В Нижнем Новгороде продолжается реставрация старинного Дома Бурмистровой — здания Литературного музея имени Горького. У особняка на улице Минина непростая судьба. Его начали приводить в порядок к 800-летию города, однако планы нарушил пожар 2020 года. Продолживший реставрацию подрядчик не выполнил своих обязательств, и контракт с ним расторгли. Сейчас на объекте трудятся специалисты другой компании — ООО ПРК «Гемера».
В конце января ход восстановительных работ оценил мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. Корреспондент GIPERNN.RU тоже побывал на пресс-туре и выяснил, с какими сложностями столкнулись реставраторы и какие тайны музей откроет будущим посетителям.
Работа с деревом
На реставрацию городской усадьбы XIX века выделили 365 млн рублей. Контракт на эту сумму с ПРК «Гемера» заключили в декабре 2023 года. Сейчас специалисты оценивают общую готовность объекта в 60%. Они полностью завершили один из самых сложных и ответственных этапов — аварийно-восстановительные работы.
По словам специалиста по обследованиям и реставрационным технологиям ООО ПРК «Гемера» Дмитрия Львова, памятник архитектуры удивляет своими конструктивными и художественными особенностями. Чтобы сохранить их, мастера провели масштабную работу.
Здание стоит на каменном подклете, а сама конструкция бревенчатая, вместе с бревенчатой кровлей и с вентилируемым цементным фасадом. Для конца XIX века это редкое явление. Нам нужно было, не развалив монолитный фасад, восстановить прогоревшие части стен и крышу, — рассказал Дмитрий Львов.
Реставраторы сохранили конструктив особняка: балки, перекрытия, накаты, бревна. Работы проводились по специальной технологии, позволяющей по максимуму сберечь оригинальную древесину. Ее разработал институт «Спецпроектреставрация» при восстановлении памятников деревянного зодчества на острове Кижи.
Мы адаптировали старое дерево со старым «новым» деревом, которое мы находили в разных местах, где только можно, — пояснил специалист реставрационной компании.
Возвращение лепнины и дверей
Теперь подрядчику предстоит восстановить интерьеры особняка с уникальным лепным декором, гобеленами, дубовыми резными элементами. Больше всего от огня пострадали залы в той части здания, где обвалилась крыша.
В плачевном состоянии оказался красивейший Белый зал. После тушения пожара в нем завелась токсичная черная плесень. Мастерам пришлось, насколько возможно, разобрать все деревянные конструкции и отправить на обработку, рассказывает Дмитрий Львов. Элементы, которые можно было демонтировать, сушили в специальной камере: она позволяет убить микроорганизмы.
Не менее сложной задачей было восстановить лепнину в Белом зале. Под воздействием температуры гипс был серьезно поврежден.
Фактически там пришлось собирать паззлы из кусочков, демонтировать лепнину, скреплять, возвращать обратно. Это была колоссальная работа. Сейчас уже ничто не говорит о том, как было раньше, мы видим прекрасный результат, — рассказал Дмитрий Львов.
Воссоздавать лепнину в этом и других залах помогали документы и фотографии, которые хранились в фондах Литературного музея. Благодаря этому удалось вернуть и утраченный в советское время лепной декор на стенах будуара. Реставраторы масштабировали изображения и изготавливали по ним модели из пластилина.
Затем дружным коллективом проверяли соответствие, отливали изделия и устанавливали на место, — объяснил специалист.
В усадьбе Бурмистровой сохраняются все подлинные двери. Они состоят из разных технологических конструкций: латунная фурнитура, опалубленный дуб, лепной декор… Их реставрация тоже потребовала от подрядчика усилий и мастерства.
Как выяснили специалисты, двери были двусторонними: с одной стороны на них наносились воск и лак, с другой — французский лак. При работе с деревом реставраторы постарались сохранить старинные технологии полировки, используя натуральные материалы. Когда этот этап завершится, начнется отделка.
По словам мэра Юрия Шалабаева, большинство черновых работ выполнено. Лепнина отреставрирована примерно на 90%, стены — на 80%. Одни элементы специалисты восстанавливают прямо в здании музея, другие — в мастерских. Например, над полотнами для Бархатного зала работают во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря.
Что еще осталось сделать?
В ближайшее время реставраторам предстоит не менее ответственный этап работ. В числе прочего будет восстановлен Каминный зал — он был обшит деревом со вставками из тисненого картона и больше всего пострадал от пожара. Также подрядчик отреставрирует камин, картуши для Дубового зала, завершит подготовку стен и потолков.
Сейчас перед нами стоит задача перейти от черновых работ по лепному декору к укладке паркета. Когда мы покроем полы лаком, приступим к завершающей фазе — отделке с золочением и серебрением лепнины, — рассказал специалист по обследованиям и реставрационным технологиям ООО ПРК «Гемера» Дмитрий Львов.
Как отметил мэр Юрий Шалабаев, с наступлением весеннего тепла рабочие продолжат реставрацию фасада. Впрочем, значительная его часть уже готова. Параллельно начнется ремонт террасы и благоустройство двора. Эта небольшая территория — часть бывшего знаменитого Бурмистровского сада, рассказывает заведующая Литературным музеем Елена Агафонова. После благоустройства в музейном дворике планируется проводить культурные мероприятия.
Подрядчик обещает уложиться в отведенный контрактом срок — до конца 2025 года, если не случится никаких форс-мажоров. Для нижегородцев это означает, что в 2026-м Литературный музей уже может открыть свои двери посетителям.
Работа действительно ювелирная, мы находимся в графике, но специально торопиться не нужно, чтобы не навредить результату, — подчеркнул глава города Юрий Шалабаев.
Новый этап в жизни Литературного музея
По словам заведующей Елены Агафоновой, работники музея следят за восстановлением здания с особым трепетом. Вместе с реставраторами они кропотливо собирали историю усадьбы Бурмистровой, в которой Литературный музей проработал более 90 лет.
У дома много загадок, легенд, мифов. Об этом мы тоже будем говорить в наших экскурсиях. Сразу хочу сказать: музей очень любит этот дом, но свою концепцию он не меняет. Мы как были Литературным музеем, так и останемся. А дом — это не фон для литературной экспозиции, а ее часть, и очень интересная, — рассказала Елена Агафонова.
Экспозиция будет начинаться в Аванзале, который примыкает к холлу с просторной лестницей. Парадные залы с великолепными интерьерами, как и раньше, отведут под временные выставки, а постоянную коллекцию представят в других помещениях второго этажа. Здесь посетителям будут рассказывать про Максима Горького и других русских писателей — его современников.
Недавно у музея имени А. М. Горького открылся филиал в Щербинках: он работает как фондохранилище с вентиляцией и современным оборудованием, необходимым для хранения ценных предметов. В нем также будут проводиться экскурсии. После реставрации часть коллекции вернется в усадьбу на улице Минина, а ее освободившиеся помещения, где раньше размещались фонды, откроют для посетителей.
Нижегородцы смогут увидеть, что находилось в цоколе дома и как было устроено хозяйство особняка Бурмистровой. Так, из цокольного этажа планируют открыть выход на террасу и в сад. Здесь же сохранились свидетельства, какими были системы вентиляции, теплоснабжения и освещения. Посетителям покажут и внутренние, непарадные лестницы.
Одна из комнат в цоколе станет литературной гостиной. Там интересные интерьеры: плитка на стенах была выполнена на Ракколаниокском заводе в Выборге, а пол выложен плиткой Villeroy&Boch, — отметила Елена Агафонова.
Экспозиция будет организована и в сейфовой комнате, где хозяева хранили ценные бумаги, а работники музея — не менее ценные экспонаты. Дверь для нее была изготовлена на фабрике Сан-Галли.
Франц Сан-Галли — очень известный мастер, владелец чугунолитейного завода в Санкт-Петербурге, где изготовили и ворота для Зимнего дворца. И вот владелец нашего дома тоже обратился к нему, — рассказала заведующая музеем.
Реставрация открыла и другие тайны купеческого особняка. Например, под старой штукатуркой оказались кирпичи с клеймом знаменитого завода Ивана Костина и надписи, которые еще предстоит исследовать специалистам. По словам Елены Агафоновой, работники музея думают над созданием интерактивной экспозиции с виртуальным туром по усадьбе.
Как отметил мэр Юрий Шалабаев, возможно, еще до открытия музея в него будут пускать организованные группы, хотя сказать об этом с уверенностью нельзя. Реставраторы не торопятся, ведь впереди не менее ответственные этапы работ, но делают все возможное, чтобы успеть в срок.