В течение ближайших пяти лет Нижний Новгород должен завершить реализацию комплексной программы «Умный город». Столица Приволжья стала одним из «пилотов», где при помощи информационных технологий модернизируются городское хозяйство и инфраструктура. Заместитель мэра по информационным технологиям Алексей Карапузов, ответственный за реализацию программы, рассказал GiperNN, что такое «Умный город» и зачем он нужен Нижнему Новгороду.
Алексей Геннадиевич, как показывают опросы, нижегородцы плохо осведомлены о проекте «Умный город». Как просто и емко объяснить, что он собой представляет?
Это концепция развития городского пространства, ориентированная на использование цифровых технологий, инноваций и данных. Называть ее проектом не совсем корректно. Скорее, это определенный подход к внедрению технологий в городскую среду. Их применение можно условно разделить на внутреннее — так называемый бэк-офис, ориентированный на эффективность работы муниципалитета, — и внешнее — сервисы для жителей.
Горожан, конечно, в первую очередь интересуют сервисы. Здесь основные направления — транспорт, ЖКХ, городские пространства, экология, общественная безопасность. В целом концепция пронизывает абсолютно все отраслевые сферы, ведь цифровые технологии — это неотъемлемый современный инструмент для работы и решения задач. Концепция «Умного города» уже стала устоявшимся термином. На мой взгляд, это просто логичный путь развития подходов к управлению городским хозяйством.
«Умный город» стартовал не так давно — примерно полгода назад. Насколько развит был Нижний Новгород с точки зрения технологий к этому моменту?
Достаточно трудно дать качественную или сравнительную характеристику технологической зрелости к моменту подписания соглашения с Минстроем РФ. Однозначно она невысокая по сравнению с лидерами в этой сфере. Однако вектор развития был уже достаточно уверенный: в предыдущие годы сформирован большой задел.
Проекты по созданию комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, весогабаритного контроля в городе и регионе реализуются с 2013 года. Создание аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в регионе ведется с 2017 года. Один из кварталов в городе оборудован приборами автоматического учета потребляемых ресурсов. Обновление остановочных павильонов на более современные с информационными интерактивными сервисами стартовало в 2018 году. В городе с 2016 года работает система безналичной оплаты проезда.
Соглашение с Минстроем России по реализации пилотного проекта «Умный город» было подписано в марте 2019 года. По масштабам предстоящих преобразований нас ждет значительный объем работы, даже по сравнению с уже проведенной ранее в этом направлении.
Вы изучали российский и мировой опыт «умных городов»?
Конечно, но здесь не может быть стандартного подхода: каждый город развивается индивидуально, у всех городов разные проблемы. Есть типовые «болячки», на которые направлена базовая информатизация, но сами концепция и применение технологий почти всегда уникальны.
Если говорить о других городах, то мне очень нравится, как Москва организовала сервис взаимодействия с жителями. В Санкт-Петербурге хорошо развита интеллектуально-транспортная система по управлению дорожным движением и планированию дорожного сообщения. Саров, казалось бы, небольшой город, но с использованием единой цифровой платформы коллеги смогли собрать наиболее актуальную информацию о городской инфраструктуре и коммуникациях. Там же сервисы взаимодействия с жителями.
Если брать пример других стран, то, на мой взгляд, образцово сделана система управления транспортом в Лондоне: огромное количество транспортных потоков управляется одной платформой. Прогнозирование прибытия автобуса происходит с точностью до минуты. Количество транспортных средств, по которым единовременно собираются данные для прогноза, составляет несколько десятков тысяч. Это огромный информационный поток и сложная организационная работа по выстраиванию всего процесса. Лондон также известен своей системой интеллектуального видеонаблюдения. На квадратный километр приходится около 300 камер, что дает возможность проводить качественную аналитику — как с точки зрения борьбы с криминалом, так и с точки зрения прогнозирования пожаров, например.
Нью-Йорк — пример хорошего анализа больших данных. Огромное количество датчиков объединены в управление одной платформой. В здравоохранении применяется платформа по обработке данных носимых устройств, которые затем используется для постановки более точных диагнозов.
Какие средства направляются на реализацию проекта «Умный город» в Нижнем Новгороде?
В рамках ведомственного проекта в 2019 году доведение финансов не предусмотрено. Что в целом обосновано: текущий год для городов-пилотов подготовительный. В программе мы спланировали все таким образом, что первоочередные крупные проекты будут реализовываться по принципу муниципально-частного партнерства, а также реализуемые в рамках уже доведенных в бюджет ассигнований. В общем объеме планируемых затрат по программе «Умный город» более 80% — частные инвестиции. Это наиболее реализуемый и рациональный путь.
Что уже сделано на сегодняшний день?
За прошедший год были запущены сервисы по взаимодействию с жителями: «Антиснег», «Наш Нижний», «Город на карте». В системе
Но единственно правильный и логичный путь — формировать единую платформу, и сейчас мы ведем работу над таким проектом совместно с региональным министерством информационных технологий. Это будет региональная платформа, которая объединит все сферы по обработке обращений от жителей: транспорт, ЖКХ, дороги, благоустройство и т. д. Появится централизованный ресурс на уровне региона, первыми в него включатся Нижний Новгород и Дзержинск. До конца года платформа будет запущена: у жителя появится единое окно по подаче обращений, удобное мобильное приложение. Система «Наш Нижний» не выключится, потому что у нее есть своя особая отраслевая специфика по работе с ДУКам и пока удобнее всего работать именно там. При этом «Наш Нижний» будет интегрирован с региональной платформой, у жителя также останется возможность подать заявку через нее и через региональный портал — любым удобным способом.
Мы также проводим централизацию и выверку баз данных по городскому имуществу, потому что неприемлемо, когда информация разбросана по разным местам и, чтобы получить какой-то отчет, нужно потратить много сил и времени. Идет работа над внутренней эффективностью — тот же электронный документооборот: в системе сейчас работают более 1500 сотрудников. Руководитель, уезжая в командировку, может подписывать документы на планшете своей электронной подписью и не задерживать процесс.
Внедряется система автоматизации контрольно-надзорной деятельности для упрощения ведения процедур проверок административно-технической инспекцией.
Уже запущены и работают 14 «умных» остановок. До конца года их будет 134.
С чьей помощью все это возможно технически?
Часть проектов реализуется силами штатных специалистов, часть — с привлечением сторонних подрядчиков. У нас сейчас не менее десятка. Большая часть — это нижегородские компании, так как предлагают более конкурентные предложения в конкурсных процедурах.
Какие проблемы города в приоритете для проекта «Умный город»?
Я бы выделил несколько. Во-первых, повышение комфорта пользования транспортом за счет внедрения цифровых технологий. Возьмем хотя бы оплату: сейчас на каждом автобусе есть терминал безналичной оплаты, но он только один, и пассажиру, чтобы оплатить проезд в час пик, нужно прорываться к кондуктору. Это нужно срочно устранять.
Также у жителей должна быть точная информация о времени прибытия общественного транспорта — мы уже ведем большую работу в этом направлении. Сейчас на новых остановочных павильонах на светодиодных табло удалось добиться точности прогноза в пределах одной минуты. Онлайн-сервисы пока работают не так точно, как хотелось бы.
Важно также снизить время стояния в пробках, и при адаптивном управлении светофорным движением за счет оценки плотности трафика это возможно — такой проект мы будем запускать вместе с региональным министерством транспорта.
Во-вторых, эффективное управление бюджетом города и городским хозяйством, то есть снижение издержек за счет применения цифровых технологий. Тут должна быть прозрачность, чтобы жители города видели, на что идут деньги в каждой сфере. Также стоит вопрос прозрачности собственных трат горожан: человек должен знать, почему у него именно такая платежка, и за что конкретно он платит.
Если перейти к конкретике и срокам: например, когда появится мобильное приложение для оплаты парковочных мест?
Уже сейчас идет сбор предложений по созданию единого парковочного пространства Нижнего Новгорода. Всего на конкурс было вынесено десять заявок, из них формальным требованиям соответствует шесть. Следующий этап — подача ценовых предложений — состоится в октябре. До конца текущего года будет идти проектирование, а уже в 2020 году появится единое парковочное пространство с возможностью оплаты через паркоматы, мобильное приложение и информационный портал.
А когда ждать «умных» светофоров?
Что касается адаптивного управления светофорным движением (мне как инженеру такие формулировки ближе), то здесь мы запрягаем чуть дольше, чем хотелось бы, по причине сложностей в запуске комплексного межведомственного проекта. Однако сам проект находится в высокой стадии проработки. Начать его реализацию мы планируем в первом-втором квартале 2020 года.
В столичных метро и автобусах есть бесплатный Wi-Fi. Нижегородский транспорт сможет получить его в обозримом будущем?
Если говорить о метро, то мы уже подступались к оценке этой задачи. Стоит дорого, за счет средств только частного инвестора не окупается, поэтому пока задача не в приоритете. Что касается автобусов, сейчас для нас наиболее критично решить проблему с комфортом оплаты проезда в транспорте, увеличить собираемость платы по автобусам и снизить издержки по их эксплуатации.
В рамках установки системы подсчета пассажиропотока мы рассматривали в том числе и оснащение точками доступа к Wi-Fi и «обкатали» конфигурацию на пяти автобусах. В целом — работает. Многое зависит от финансовой модели реализации проекта, но пока есть более приземленные задачи, чем внедрение Wi-Fi. В 2019 году Wi-Fi точно не случится.
А есть в проекте «Умный город» какие-то проекты, которые не анонсировались, но рассматриваются к реализации?
Рассматриваем мы очень много всего. У меня сейчас в только в работе около 30 проектов без учета комплексных межведомственных. Сложно анонсировать что-то в публичное пространство, потому что, как только ты о чем-то говоришь, этого начинают тут же ждать и постоянно спрашивать: «Готово? Нет? А сейчас?» И мы вынуждены будем постоянно на это реагировать вместо того, чтобы двигать работу. Скажу только, что сейчас основной фокус — на внутреннюю эффективность и некоторые внешние сервисы. Осенью планируем создать экологическую карту, образовательный городской портал.
А может житель города предложить вам какую-то идею? Как осуществляется обратная связь с нижегородцами?
Значительная часть предложений приходит на электронную почту администрации города, иногда они поступают в виде обращения граждан. На каждое из них мы реагируем. Чаще всего инициативы уже попадают в какой-то запланированный или реализуемый проект. Много предложений, рассматриваем каждое, если оно не совсем абсурдное.
Сейчас, после завершения городского Global City Hackathon, находим идеи и партнеров: образовалось достаточно большое количество ребят, которые готовы сотрудничать с городом, запускать совместно новые проекты, участвовать в существующих. Мы разделили их на несколько направлений: доступная городская среда, безопасный город, цифровое образование, открытые городские данные и безотходный город.
В каждом из направлений мы обсуждаем реализацию инициатив, условно назвали это «городской лабораторией инноваций». На этой площадке мы собираем общественников, органы власти, представителей технологических компаний, которые готовы приходить с пилотными проектами для городской среды. В итоге получается неформальная среда, где можно открыто обсуждать любые инициативы, предлагаемые городу. Пока в публичную плоскость взаимодействия вышли только по одному треку, но к концу сентября запустим работу по всем остальным.
Насколько тяжело внедряется проект «Умный город»? Есть ли что-то, что тормозит процесс?
Сложности есть всегда. Мы работаем в условиях ограниченных ресурсов, и исходя из этого рождается определенная интенсивность работы. Это не только финансовые, но и внутренние ресурсы, ведь любой проект отнимает часть рабочего времени сотрудников. Когда их накапливается много, становится сложно, ведь штат у нас фиксированный. Если проект комплексный, то межведомственное взаимодействие, получение разрешительной документации и согласований получается достаточно длительным. Но это нормально, такова специфика.
Как планируется подводить промежуточные итоги программы? Имеет ли смысл делать это, например, к 800-летию Нижнего Новгорода, ведь у нас сейчас многое привязывают к этой дате?
Цыплят по осени считают: думаю, итоги нужно подводить хотя бы раз в год, потому что есть годовой цикл бюджетного планирования. Сейчас мы прошли чуть более половины года, проекты уже выходят на стадию реализации. Ближе к концу года мы подведем черту и скажем, какие проекты закончены, можно ими гордиться или нет. А вот актуализация однозначно должна быть ежеквартальной — нужно мерить пульс, что-то менять, от чего-то отказываться, вносить новые инициативы.
Проект «Умный город» должен завершиться в 2024 году. Что будет дальше с внедрением технологий в городскую жизнь?
Это лишь обозримый срок реализации отдельных мероприятий. Процесс, конечно, не остановится — внедрение технологий будет становиться только интенсивнее. Те проекты, которые закладываются сейчас, ориентируются на определенные существующие практики, но технологии быстро меняются, поэтому планировать внедрение более, чем на пять лет, бессмысленно.
Основная цель проекта — построить базовую инфраструктуру, чтобы сервисы «Умного города», сбора данных и их обработки далее могли развиваться более интенсивно. Сейчас мы закладываем фундамент и даем импульс развитию. Но, конечно, самая серьезная задача — создание качественных, простых сервисов, которые уже привык видеть в обычной жизни пользователь. А пользователь привык видеть и сравнивает городские сервисы с хорошо работающими сервисами Google, Yandex, Uber и других коммерческих компаний, к качеству которых нам нужно стремиться. Именно таков существующий социальный запрос.
Каким вы хотели бы видеть Нижний Новгород через пять лет, когда проект будет закончен?
Город, в котором в каждом автобусе я могу оплатить проезд так, как мне удобно, не беспокоясь о том, с собой ли у меня кошелек: наличными, мобильным приложением, банковской картой.
Город, в котором я точно знаю, за какие услуги плачу. У меня не должно быть недоверия к платежке, которую я получаю.
Город, в котором я как будущий родитель могу точно знать, где находится мой ребенок, и уверен в его безопасности: пришел он в школу или нет, посетил секцию или нет.
Город, в котором образование доступно всем категориям населения, независимо от возраста социального статуса и ограничений по здоровью, ведь получать знания можно с помощью передовых технологий, не выходя из дома.
Город, в котором главные муниципальные и государственные услуги доступны удаленно и проактивно. Чтобы, например, человеку при рождении ребенка не приходилось обходить десять инстанций, дабы поставить в известность государство — все запросы должны пройти автоматически.
Город, в котором все онлайн-услуги доступны людям с ограниченными возможностями, а сегодня многие государственные сайты не всегда удобны даже зрячему человеку. Уже сейчас мы стараемся закладывать в сервисы мировые стандарты в этом плане, чтобы потом не переделывать.
В целом удовлетворенность сервисами от государства должна существенно возрасти.
То есть вам важно, чтобы люди оценили результаты вашей работы? Или главное, чтобы вы сами понимали, что поработали качественно?
Здесь процитирую своего уважаемого коллегу из республики Северная Осетия — Алания Алана Салбиева:
Пока государственная услуга сложнее, чем заказ пиццы, нам есть к чему стремиться.