Преображение Нижегородского кремля является одним из самых масштабных проектов, которые планируется воплотить в жизнь к 800-летнему юбилею города. И речь не только о реставрации зданий, но и о строительстве нового туристического аттракциона — фуникулера, который начнет работать в 2021 году. Стоимость этого объекта оценивается в 500–700 миллионов рублей, и он должен стать новой изюминкой ансамбля Нижегородского кремля. Впрочем, не такой уж и новой.
История фуникулера
На самом деле речь идет не о создании, а воссоздании фуникулера, который функционировал в Нижнем Новгороде в конце XIX — начале XX века. Рельсовое транспортное средство построили в 1896 году к Всероссийской промышленно-художественной выставке — важнейшему событию для города на тот момент.
Фуникулер, или, как его тогда называли, элеватор, имел протяженность 133,2 метра и соединял конечную станцию трамвайной ветки на улице Рождественской (она вела от съезда с плашкоутного моста, на месте которого сейчас расположен Канавинский мост, до Скобы) с другой трамвайной веткой — той, что тянулась по Большой Покровской через Малую Покровскую и далее по Похвалинской улице к Смирновскому саду (сейчас там гостиница Azimut). Станции располагались по разные стороны кремлевской стены.
Тогда фуникулер работал исключительно за счет силы тяжести, без электричества. В каждом вагончике было две каюты, в которых продавались как сидячие, так и стоячие места. Проработал элеватор, он же фуникулер, до середины 20-х годов ХХ столетия, а потом его упразднили за ненужностью — в городе уже была хорошо развита трамвайная сеть.
Весной 2019 года стало известно, что кремлевский фуникулер восстановят в историческом виде к юбилею города. Но, конечно, без новшеств не обойдется — вряд ли кто-то станет использовать технологии столетней давности. На сегодняшний день постройки станций элеватора утрачены, тоннель засыпан, а место прохода вагонов забетонировано. Однако сохранились обрамление портала тоннеля с наружной стороны Кремля и пешеходный мост.
Новый проект
Как сообщили корреспонденту GiperNN в пресс-службе правительства Нижегородской области, современный фуникулер стилизуют под своего предшественника, но комплекс все же будет отличаться. Так, длина рельсового пути составит 151 метр, а не 133.
Нижняя станция расположится в своем историческом месте — рядом с храмом Рождества Иоанна Предтечи. Здание станции площадью 167,26 кв.м будет одноэтажным, с отапливаемым подвалом и холодным чердаком. В нем разместят вестибюль, служебные помещения, помещение для посетителей, платформу и рельсовые пути. За основу дизайна возьмут исторические деревянные фасады. Также станцию украсят деталями из искусственного архитектурного камня и металла художественной ковки.
Верхняя станция будет построена с внутренней стороны Кремля, между Северной и Часовой башнями. Здание площадью 480,5 кв.м задумано с фасадами в виде накладных светопрозрачных витражей с декоративными накладными стальными элементами зеленого цвета, похожими на стебли растений. Кровлю проектировщики видят эксплуатируемой, на ней будут зеленые насаждения и пешеходные дорожки. Павильон верхней станции фуникулера должен максимально вписаться в окружающий пейзаж и выглядеть как часть кремлевского склона.
Перепад высот между верхней и нижней станциями составит 50 метров, рельсовый путь будет проходить под углом 19 градусов. Вагон сможет вместить 40 человек. Тоннельная часть трассы длиной 77 метров пройдет под Кремлевской стеной. Ширина тоннеля — 6,4 м.
Ансамбль фуникулера будет выдержан в «кремлевских» красно-кирпичных тонах.
Состаренная колотая фактура и красный оттенок кирпича помогут нивелировать разницу в возрасте окружающих построек и нового возводимого объекта, а также подчеркнут историческую ценность и целостность постройки, — говорится в пояснительной записке к проекту, предоставленной правительством Нижегородской области.
Для воссоздания дизайна будут использоваться исторические фотографии, однако полного соответствия, судя по всему, ждать не приходится.
Экономическая отдача
Министр экономического развития и инвестиций Нижегородской области Игорь Норенков уверен, что рассматривать фуникулер как отдельный прибыльный проект не стоит: безусловно, деньги, которые будет давать эксплуатация, нескоро покроют те огромные средства, которые вложат в строительство.
По словам Норенкова, нужно оценивать Нижегородский кремль как единый ансамбль и все решения по увеличению его привлекательности для туристов тоже воспринимать в комплексе.
Фуникулер — не электричка, он не сможет перевозить по 200 пассажиров, а, скорее, станет элементом нижегородской самобытности, потому что потребности в нем как в транспортной инфраструктуре нет. На фуникулер в отдельности ставку никто не делает, с экономической точки зрения это не рационально. Мы работаем на облик и привлекательность города и Кремля в целом, и вот в этом контексте объект оправдан и интересен.
Первых пассажиров обновленный фуникулер должен перевезти в юбилейном 2021 году. Проектную документацию подготовят к концу текущего года. Строительство, вероятно, начнется уже в 2020 году.