Федеральная антимонопольная служба России усмотрена нарушения в трех крупных госконтрактах, заключенных в Нижнем Новгороде. Они касаются строительства террасного парка в Почаинском овраге, возведения поликлиники в Новинках и укрепления склонов возле Нижегородского кремля. Об этом корреспонденту GIPERNN.RU рассказал юрист по антимонопольным арбитражным процессам Александр Кулаков, подавший жалобы в ФАС.
![](https://i7.gipernn.ru/7u545ie7wv2kw_w8ftvl.jpeg)
По словам эксперта, нарушением является заключение всех этих контрактов без проведения торгов по выбору подрядчика. Соглашения подписали с единственным поставщиком — областным госпредприятием по достройке и реставрации недвижимости ГП НО «ДиРОН». Это противоречит требованиям закона о защите конкуренции и закона о контрактной системе в сфере закупок. Исключения допускаются лишь в единичных случаях, когда работы нужно выполнить срочно. Например, устранить аварийную ситуацию, чтобы она не угрожала жизни и здоровью людей, пояснил юрист.
Прошлым летом управделами регионального правительства без торгов заключило контракт на реконструкцию противоополневых сооружений вдоль Кремлевского бульвара — между Коромысловой и Тайницкой башнями крепости. Основанием стали постановления кабмина от мая 2024 года и постановление мэрии о введении режима повышенной готовности из-за оползня, которое издали в 2020 году. Стоимость работ составила 331,6 млн рублей.
Не было никакой аварийности. Им просто нужно провести благоустройство в Нижегородском кремле, усилить подпорные стенки. Рыночная процедура занимает три недели. А они сначала решили, а потом через три месяца заключили контракт — где здесь срочность? Срочности нет. Я понимаю, если сегодня обвалилась стена и ее нужно укрепить, чтобы не обвалилась другая, прилегающая к ней. А у них что? Решили и через три месяца заключили контракт. Никакой срочности! — пояснил Александр Кулаков.
Еще два крупных госконтракта в Нижнем Новгороде были заключены с ГП НО «ДиРОН» по решению губернатора — на основании постановления регионального кабмина от марта 2022 года. ГКУ «Нижегородстройзаказчик» подписало с поставщиком соглашение о строительстве поликлиники в Новинках за 550,3 млн рублей, а управление инженерной защиты города — о создании террасного парка в Почаинском овраге за 2,9 млрд рублей.
В постановлении говорится, что закупка услуг без торгов допускается, когда подрядчика определяет координационный штаб по предотвращению негативных явлений в экономике и соцсфере Нижегородской области. Однако, по словам Александра Кулакова, выбранный исполнитель на момент подписания документа не обладал должным уровнем ответственности саморугулируемой организации.
Закон о защите конкуренции и 44-ФЗ о госзакупках говорит о том, что деньги из бюджета должны расходоваться эффективно — путем конкурентных закупочных процедур. Захотели они избрать квалифицированного подрядчика — могли провести конкурс в электронной форме, где в требованиях к участникам определить опыт на рынке, число исполненных контрактов. Таким образом, выбрать наиболее опытного и квалифицированного подрядчика. А не просто взять какую-то организацию и заключить с ней прямой договор, — продолжает Александр Кулаков.
Если прямыми контрактами устанавливается нерыночная цена, то возрастает инфляция, заявляет эксперт. Компании, не имея возможности участвовать в торгах, вынуждены идти на субподряд к «счастливым обладателям единственного подряда», выбранных властями, и им будут платить за работу «слезы». Это может привести к сокращению рабочих мест. Кроме того, единственный поставщик может не уложиться в заданную сумму, что приведет к дополнительным тратам из бюджета. Если же подрядчик выбран по итогам торгов, значит, он просчитал свои риски, финансовые возможности и обязуется выполнить работы в рамках выделенного финансирования.
По словам Александра Кулакова, в случае признания контрактов незаконно заключенными, то есть ничтожными, они должны быть расторгнуты. Разорвать их могут как стороны по соглашению, так и прокурор либо его заместитель. Расходы по ничтожным контрактам признаются незаконными, и подрядчик не получает денег. А если их уже выплатили, государство потребует эти средства назад. Таким образом, подрядчик просто выполнит работу за свой счет. А когда у него заберут деньги, обанкротится, говорит наш собеседник.
Иногда контракты признают ничтожными уже после исполнения. Возьмите практику по содержанию дорог в Нижнем Новгороде. Суд признал ничтожными контракты и забрал деньги с подрядчиков, которые уже их выполнили в полном объеме. Фирмы заплатили деньги из своего кармана. Получается, работы выполнили бесплатно. Один из подрядчиков даже обанкротился. И таких примеров по стране полно, — рассказал юрист.
Он добавил, что ФАС решило не выдавать предписания заказчикам госконтрактов в связи с тем, что эти соглашения уже заключены. Тем не менее нарушения установлены, и это является основанием для признания ничтожности контрактов через суд. Сейчас к делу подключились региональная и генеральная прокуратура, которые готовят исковое заявления. Будут судебные разбирательства.
Напомним, строительство террасного парка в Почаинском овраге Нижнего Новгорода может подорожать до 4,5 млрд рублей. Как продвигаются работы по созданию нового общественного пространства, смотрите в специальном фоторепортаже GIPERNN.RU.