Метро Санкт-Петербурга представляет собой особый мир. Одни станции сродни дворцам, другие интересны с точки зрения технического исполнения, третьи богаты на исторические загадки. Каждый гость Северной столицы хоть раз задавался вопросом: зачем в подземке нужны станции с двойными дверями?
Типы станций в Санкт-Петербурге
Всего в метро Санкт-Петербурга насчитывается пять видов станций:
- Колонные. Колонны в два ряда служат опорой для свода подземного зала, также они разделяют центральную платформу и боковые посадочные.
- Пилонные. Эта разновидность станций одна из самых старых. Станции пилонного типа предпочтительны для строительства и использования в сложных геологических условиях, так как именно такая опорная структура имеет хорошую сопротивляемость горному давлению.
- Односводчатые. Отличаются тем, что здесь нет деления на боковые и центральную платформы. Один из наиболее современных типов конструкций.
- Наземные станции. Их всего три, и все они являются конечными, что и послужило причиной для вывода линий на землю.
- «Горизонтальный лифт». На станциях этого типа нет привычных посадочных платформ. Зато есть раздвижные двери в два ряда, находящиеся в центральном зале. Ведут они прямо в тоннель. Приходящие поезда останавливаются точно напротив них, чтобы произошла состыковка. Так и создается впечатление двойных дверей.
Преимущества станций с двойными дверями
Эта уникальная разновидность станций метро возводилась только в Ленинграде, больше нигде ничего подобного не строилось. Возникает закономерный вопрос, зачем в метро города-героя строили станции с двойными дверями?
Для начала следует сказать несколько слов о самом механизме. Итак, как отмечалось выше, посадочные платформы в привычном нам виде здесь отсутствуют, из центрального зала раздвижные двери выходят сразу в тоннель. Машинист прибывающего поезда синхронизирует при помощи спецустройства время их открытия и скорость.
К достоинствам таких конструкций относили следующие аргументы:
- сокращение сроков строительства и значительное удешевление производства (тоннели на станциях не требовали отделки);
- защита от возможного наводнения;
- безопасность и комфорт (пассажиры и персонал станции изолированы от поездов и путепровода).
Помимо этого, во времена СССР такие станции являли собой вершину достижений в области автоматики.
Почему их больше не строят
В процессе эксплуатации были выявлены существенные недостатки станций с двойными дверями. Оказалось, что двери требуют дополнительного регулярного сервиса и в целом такие станции дороги в использовании. Также, вследствие того, что машинисту нужно точно остановить поезд, ошибки буквально в несколько сантиметров влекут за собой снижение пассажиропотока.
Вокруг строительства станций с двойными дверями ходило много мифов. Один из них гласит, что создавались эти станции с целью оградить пассажиров от расплодившихся крыс. Но оказалось все намного прозаичнее: на тот момент данная технология была более совершенной, она позволяла быстро и недорого заложить метро. Позднее, когда разработали алгоритм возведения односводчатых станций, от «горизонтальных лифтов» отказались.
По материалам spb.metro.ru, wiki.nashtransport.ru, localway.ru