Пассажиры метрополитена постоянно ощущают движение потока воздуха на платформах и эскалаторах. Мы решили выяснить, откуда берется этот «подземный ветер».
Приближающийся поезд
Ежедневно в метро спускаются десятки тысяч людей, а сотрудники подземки находятся внизу в течение всей рабочей смены. Для того чтобы людям было комфортно чувствовать себя на глубине, налажен постоянный воздухообмен с наружной средой.
Поток воздуха, который мы ощущаем как ветер, создается за счет двух факторов — работы вентиляторов и движения поездов. С поездами все достаточно просто: мчась по узкому тоннелю, они выполняют роль своеобразного поршня, который гонит перед собой воздух. Именно поэтому за какие-то минуты до появления поезда пассажиры, ожидающие на платформе, чувствуют движение воздушной массы.
Вентиляция
Иногда легкий сквознячок ощущается и вне зависимости от приближающегося поезда. В этом случае движение воздушного потока происходит за счет разницы в давлении и в температуре между поступающим и удаляемым из метро воздухом.
Этот воздухообмен создает работа вентиляционной системы метрополитена. Она состоит из воздухозаборных устройств, вентиляционных стволов и собственно вентиляционных камер — помещений, примыкающих к тоннелям, где расположены проветривающие их вентиляторы.
Система может функционировать в двух режимах. В зависимости от выбора она работает либо на приток воздуха с улицы, либо на вытяжку прогретого воздуха на улицу. Работа приточно-вытяжных шахт является основой всей тоннельной вентиляции и обеспечивает необходимый воздухообмен между поверхностью и подземным пространством.
Качество воздуха
Шахты оснащены мощными вентиляторами, которые обеспечивают подачу свежего воздуха с поверхности, а из самой подземки удаляют углекислые и выхлопные газы и прочие вредные вещества, попадающие в воздух во время эксплуатации метрополитена. Качество воздуха в подземке контролируется специальной лабораторией микроклимата метрополитена.
За час вентиляционные установки перерабатывают кубометры воздуха, а в сутки обеспечивается трехкратный обмен воздуха. В венткамере постоянно работает один из двух установленных там вентиляторов, второй предназначен для включения в экстренных случаях.
Таким образом, ветер, который ощущают пассажиры в метро, создается вентиляционной системой, производящей воздухообмен с наружной средой.
По материалам the-village.ru, 21mm.ru