В 2023 году Нижегородский театр юного зрителя ждет масштабная реконструкция. Впервые за 45 лет в здании ТЮЗа на улице Горького будут полностью обновлены зрительный зал, вестибюль, буфет, гардероб и другие помещения. Однако представленный в прошлом году дизайн-проект сразу же подвергся жесткой критике нижегородцев. Горожане в один голос заявили, что опубликованные эскизы лишают ТЮЗ всех визитных карточек: люстры, зимнего сада и бассейна с рыбками — столь любимых многими поколениями театралов. Была ли услышана позиция общественности и что изменится в Нижегородском ТЮЗе после реконструкции?
ТЮЗ вчера и сегодня
Театр юного зрителя был создан в Нижнем Новгороде, тогда еще в Горьком, в 1928 году. Первые десять лет его труппа выступала на сцене театра драмы и ДК имени В. И. Ленина, после чего получила собственный дом на Грузинской: сегодня здесь находится театр «Комедiя». В современное здание № 145 на улице Максима Горького Нижегородский ТЮЗ переехал в год своего 50-летнего юбилея.
Трехэтажное строение в центре города является образцом советского постмодернизма. Здание возведено в 1978 году по индивидуальному проекту архитектора Ирины Заславской. Автор стремилась гармонично сочетать современные архитектурные решения и специфику театра юного зрителя во всем, начиная с подходов к театру и заканчивая устройством сцены. В числе знаковых работ Ирины Заславской — театр в Омске, цирк в Сочи и несколько санаториев.
В министерстве культуры Нижегородской области GiperNN сообщили, что полноценной реконструкции здание ТЮЗа на улице Горького не видело никогда, поэтому за прошедшие десятилетия внешний облик и интерьеры театра значительно не изменились. Во время ремонтных работ лишь появилась облицовка плиткой на фасаде и несколько преобразился внешний вид бассейна с рыбками.
К архитектурным особенностям нижегородского ТЮЗа можно отнести необычную лестницу — с двумя рядами перил, что встречается редко. Одни для маленьких зрителей, а вторые — для взрослых. Кроме удобства, это еще и символ открытости для зрителей всех возрастов. А также уникальные люстры в фойе второго этажа и зрительном зале, живой уголок с тропическим растениями и бассейном с рыбками и черепахами, — рассказали в Минкульте.
Проект реконструкции
На спектаклях Театра юного зрителя выросло не одно поколение нижегородцев. Те, кто когда-то с восторгом переступал порог огромного здания, держась за мамину руку, сегодня сами приводят на спектакли своих детей, а то и внуков. Возможно, именно поэтому, бережно храня свои воспоминания, горожане так остро отреагировали на грядущую реконструкцию ТЮЗа.
Каждый бывает в ТЮЗе раз по 100… Сначала в детстве, затем с друзьями, потом со своими детьми, потом с внуками… И каждый раз, когда туда возвращаешься, ты делаешь шаг в детство… Не забирайте эти воспоминания у людей, эти гобилены, рыбки, витрины, люстру… Обновите, но не забирайте этот шаг, пожалуйста! — призвала Жанна Прахова.
Как оказалось, нижегородцам дороги классический интерьер театра и его сказочная атмосфера. Театральное сообщество не готово поддержать концепцию, предполагающую отказ от зимнего сада и бассейна с рыбками, центральной люстры в фойе второго этажа и паркетного пола. Также горожане выступили в защиту решетчатых перил лестницы и деревянного перекрытия потолка.
Глухая лестница и здание без зимнего сада разрушат все волшебство. Лестница и знаменитая сказочная люстра — это единое целое. Это идеальная композиция. И бассейн с рыбками, и зимний сад тоже. И паркет. Паркет — это благородно. театрально, а пуфики — убого и негигиенично. И вообще, дерево — это тепло, уют, жизнь, а то, что в проекте… Это гипсокартон? Люстру, похоже, авторы проекта вообще не рассматривали, — посетовала Ольга Севрюгина.
Идеи проектировщиков показались неравнодушным гражданам стандартными и безликими. Даже те, кто посчитал эскизы красивыми, все равно не удержались от критики. По их словам, обновленный ТЮЗ лишится своей изюминки и из детского театра превратится в современный концертный зал.
Высветление интерьера ТЮЗа мне нравится. Хотя убирает всю индивидуальность здания и делает его клоном концертного зала «Юпитер». Интерьер явно рассчитан на взрослых, и размеры взрослых. Про детей здесь нет ничего, — констатировала Юлия Лазарева.
Президент Нижегородской государственной консерватории имени Глинки Эдуард Фертельмейстер, проработавший в ТЮЗе много лет, раскритиковал однобокий подход к преображению театра: по его мнению, начинать следует не с интерьерных изысков, а с создания комфортных условий для репетиций и подготовки спектаклей.
Главное, что здесь должно быть — должно быть удобно зрителям и тем, кто работает в этом театре. О второй части вообще не говорят. Главное, чего здесь не хватает, — условий для репетиционного процесса, особенно в театре, который сейчас перестраивается… Что вы спорите — какие колонны будут или лестницы, это десятое дело. Но главное, для того чтобы сегодня были современные спектакли, нужны хорошие режиссеры, актеры и самое главное — машинерия сцены. Где она? — интересуется Эдуард Фертельмейстер.
Аналогичную точку зрения озвучивали и другие представители культурного сообщества, отмечая важность сохранения образца советского модернизма и совершенствования технической «начинки», например, оборудования сцены и репетиционных залов. А вот в радикальных изменениях внутреннего убранства ТЮЗа многие театралы не увидели никакого смысла.
Что сохранится, а что изменится?
Работу над проектом реконструкции вели два подрядчика: архитектурное бюро GORA занималось дизайном, а специалисты из «СБС-групп» отвечали за инженерные решения и технические нюансы. Как сообщили GiperNN в региональном Минкульте, раскритикованные нижегородцами эскизы были доработаны с учетом мнений горожан. Стоит отметить, что в рамках реконструкции изменится только интерьер театра: внешний облик здания ТЮЗа останется прежним.
После общественных обсуждений было принято решение учесть мнение нижегородцев и сохранить архитектурные элементы театра: бассейн с рыбками, витрины, люстра, воздушная лестница будут отреставрированы и обновлены. В рамках подготовки проекта была проведена встреча с создателем гобеленов, с которой обсуждалась возможность их восстановления. К сожалению, гобелены восстановлению не подлежат, часть их будет сохранена в музее театра, — пояснили в министерстве культуры Нижегородской области.
Проект со всеми корректировками с декабря 2020 года проходит государственную экспертизу. По информации регионального Минкульта, на реконструкцию ТЮЗа выделено 41,6 миллиона рублей — 40 млн из федеральной казны и 1,6 млн — из областного бюджета в рамках реализации национального проекта «Культура». При этом окончательно объем и источники финансирования будут определяться по итогам подготовки проектно-сметной документации. А вот старт работ из-за пандемии коронавируса запланирован лишь на 2023 год: тогда-то мы и увидим, каким станет Нижегородский театр юного зрителя к своему 95-летнему юбилею.