Ледовый дворец на Стрелке — один из самых амбициозных проектов, который анонсируют к 800-летию Нижнего Новгорода. И вместе с тем — один из самых спорных.
Дворец призван дать толчок развитию нижегородского спорта в целом и конкретно хоккея. Предполагается, что он станет домашней ареной команды «Торпедо», которая сейчас проводит матчи во Дворце спорта «Нагорный». Однако нынешняя площадка не удовлетворяет потребности клуба.
Новая арена должна вмещать 12 тысяч зрителей и быть пригодной для проведения не только хоккейных матчей, но и соревнований по керлингу, фигурному катанию, художественной гимнастике, волейболу, баскетболу и т. д. Также в ней запланировано общественное пространство, которое будет работать вне зависимости от проведения спортивных мероприятий.
7 октября в администрации Канавинского района прошли общественные слушания, поводом для которых стало увеличение этажности Ледового дворца с двух этажей до пяти. Точнее, пять ярусов фойе, которые изначально считались частью одного этажа, фактически являются антресолями, поэтому экспертиза потребовала признать их отдельными этажами.
Высота же здания фактически останется неизменной и будет составлять 38 метров — на 7 метров ниже стадиона «Нижний Новгород» и на 42 — собора Александра Невского (по кресту).
Что волнует жителей Канавина?
Людей на мероприятие пришло откровенно мало — всего 15 человек, хотя речь шла об объекте общегородской значимости. Нижегородцы, принимавшие участие в обсуждении, признались, что узнали о слушаниях совершенно случайно.
Как оказалось, большинство присутствующих вообще не хотели бы видеть Ледовый дворец на Стрелке — ни двухэтажный, ни пятиэтажный. Они заявили, что дворы близлежащих домов постоянно заставлены машинами из-за того, что не решена проблема с парковками возле стадиона «Нижний Новгород».
Также остаются недопонимания по «культурному» вопросу и вопросу благоустройства: почему дворец должен быть именно на Стрелке, знаковой для Нижнего Новгорода территории, и когда она наконец станет местом «для людей»? Там, например, обещали разбить парк и создать некую зону, где горожане смогут гулять, развлекаться и отдыхать.
Жители соседних домов боятся, что забудут о покое из-за постоянного шума, связанного с проведением массовых мероприятий. Обещание установить шумозащитные экраны их совсем не успокоило, потому что они не понимают, каков будет «конечный продукт».
Что мы от этого получим, кроме шума и пыли? Сможем ли мы пользоваться дворцом и как? — спросили присутствующие, посетовав, что от стадиона «Нижний Новгород» им нет никакой пользы.
Нижегородцы обратили внимание, что даже каток в зимнее время там платный. Доступных спортивных секций для детей на стадионе тоже нет.
На все вопросы, связанные с дальнейшей судьбой и эксплуатацией объекта, спикеры мероприятия, среди которых был главный архитектор города Сергей Попов, ответили, что пока говорить не о чем, ведь нет самого объекта.
Как это возможно? — возмущались присутствующие. — Это строят для людей или для кого? Кто должен все это знать? Кто вообще принимал решение о том, что объект нужно построить на Стрелке?
Считайте, что его принял я, — заявил Попов, дав понять, что расположение дворца — вопрос решенный.
Нижегородцы, впрочем, так не считают — они уверены, что если публичные слушания проводятся, то власти должны учитывать мнение людей. В качестве альтернативы Стрелке была предложена территория возле Нижегородского цирка и планетария.
Будут ли нижегородцы услышаны?
Обсуждение проведено «для галочки», а вовсе не для того, чтобы услышать мнение нижегородцев — в этом уверено большинство тех, кто присутствовал на мероприятии.
Марина Игнатушко, руководитель общественной организации «Открытая Стрелка» и архитектурный критик, считает, что в нынешнем виде Ледовый дворец принесет городу больше вреда, чем пользы. По ее мнению, проект абсолютно непродуманный — и с точки зрения эксплуатации, и с точки зрения размещения, и с точки зрения экономических затрат. Архитектура, по словам Марины Игнатушко, тоже не впечатляет: специалисты высказывали много замечаний, но авторы проекта преимущественно проигнорировали их.
Несмотря на то, что городу хороший спортивный объект вовсе не помешает, строить дворец на Стрелке — как микроскопом гвозди заколачивать, — написала Игнатушко на своей странице в Facebook. — Неравноценные по значимости и стоимости территория и объект.
Архитектурный критик, впрочем, полагает, что реализация проекта может сорваться: по крайней мере, к юбилейному 2021 году построить такой объект просто нереально, а очередь на городские стадионы в России большая.
Говоря об общественных слушаниях по Ледовому дворцу, Игнатушко отмечает, что формально они проведены правильно, а по факту — ужасно: люди приходят со своими проблемами и своим мнением, а им говорят, что речь вообще не о том. И когда будет речь о том — неизвестно.
Почему, когда выбирали место для арены, еще без проекта и прорисовки, людей не спросили, чего они хотят?» — недоумевает руководитель «Открытой Стрелки.
По результатам обсуждений общественники и жители Канавинского района обменялись контактами, чтобы в дальнейшем координировать действия друг друга: возможно, вместе они смогут отстоять свою точку зрения.
Официально же публичные слушания признаны состоявшимися. Сергей Попов заявил, что против Ледового дворца на Стрелке высказались только пять человек из 15 присутствовавших. По поводу изменения этажности спортивной арены никто не возражал.