комплекса погибшим в Афганистане и Чечне, расположенного в парке «Швейцария», благоустройства Нижне-Волжской набережной.
Валерий Никишин. Этот архитектор сотворил здание «Нижегороднефтепродукта» на Грузинской. Из последних его работ — ЖК «Маршал Град» и «Школа 800».
В числе молодых «модных» архитекторов — Станислав Горшунов. Его бюро «Гора» спроектировала конгрессно-выставочный белый павильон на Ярмарке, комплекс Premio на Нижне-Волжской набережной, «Горадром» напротив лыжного трамплина, тренировочную базу «Море спорта» на Горьковском море. Она же разработала концепции интерьеров КЗ «Юпитера» и культурного центра «Рекорд», реновации судейской вышки на Гребном канале и Дома народного единства в парке Пушкина, а также благоустройства парка на Бору с пешеходным мостом.
Архитектор Максим Горев — ПК «Горпроект». В числе его работ — ЖК «КМ Residence Prime» на Барминской и «КМ Тимирязевский» в Советском районе.
Андрей Мурунов — трудился над обликом «Дома на Набережной» и здания на улице Октябрьской Революции.
Конечно, я не перечислил всех работ этих авторов и еще многих отличных архитекторов Нижнего Новгорода. Мы богаты на профессиональные кадры.
Расскажите о своем практическом опыте. Какие здания в Нижнем Новгороде создавались по вашим проектам или при вашем участии?
Вместе с ТМА Пестова и Попова создавал практически все здания до 2010 года. Например, банк «Гарантия», офис на перекрестке Фрунзе и Большой Печерской. На общественных началах я проектировал Надвратную церковь в Оранском монастыре — в Богородском районе, принимал участие в восстановлении всех построек обители. Монастырь подняли из руин, сейчас он очень красивый, будет возможность — съездите посмотреть.
Как вы стали главным архитектором? Занимаетесь ли проектированием сейчас?
Стал чиновником, потому что коллеги попросили. Я всегда был человек общественный, не в силах был им отказать пойти на эту работу. Будучи чиновником, сейчас я не могу проектировать как частное лицо, это запрещено законом. Но как главный архитектор Нижегородской области проектирую каждый день, обмениваясь опытом с коллегами. Большая часть работы главного архитектора — это предпроектные проработки тех или иных перспективных площадок или отдельных зданий. Этим занимаюсь практически ежедневно.
Какие идеи вам как архитектору хотелось бы воплотить?
Идей много, конечно, я не собираюсь на пенсию уходить. Иногда ко мне приходят мечтатели с воздушными замками, космопортами или желанием построить статую Христа посреди Волги — всякие у людей возникают идеи [смеется — прим. ред.]. Не считаю, что должна быть какая-то залихватская суперидея, о которой надо мечтать. Шедевр можно создать как из целого города, так и из простого сарая. Главное, сделать качественно, интересно — и все.