Набережная Гребного канала притягивает нижегородцев, которые любят устраивать променады, смотреть с трибун на гребцов, кататься на велосипедах и удить рыбу. Прогулочная зона вдоль берега Волги не знала капитального ремонта несколько десятков лет, но в преддверии юбилея Нижнего Новгорода ее ожидает глобальная перезагрузка. Концепцию благоустройства набережной разработали столичные архитекторы бюро «Новое», а воплотить идеи в жизнь взялись московские специалисты — ООО «ГорСтрой».
В конце мая подрядчик практически завершил пескоструйную очистку берегоукреплений, демонтировал старое дорожное покрытие и проложил кабель, а также разработал траншеи под освещение. Более 80 человек сегодня выполняют новое мощение на участке со стороны Нижне-Волжской набережной, а также реставрируют судейскую вышку. Открыть общественное пространство для горожан планируется к августу 2021 года. Так какие же изменения ожидают набережную Гребного канала в год 800-летия Нижнего Новгорода?
Основные идеи преображения
Ключевой задачей итоговой концепции преображения стало создание на Гребном канале масштабного спортивного кластера. В него должны войти поле с воркаут-площадками, беговая и велосипедная дорожки, скейт-парк и памп-трек. Все эти объекты дополнят ранее существующие в округе активности — занятия греблей и прыжки с трамплинов.
Люди приходят на Гребной канал покататься, отдохнуть, позаниматься спортом. Мы здесь говорим не совсем о благоустройстве, а о полноценном развитии территории как спортивного комплекса, — рассказала Лидия Давранова, архитектор бюро «Новое».
Набережная Гребного канала — это вытянутое линейное пространство длиной около 3 км, вдоль которого авторы концепции предусмотрели различные виды активностей. По словам Даврановой, все обновляемое пространство можно поделить на три участка.
Первый из них будет отвечать за соединение с Нижне-Волжской набережной. Там разместятся скейт-парк, памп-трек, закрытые от основного променада парковки, а также спуск к воде и проезд на паромную переправу до Бора. Участок продолжит аллея с велодорожкой и деревьями по бокам — такое решение позволит создать «зеленый коридор», закрыв путь велосипедистов от автодороги и бетонной набережной у воды. Примечательно, что благоустраивать последнюю в рамках представленной концепции не планируется.
Мы хотим сохранить этот природный уголок, песчаный оазис, нетронутым: там активно проводятся исторические реконструкции, люди туда приходят отдыхать. Прелесть этого участка в том, что он чистый, там ничего нет. Он за это людям и нравится, — пояснила Лидия Давранова.
Вторая часть набережной начнется от судейской вышки и трибун. Там пространство поделится на два уровня — верхний и нижний. Близ воды организуют прогулочную зону, места для отдыха и солярий с лежаками. На бетонных склонах неожиданно появятся так называемые сады: чтобы воплотить в жизнь эту оригинальную задумку, зеленые насаждения вырастят в существующих отверстиях между плитами.
Вверху, над тихой зоной, разместятся прогулочная, беговая и велосипедная дорожки. Последняя будет иметь две полосы и ограждаться от остальной зоны буферами. Вдоль велодорожки также появятся специальные наклонные урны — в них проезжающие смогут выбросить мусор, не прерывая движение.
Третий, заключительный, отрезок пути включит в себя новые элементы озеленения, игровые площадки, амфитеатр и зону отдыха с лежаками-волнами. Около работающих на Гребном канале ресторанов планируется организовать балконы со столами — там горожане смогут насладиться не только кулинарными изысками, но и живописными речными далями.
Зона общепита напротив дороги завершит путь по благоустроенной набережной. В окончании променада появится эффектное сооружение — мост-петля. Этот объект позволит создать закольцованный путь и не обрывать движение. Для тех, кто хочет прогуляться дальше, в сторону канатной дороги, будет предусмотрен отдельный проход.
Мост будет иметь одностороннее движение. Предполагается, что спортсмены и прогуливающиеся будут проводить там время, гулять, кататься. А такое решение поможет избежать путаницы и конфликта потоков, — уточнила архитектор.
По всему периметру обновленной территории появятся малые архитектурные формы — скамьи, урны, велопарковки и остановочные павильоны. Также второй и третий участки набережной будут оборудованы пандусами для передвижения маломобильных групп населения.
Что изменили и сохранили в концепции
В итоговом варианте преображения создатели концепции усилили зонирование, четко разделив места для спорта и отдыха. В связи с этим беговую дорожку, которая изначально располагалась в тихой нижней зоне, перенесли на верхнюю. Также основную развлекательную инфраструктуру «отодвинули» от ключевого спортивного объекта — гребной школы.
Как бы это странно ни звучало, для того чтобы классно соединить спорт и отдых, надо их разъединить. Именно поэтому снизу у нас люди отдыхают, сверху — занимаются спортом. Никто друг другу мешать не будет, — отметила Лидия Давранова.
После сбора мнений от горожан и экспертов судейскую вышку и трибуны решили бережно отреставрировать без изменения конструктивных особенностей. Этим сооружениям вернут исходный облик, созданный архитектором Сергеем Касаткиным.
Поскольку и вышка, и трибуны овеяны советским духом, они являются частью истории и частью функции этой территории. Поэтому их предлагается оставить в первозданном виде, — рассказала представитель бюро «Новое».
Также большую игровую площадку, которая предусматривалась в предварительной концепции, заменили на несколько маленьких. По словам Даврановой, весело проводить там время смогут не только дети, но и взрослые.
Мы решили отказаться от сконцентрированных игровых пространств, потому что они могут создавать плотность людей, которая не сыграет положительной роли в такой узкой локации. Поэтому у нас больше нет сформированной игровой площадки. Вместо нее есть несколько зон спонтанной игры, которые раскиданы по склонам, — пояснила она.
Большее внимание при создании итоговой концепции архитекторы уделили и озеленению. Все насаждения набережной можно будет поделить на три блока. В первый войдут деревья и кустарники, обрамляющие и подчеркивающие прогулочный променад. Следующую категорию составит буферное озеленение для укрытия от шума дороги и солнечных лучей. Третий вид зеленых насаждений — сады на склонах — будет состоять из цветов, кустарников и плодовых растений.
Пожелания нижегородцев
Ознакомившись с представленной концепцией, некоторые горожане отметили, что проект не предусматривает связи Гребного канала с площадью у канатной дороги. Сейчас этот путь состоит из «неорганизованных тропок», по которым сложно добраться от одной локации к другой, добавили нижегородцы.
В ответ Лидия Давранова напомнила, что данный участок не входит в территорию проектирования, а потому архитекторы могут лишь дать рекомендации для реализации в будущем.
Сейчас эта территория находится в статусе рассмотрения. Предлагается два варианта: во-первых, проложить удобные спуски для всех горожан, во-вторых — организовать тропы для хайкинга. Последние опять же могут стать частью спортивной составляющей. Но, конечно, это не исключает того, что там нужно предусмотреть пешеходные спуски, — объяснила эксперт.
Еще одной наболевшей темой оказался вопрос с переносом вертолетной площадки, которая располагается на набережной Гребного канала, 108. Горожане заметили, что порывы ветра, образующиеся из-за работы лопастей, мешают как отдыхающим, так и гребцам. Однако выяснилось, что площадка также не входит в зону благоустройства и архитекторы не в силах перенести ее на новое место.
Волнует нижегородцев и расположение освещения на обновленной территории. В частности, они поинтересовались у архитекторов, как будет организована подсветка лестничных спусков.
Сами лестницы отдельно не освещены, но тот свет, который мы предусматриваем в концепции, полностью охватывает их. Светильники мы рассчитывали с шагом в 8–10 метров. Но это хороший вопрос, мы планируем дополнительно проконсультироваться со специалистами, которые будут устанавливать свет», — рассказала Лидия Давранова.
Также в ходе обсуждения итоговой концепции с нижегородцами архитектор уточнила, что берегоукрепления не планируется реконструировать или менять. Она отметила, что в рамках текущего благоустройства гидротехнические сооружения будут лишь очищены и приведены в порядок.
Мы не можем заняться реконструкцией берегоукреплений, потому что это инженерные сооружения. Этим занимаются не проектировщики или архитекторы, а отдельные люди, отвечающие за инженерную составляющую. Я знаю, у Минспорта есть планы по развитию этой территории как места проведения международных соревнований по гребле. И в рамках этих глобальных преобразований будет замена берегоукреплений, — добавила архитектор.
В ближайшие несколько лет территорию Гребного канала ждут еще более масштабные изменения: к 2024 году на территории в 5 га появятся новая спортивная инфраструктура, детские площадки, зоны отдыха и станции общепита. Также в рамках развития общественного пространства планируется построить океанариум, туристический комплекс «Три стихии» и спортивно-развлекательный центр с горнолыжной базой, аквапарком и парком аттракционов. Но это уже совсем другая история.