Едва ли не каждый нижегородец слышал о старинных пакгаузах на Стрелке. Ажурные металлические конструкции были построены в Москве в далеком 1882 году и перевезены в Нижний Новгород специально для XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Спустя 125 лет пакгаузы получили новую жизнь: в одном из них сегодня работает концертный зал, а в другом — выставочное пространство.

Пакгаузы — лишь часть большого исторического наследия, оставленного Всероссийской выставкой конца XIX века. Какой она была и за что получила официальный титул «Великая», на творческом вечере поведала профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ и почетный гражданин Нижнего Новгорода Татьяна Виноградова. Рассказ основан на публикациях ее деда — педагога, публициста и краеведа Василия Виноградова, который был свидетелем выставки и написал о ней целую серию работ.
Масштабная подготовка
Долгие годы XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была предана забвению. Событие подчеркивало развитие и мощь дореволюционной России, а потому в советское время о нем практически не упоминалось. Это привело к путанице в умах наших соотечественников. Например, многие до сих пор считают, что выставка проходила на Нижегородской ярмарке или Стрелке.
На самом же деле для Всероссийской промышленной и художественной выставки выделили незастроенную территорию за Кунавинской слободой — сегодня там расположен парк имени 1 Мая. Место было выбрано неслучайно: рядом проходила железнодорожная ветка, по которой было удобно подвозить тяжелые экспонаты. Специально для выставки рядом был построен вокзал — так туристы сразу могли оказаться здесь, минуя город.
Проведению такого масштабного события предшествовала не менее масштабная подготовка. Например, именно к XVI Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде построили здание областного суда на Большой Покровской: во время мероприятия оно использовалось как гостиница. К 1896 году была надстроена Дмитриевская башня кремля, где размещался художественно-исторический музей.
Знаменательному событию посвятили и открытие нового здания Нижегородского городского театра, ныне известного как драмтеатр. Вы удивитесь, но именно к Великой выставке в городе появился новый вид транспорта — трамвай. Одна из веток проходила по Большой Покровской, а вторая шла по Рождественской, на вокзал и саму выставку. Электроэнергией вагончики снабжались от вновь построенной электростанции.
Поскольку двигатели были маломощные, вагончики не могли подниматься в гору. Для того чтобы закольцевать линию, были построены два фуникулера — Кремлевский и Похвалинский. Тогда они были не развлекательными, а функциональными объектами

Шедевры архитектуры
Итак, к XVI Всероссийской выставке на 84 гектарах, где сейчас располагается парк имени 1 Мая, было возведено около 170 павильонов. Главным архитектором выступил Владимир Цейдлер — именно по его проекту несколько лет спустя на исторической площади у кремля встало здание Городской думы, известное нижегородцам как Дворец Труда.
Выставочные павильоны были выполнены в различных архитектурных стилях, среди которых преобладали эклектика и так называемый русский стиль. Архитектурной доминантой стало центральное здание из восьми металлических павильонов. Ажурный каркас для него изготовили в Санкт-Петербурге по проекту инженеров Ивана Вышнеградского и Германа Паукера. Два павильона сохранились по сей день — именно они являются теми самыми пакгаузами на Стрелке, о которых мы говорили в начале.
Госзаказ на проектирование и строительство целого ряда большепролетных павильонов выиграла московская Строительная контора — ее главным инженером служил Владимир Шухов. Именно для Всероссийской промышленной и художественной выставки он создал прославившие его по всему миру шедевры, среди которых — знаменитая башня в форме гиперболоида.
Башня была функциональной и работала как водонапорная. Но вместе с тем, подобно Эйфелевой башне в Париже (кстати, построенной специально ко Всемирной выставке 1889 года), давала возможность подняться наверх и полюбоваться панорамой.
Как устроен гиперболоид, Татьяна Виноградова продемонстрировала наглядно. Она взяла конструкцию, состоящую из металлических стержней и двух оснований в форме круга, и начала аккуратно поворачивать последние. Стержни наклонились, а исходная цилиндрическая поверхность на глазах слушателей превратилась в гиперболоид.
Высокая прочность, ветроустойчивость и простота сделали эту конструкцию одним из символов инженерно-архитектурного мастерства, которое с успехом используется в современном мире при создании высотных сооружений. Например, знаменитая башня в Гуанчжоу — это реализация той же идеи шуховского гиперболоида.
Помимо гиперболоидов, к выставке 1896 года Владимир Шухов спроектировал круглое здание строительного и инженерного отдела, из-за своей формы названное ротондой. Суммарно же своими уникальными конструкциями инженер перекрыл 27 312 квадратных метров пространства Всероссийской выставки 1896 года. Для выставочных павильонов Владимир Шухов создал три типа перекрытий: висячее покрытие, подобное тенту палатки, цилиндрические своды и тонкая металлическая пластина — мембрана.
Нижегородская выставка стала для Шухова гигантской экспериментальной мастерской, где он имел редкую и счастливую для творца возможность изобретать и сразу же, одним залпом, воплощать новейшие идеи.

Титул — «Великая»
За наполнение выставки экспонатами отвечала служба генерального комиссара, которую возглавляли Василий Тимирязев и Александр Добронизский. Здесь были представлены товары и изобретения, рассказывающие о достижениях регионов. Например, первый в России автомобиль с бензиновым двигателем, сконструированный фабрикой «П. А. Фрезе и К», грозоотметчик А. С. Попова, воздушные шары, дирижабли, предметы садоводства, художественные достижения и многое другое.
Значимость XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки как нельзя лучше подчеркивает личный визит императора Николая II. Он прибыл в Нижний Новгород в июле и в течение трех дней посещал выставку. В знак благодарности государь подарил городу Императорский павильон, который был построен на выставке специально для приема его семьи и свиты. Кстати, богатый деревянный декор того царского подарка пой сей день сохранился во Дворце Труда.
Это последняя дореволюционная выставка в России. Это единственный раз, когда Россия заявила о себе во всем своем величии — промышленном, сельскохозяйственном, культурном, военном. Там было все, и все это было в Нижнем Новгороде. Эта выставка была Великая!


XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка не только продемонстрировала высокий уровень развития промышленности, экономики и культуры города, но и послужила толчком к масштабным преобразованиям: созданию первых трамвайных веток, фуникулеров, строительству театров и других знаковых зданий. Она стала яркой вспышкой в истории Нижнего Новгорода. Вспышкой, навсегда оставившей свой след.