Объем ввода новых торговых площадей вывел Россию в тройку европейских лидеров. В прошлом году в этом виде строительства в стране был поставлен антирекорд.
В рейтинге стран Европы по итогам 2017 года по объему новых введенных площадей в торговых центрах Россия опустилась с первого на второе место. Если в 2016 году в российских городах было введено в эксплуатацию 1,6 млн кв. м, то в 2017-м этот показатель снизился больше чем в 2,5 раза и составил 616 тыс. кв. м. Это стало минимальным значением за последние десять лет, говорится в исследовании компании Cushman & Wakefield «Торговые центры Европы».
Первой в рейтинге стала Турция, где в прошлом году построили 1,1 млн кв. м новых торговых площадей, что составило 47% от общего показателя Центральной и Восточной Европы. В два ближайшие года планируется ввести 1,4 млн кв. м новых площадей, около 70% которых находятся в Анкаре и Стамбуле, говорится в исследовании. Третьей в рейтинге стала Польша с показателем менее 500 тыс. кв. м.
В 2018 году в России планируется построить около 500 тыс. кв. м торговых площадей — это наименьший показатель за последние 11 лет. Причем почти половина — 220 тыс. кв. м построят в Москве и Подмосковье. Причиной столь низких объемов стройки стали кризисы последних лет. С 2015 года застройщики практически отказались от новых проектов, в эксплуатацию вводились в основном начатые в докризисные годы объекты.
Почти 60% строительства в регионах России сейчас приходится на новые этапы уже существующих проектов. Как говорится в исследовании, в Санкт-Петербурге планируется капитально отремонтировать и перезапустить с новой концепцией торговые центры «Пик», «Академ Парк», «Атлантик Сити» и «Континент», в Москве — «Золотой Вавилон Отрадное» и «Золотой Вавилон Ростокино».
Одновременно с этим в нашей стране снижается спрос на большие торговые площади. В конце 2017 года средний размер уже готового торгового центра составлял 36,8 тыс. кв. м. Торговые объекты, запланированные к открытию в 2018-м в среднем, составляют всего 25 тыс. кв. м.
Как отмечают аналитики, тенденция к снижению темпов строительства торговых центров наблюдается во многих европейских странах. Например, в Германии были введены ограничения на возведение торговых центров за пределами городов. Из-за этого темпы ввода таких объектов за последний год снизились на 82%. В целом по Европе объем ввода новых, введенных в 2017 году торговых центров сократился на 23% и составил 3,8 млн кв. м.
Торговые площади Европы в ближайшее два года вырастут лишь на 6,6 млн кв. м. При этом в Западной Европе ожидается спад на 21,3%, а вот в Центральной и Восточной Европе, напротив, ожидается рост ввода торговых площадей на 12,3%.