Наличники из Нижегородской области показали на острове Кижи, который находится в Республике Карелия на Онежском озере. Корреспондент GIPERNN.RU успела посетить выставку «Родимое окошко» накануне ее досрочного закрытия. Экспозиция развернулась в историческом доме крестьянина Бутина на территории музея-заповедника «Кижи».
Всего в его стенах было представлено 22 подлинных резных наличника второй половины XIX — начала XX веков. Большую часть из них — сразу 16 — привезли из Нижегородского Поволжья и лесного Заволжья. Остальные элементы декора ранее украшали избы на берегах Онежского озера. Считается, что именно на Русском Севере и в Поволжском регионе сохранились наиболее яркие памятники архитектурной резьбы.
Нижегородские наличники привезли из Кстовского, Городецкого, Ветлужского, Варнавинского, Воскресенского, Уренского и Шахунского округов. Самый древний экспонат датируется 1856 годом. Это наличник, выполненный в технике глухой и накладной резьбы. Глухая резьба также называется барочной или корабельной, так как ведет начало от украшения волжских судов. Такая техника была самой сложной в исполнении и самой дорогой, поэтому в конце XIX века ее заменила более легкая накладная резьба.
В украшении судов использовались специальные охранительные узоры — знаки солнца, воды, плодородия. Их можно увидеть и на представленных наличниках. Большинство экспонатов выполнено в технике накладной или сквозной пропильной резьбы. Некоторые из ажурных деталей украшали окна домов еще до революции, другие адаптированы к советскому периоду 1930-х годов.
Что касается наличников Русского Севера, для них более характерны элементы ордерных композиций, в чем на зодчих повлияла городская каменная архитектура эпохи барокко. Прообразом стали дома Санкт-Петербурга, куда крестьяне уходили на заработки. На выставке можно было увидеть навершия наличников, состоящие из двух завитков и расположенной между ними балясины. Также представлены два наличника из разных районов Карелии и столбики декоративного балкона крестьянского дома.
Выставка «Родимое окошко» стала совместным проектом Нижегородского музея-заповедника и музея-заповедника «Кижи». Она открылась в середине июня и должна была проработать до 15 сентября, однако закрылась на месяц раньше. Почему так произошло, сотрудники карельского музея нам объяснить не смогли. Однако там не исключили, что выставка вновь откроется весной.
Старинный крестьянский дом Бутина расположен в северной части острова, вдали от основных туристических маршрутов. Само здание перевезли сюда из деревни Пялозеро. Дом представляет собой два поставленных впритык отдельных сруба с декоративным оформлением фасадов: здесь также можно увидеть резные наличники, балясины и причелины.
Музей-заповедник «Кижи», куда переместились дом Бутина и некоторые другие старинные здания Заонежья, признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главной его достопримечательностью считается изначально расположенный здесь архитектурный ансамбль Кижского погоста. Он включает в себя две церкви и колокольню XVIII–XIX веков, окруженных единой оградой.
Храм Преображения Господня — самое узнаваемое здание остова Кижи. Его своеобразный облик формируют 22 купола разного размера, размещенные ярусами. Существующая церковь построена на месте старого здания, сгоревшего от удара молнии. Второй храм — церковь Покрова Пресвятой Богородицы — также был перестроен после пожара в XVIII веке.
Особенностью деревянной храмовой архитектуры являются «небеса» — сборная конструкция расписного потолка. «Небеса» Преображенской церкви были утеряны в 1940-х, но в 2021 году начались работы по их воссозданию.
На острове Кижи можно увидеть и один из древнейших сохранившихся деревянных храмов России. Это Церковь Воскрешения Лазаря, расположенная недалеко от погоста, в южной части острова. Здание привезли из Свято-Успенского монастыря, с юго-восточного берега Онежского озера.
Также на острове Кижи можно встретить другие памятники деревянного зодчества — храмы, часовни, крестьянские дома, амбары, бани. Территория музея поделена на несколько секторов, посвященных культуре северных русских, карельских и вепских деревень.
Ранее мы рассказывали, что в Нижнем Новгороде сняли детали интерьера и декора с трех домов, которые расселены и подлежат сносу. Речь идет о зданиях № 31 по улице Малой Покровской, № 4 и 8 по улице Гоголя. Сами дома исчезнут, но их элементы планируется сохранить.