Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург оценивается почти в 2 трлн рублей. Деньги планируется привлекать из разных источников. Об этом министр транспорта Виталий Савельев рассказал президенту РФ Владимиру Путину в ходе совещания, которое прошло в Свердловской области 15 февраля. Стенограмма доклада опубликована на сайте Кремля.
Реализацию проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург предполагается разделить на два этапа. Первый предусматривает строительство магистрали от Санкт-Петербурга до Зеленограда. На данные цели потребуется около 1,8 трлн рублей. Выполнение работ рассматривается по концессионному соглашению. Источниками финансирования по нему могут стать Фонд национального благосостояния (ФБН), федеральный бюджет и банки.
Второй участок включает в себя строительство выходов из Москвы. Стоимость этого этапа работ оценивается в 221,5 млрд рублей. Выполнить их намерены за счет инвестиционной программы РЖД, которые уже вложили в проект 40 млрд рублей, отметил глава Минтранса РФ. Виталий Савельев добавил, что еще 148 млрд рублей необходимо выделить для закупки подвижного состава. Средства направят на первую партию, состоящую из 28 поездов. Их поставка на линию предполагается к 2028 году.
Разработана организационная схема проекта. Согласно ей, на основе концессии будет создано государственно-частное партнерство. В качестве акционера концессионера создали компанию «ВСМ — Две столицы». В роли концедента рассматривается Федерального агентство железнодорожного транспорта Минтранса РФ.
Скоро время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом мы сократим почти в два раза — с четырех часов до двух часов пятнадцати минут. Между Москвой и Тверью время в пути составит всего 39 минут. Санкт-Петербург и Великий Новгород — время в пути у граждан займет всего 29 минут. Поезда будут ходить с частотой в 10–15 минут, — подчеркнул Виталий Савельев.
Он добавил, что при вводе ВСМ в 2030 году данные города фактически превратятся в агломерацию. При этом общий пассажиропоток железных дорог в России должен увеличиться на 35%. Он прогнозируется до 43,4 млн человек, из которых 23 млн пассажиров будут путешествовать по высокоскоростной железнодорожной магистрали.
Строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом — это только начало. В перспективе — организация такого сообщения в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера, а также столицы Белоруссии — Минска, — подчеркнул президент РФ Владимир Путин.
По его словам, за счет выделенных высокоскоростных маршрутов заметно вырастет пропускная способность железных дорог. Кроме того, уменьшится нагрузка на аэропорты, будет дан стимул для роста внутреннего туризма и деловой активности.
Напомним, для проработки строительства ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга создали специальную рабочую группу. Минувшей осенью в нее вошли представители Минтранса, профильных организаций и органов исполнительной власти, в числе которых и региональные.
После запуска магистрали между двумя столицами высокоскоростное сообщение по железной дороге планируется установить и до Нижнего Новгорода. Госэкспертиза одобрила проект этого участка в 2021 году, однако сейчас его требуется скорректировать.