В Нижнем Новгороде завершилась реставрация Дворца труда — одного из самых узнаваемых зданий напротив кремля. В начале XX века в его стенах заседала городская дума, после революции — профсоюзы, в 2000-х — областной суд. А теперь сюда переехал Арбитражный суд Волго-Вятского округа, для нужд которого памятник архитектуры на Большой Покровской комплексно обновили.

Торжественное открытие Дворца труда после трехлетней реставрации состоялось 9 апреля. В мероприятии приняли участие зампредседателя Верховного Суда РФ Юрий Иваненко, председатель окружного Арбитражного суда Андрей Толмачев, замгубернатора Петр Банников, мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев и представители судейского корпуса.
Накануне официальной церемонии в здании провели экскурсию для журналистов. Их сопровождал заместитель руководителя управления госохраны объектов культурного наследия региона (УГООКН) Игорь Петров. В числе первых обновленные интерьеры увидел корреспондент GIPERNN.RU.
Как появился Дворец труда
Идея построить дом для городской думы родилась еще в конце XIX века. В тот момент гласные заседали в здании напротив — на втором этаже корпуса торговых рядов (сейчас — Минина и Пожарского, 2). Но работать здесь было неудобно, и назрел вопрос о переезде.
Ситуацию спас купец и гласный думы Николай Бугров: в 1897 году он подарил городу участок с трехэтажным каменным домом. В нем до недавнего времени размещался театр. Здание собирались отремонтировать для городской думы, но планы изменил пожар.
Тогда обгоревший дом решили снести, а на его месте — построить новый. Проект заказали петербургскому академику архитектуры Владимиру Павловичу Цейдлеру — именно он был главным архитектором Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года.
Гласные обсуждали несколько вариантов стилистики здания. И в итоге пришли к выводу, что оно должно отразить национальный колорит. Фасады соединили в себе элементы французского Возрождения, барокко, классицизма, неорусского стиля и модерна. Зеленые шатры, напоминающие о древнерусском зодчестве, составили единую композицию с шатровыми крышами кремлевских башен.
Здание получилось очень самобытным и очень необычным. Оно является градостроительным акцентом на главной площади нашего города, — рассказал заместитель руководителя нижегородского УГООКН Игорь Петров.
Строительство началось осенью 1901 года и продолжалось два с половиной года. 18 апреля 1904 года здание торжественно открыли в присутствии губернатора, городского головы и членов городской думы. На открытии собралось множество нижегородцев, а в газетах публиковались восторженные отзывы корреспондентов, которые все это время следили за строительством. Здание было освящено, и с того же дня в нем начали работать городская дума и управа.
Новый дом был оснащен по последнему слову инженерной техники: в нем провели центральное отопление, водопровод, канализацию, телефонизацию, электричество… Чтобы содержать это великолепие, городская дума решила сдавать первый этаж в аренду. Здесь открылись фешенебельные магазины. Позже, в советские годы, на тех же площадях работал универмаг.
Реставрация с научным подходом
После переезда областного суда в Дворец правосудия на площади Лядова в 2017 году здание несколько лет пустовало. В это время решалась его судьба. Поскольку памятник находится в федеральной собственности, в его стенах решили разместить учреждение федерального подчинения — Арбитражный суд, рассказал Игорь Петров. И впервые за всю историю в нем выполнили научную реставрацию. Специалистам нужно было не просто обновить здание, но и изучить, по каким технологиям оно строилось.
Поддерживающий ремонт проводился в течение всего советского периода, когда здесь располагался Облсовпроф. Но такие масштабные работы мы видим впервые, — отметил замруководителя управления госохраны ОКН.
Проект комплексной реконструкции с элементами реставрации подготовила нижегородская компания «СМУ-77». Работы в здании проводила тоже местная фирма — ООО «Профитстрой». На исследования и обновление здания федеральный бюджет выделил почти 1,2 млрд рублей.
Работы завершились в минувшем декабре. По словам Игоря Петрова, научной реставрации подверглась вся парадная часть Дворца советов — элементы, которые относятся к предмету охраны. Это внешний облик здания и часть интерьеров: два зала заседаний — большой и малый, кабинет городского головы, парадная, центральная и торцевая лестницы. Восстановить исторические элементы и воссоздать утраченные удалось в том числе благодаря современным мастерам, которые возрождают технологии XIX–XX веков. Другие части здания реконструировали по современным запросам: при этом специалисты старались использовать аутентичные материалы.
Лестница с памятью о знатных посетителях
Парадный вход в здание в начале XX века был со стороны центральной площади. Гласных городской думы встречала широкая лестница с мраморными ступенями. По ней поднимались тогдашние градоначальники — Александр Меморский, Иван Богоявленский и Дмитрий Сироткин, известные депутаты — Матвей Башкиров, Николай Бугров и другие. Реставраторам было важно сохранить дух истории и вернуть вестибюлю первоначальный облик, рассказал Игорь Петров.
В помещении полностью отреставрировали стены и потолок. Сама лестничная клетка сохранилась в неплохом состоянии, но часть мраморных ступеней покрылась трещинами — их пришлось заменить.
Возможно, ступени были побиты революционными матросами, которые занимали здание в 1917 или 1918 году. На трещины не обращали внимания, но сейчас эти элементы заменили. Мы видим подлинный мрамор, по которому ходили депутаты, — он чуть темнее. Более светлые части — это докомпановка, — рассказал Игорь Петров.
По историческим фотографиям реставраторы воссоздали утраченные золоченые шары и латунные картуши, украшавшие лестницу. Также старинные кадры помогли определить, каким было напольное покрытие вестибюля. В 1904 году пол был отделан метлахской плиткой — популярным материалом на рубеже XIX–XX веков. Но затем, примерно в 1990-х, покрытие заменили на модный в те годы керамогранит.
Новые фрагменты заказали у петербургской фирмы «Образъ», которая освоила старинную технологию. Образцом послужила сохранившаяся метлахская плитка на втором этаже, где она была лишь частично разбита. Покрытие воспроизвели один к одному — и по рисунку, и по цветовой гамме.
В тамбуре сохранилась аутентичная плитка с пестрым рисунком, напоминающим бухарский ковер. Здесь понадобилось выровнять пол, поэтому покрытие разобрали и уложили заново, восстановив утраченные и поврежденные элементы.
Старые технологии и современные требования
На прежнем месте в вестибюле осталась старинная люстра. Оконные рамы заменили на современные деревянные, сохранив остекление в две нитки. Такую же технологию применили во всех парадных помещениях. В других частях здания установили окна, совмещенные со стеклопакетом.
Они тоже деревянные, никаких пластиковых окон здесь нет. Материалы применялись аутентичные для первоначального периода строительства этого здания, — отметил Игорь Петров.
Двери под лестницей, справа и слева, пришлось заменить новыми, противопожарными. Они тоже выполнены из дерева, но с металлической обшивкой — по современным требованиям безопасности. А старые двери, окрашенные зеленым, разместили на стене, чтобы их подлинный облик могли видеть все посетители.
Между лестничными пролетами располагались окна с яркими витражами, которые выходили в соседнее помещение. Витражи полностью отреставрировали, но сделали их декоративными. Проемы с другой стороны заложили кирпичами, а чтобы рисунок был по-прежнему ярким, смонтировали подсветку.
С советских лет лестницу украшала скульптура Владимира Ильича Ленина. Ее решили сохранить: на время реставрации фигуру вождя просто закрыли пленкой.
Здание сохраняет различные исторические напластования. У нас не было задачи полностью убрать все позднее, а лишь то, что безобразило интерьеры. Ленин в данном случае гармонично вписался по оси симметрии, — отмечает Игорь Петров.
Наследие императорского подарка
Депутаты начала XX века проводили совещания в двух залах — большом и малом. Большой парадный зал заседаний освещался тремя арочными окнами, которые украшали фасад здания. Именно в них отразилось влияние стиля модерн.
Двери, выходящие на балкон, на протяжении вековой истории сильно износились. Реставраторы предложили изготовить новые по аналогии, но управление госохраны ОКН настояло на восстановлении старинных дверей. А вот дубовый паркет пришлось полностью заменить. В остальном к помещению относились бережно, и его первоначальный облик сохранился до наших дней.
В украшении зала в начале XX века использовалось богатое убранство Царского павильона Всероссийской выставки 1896 года. Деревянное здание в неорусском стиле, напоминающее боярский терем, построили для отдыха августейшего семейства. Спроектировал павильон известный архитектор Александр Померанцев. Мебель и деревянный декор для него изготовили в Петербурге.
После окончания выставки император подарил здание городу, но нижегородские власти не смогли грамотно использовать царский подарок. Великолепное здание обветшало, и его решили разобрать на бревна, а роскошный декор перенести в новые помещения думы.
Специалисты отреставрировали деревянные резные панели на стенах. Заменили только бархатную обивку, которую изготовили по индивидуальному заказу по старым образцам. Тот же материал темно-синего цвета использовали для обивки кресел.
Под потолком в зале заседания можно увидеть маленькие балконы для прессы. Совещания в городской думе были открытыми, и туда приглашали корреспондентов изданий и почетных гостей. На этих балконах по-прежнему можно стоять, но доступ к ним сейчас закрыт.
Потолок большого зала кессонированный — с углублениями, украшенными росписью. Она сохранилась в подлинном виде. Считается, что деревянные элементы потолка тоже перенесли из Царского павильона.
Кессонированный потолок здесь тоже уникальный — он украшен металлическими бутонами. Без них, казалось бы, тоже все было бы гармонично, в стиле итальянского Ренессанса. Но здесь появились элементы купеческого стиля, перебор с пластикой — наверное, они отражают вкусы того времени, — отметил замруководителя УГООКН.
Специалисты отреставрировали деревянный подиум и его ограждение. Освещают зал подлинные люстры. Они опускаются с помощью лебедки на чердаке: такой механизм позволял менять и протирать лампочки. Кронштейны для настенных светильников были утрачены — их восстанавливали по проектным чертежам.
Слияние двух эпох
Малый зал для совещаний напоминает о разных вехах в истории Дворца труда, который со дня своего открытия оставался официальным общественным зданием. На потолке сохранилась символика СССР, а массивные двери в русском стиле перенесены из Царского павильона.
Некоторые двери были установлены как муляж: таким образом, архитектор постарался сделать композицию симметричной. Проемов за ними нет. Помещение в последние годы было выкрашено в казенный желтый цвет. Во время реставрации его решили заменили на светло-голубой.
Реставраторы долго совещались на этот счет. Сейчас, мне кажется, подобрана удачная нежная цветовая гамма, она хорошо оттеняет благородный шоколадный цвет дерева, — рассказал Игорь Петров.
По последнему слову техники
Обновленные помещения оснастили по последним требованиям безопасности. В них установили видеонаблюдение, пожарную сигнализацию, вентиляционные трубы. Для маломобильных посетителей смонтировали лифт. Инженерные коммуникации, как и в прежние годы, находятся в подвале.
Раньше там располагался и источник отопления. Горячая вода курсировала по трубам, установленным по всему зданию. Батареи для него изготовил местный чугунолитейный завод «Добров и Набгольц». Однако в советские годы здание подключили к центральному отоплению, и оригинальная система устарела. Сейчас фрагмент чугунной батареи сохранили в одном из судейских кабинетов, другой такой фрагмент передали в нижегородский технический музей. Эти артефакты позволяют увидеть, какого уровня достигли инженерные технологии на рубеже двух веков.
Лестницы и коридоры
Специалисты отреставрировали интерьеры коридоров, сохранив, где возможно, историческую плитку. В некоторых помещениях, где она была повреждена, уложили новые фрагменты, изготовленные по старинным образцам. В других — заменили современным покрытием.
Большие работы проделали и на центральной лестнице с окнами во внутренний двор. Раньше оконные проемы были и по другим сторонам лестничной клетки, они позволяли освещать коридоры. По требованиям пожарной безопасности их заложили кирпичом. Теперь из коридоров они выглядят как арочные ниши, а со стороны лестницы установлены витражи с матовым стеклом. Их украшают деревянные решетки, которые тоже были частью декора этого здания.
У лестницы сложная форма. Была ли у проектировщиков задача создать художественный образ или она просто получилась такой, исходя из функционала? В любом случае, она просто очень фотогенична, — отмечает Игорь Петров.
Лестница вела в треугольный внутренний двор-колодец, отсюда же продолжался спуск на цокольный этаж. По современным требованиям выходы на улицу нужно было разделить. В итоге между лестницами решили установить стеклянную перегородку.
Историческую пожарную лестницу, которая раньше стояла со стороны улицы Пожарского, после долгих споров и совещаний перенесли во внутренний двор. По мнению Игоря Петрова, она потеряла свое первоначальное назначение и портила фасад, но ее все же решили сохранить.
Правое крыло здания когда-то предназначалось для городской управы. Попасть в помещения исполнительного органа можно было со стороны улицы Пожарского. Теперь этот проход оставили в качестве эвакуационного. В 1990-х, когда часть здания занимал банк «Солидарность», исторические двери заменили на новые.
Сделали они это довольно тщательно и качественно, сохранив подлинный образ и аутентичный материал — дерево. От старых дверей оставили подлинные исторические ручки, — рассказал Игорь Петров.
Парадный вестибюль на площади Минина будет доступен для торжественных мероприятий, а в обычные дни судьи пользуются входом со стороны улицы Большой Покровской. В управлении госохраны ОКН не исключают, что однажды Дворец труда распахнет двери и для большого круга посетителей. Например, как здание Госбанка, который раз в году проводит день открытых дверей.
Наверное, суд как-то решит вопрос коллективного посещения, потому что нельзя скрывать от жителей города такую красоту. Которая была возрождена не для узкого круга служителей Фемиды, а все-таки для более широкой публики, — поделился мнением замглавы управления.