Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Прокатились по наследию. Как легендарная Чкаловская лестница стала трассой для айс-кросса

23 марта Нижний Новгород принимает большое спортивное событие — международный турнир по скоростному спуску на коньках (12+). Организаторы обещают зрелищную программу, но, как показал опрос GIPERNN.RU, далеко не всем нижегородцам она по душе. Причина в том, что площадкой для соревнований выбрали Чкаловскую лестницу, построенную в честь победы в Сталинградской битве. Почему «визитная карточка» города оказалась в центре конфликта, как смотрят на ситуацию организаторы и реставраторы, разбирался наш корреспондент.

Фото: Ксения Ражева

Что ждет спортсменов и зрителей?

В феврале на Чкаловской лестнице развернулось строительство 270-метровой ледовой трассы. Именно на ней в эти выходные пройдет первый этап Открытого кубка в рамках Фестиваля зимних видов спорта PARI ICE CROSS.

Ледяной желоб начинается на смотровой площадке под нижним кольцом знаменитой «восьмерки», откуда сворачивает по асфальтовой дорожке на откос. Затем делает резкий поворот обратно, поднимается над аркой лестницы, спускается к подножию и перелетает над проезжей частью. Финишная площадка — у катера «Герой».

Айс-кросс — экстремальный вид спорта, где задача спортсмена — преодолеть все препятствия и быстрее остальных добраться до финиша. Участников гонки ждут «коварные волны», поворот с контруклоном и стол — элемент, напоминающий фигуру для прыжков в скейт-парке.

В нашем случае этот элемент построен как мост через парапет. Перелететь через него физически невозможно, но можно на нем подпрыгнуть, — объяснил отличие президент Всероссийской федерации по скоростному спуску на коньках Павел Крюков.

Чем опасен турнир на памятнике архитектуры?

Саму Чкаловскую лестницу трасса захватывает только на двух участках, где спуск по ней наполовину перекрыт. Но именно сохранность достопримечательности вызвала вопросы у нижегородцев.

Шесть лет назад на исторической лестнице обвалилась смотровая площадка, после чего сооружение решили полностью отреставрировать. Два этапа реконструкции в сумме потребовали более 200 млн рублей. Теперь каждой весной на штукатурке находят трещины и сколы. Дефекты устраняют, но они появляются вновь. А какими будут последствия соревнований? — недоумевают жители.

Более четкая позиция у профессионалов в сфере охраны памятников архитектуры. Чкаловская лестница — объект культурного наследия (ОКН) регионального значения, а значит, монтажные работы на ней должно согласовать профильное управление, отмечает первый заместитель директора АНО «АСИРИС» и градозащитница Анна Давыдова.

Но трассу начали собирать в считанные дни после анонса мероприятия, а экспертизу раздела о сохранности ОКН провели только к концу февраля. Этот раздел определяет, какие меры позволят не навредить Чкаловской лестнице. Он же позволяет профильному ведомству выдать разрешение.

Фото: Ксения Ражева

Работы без согласования — это нарушение статьи 7.13 КоАП РФ. Получается, 73-й федеральный закон об объектах культурного наследия просто проигнорировали, жестко и безапелляционно, — считает наша собеседница.

Как устроена трасса для соревнований?

Однако в нижегородском Минспорта утверждают, что согласований не требуется, ведь монтаж трассы не относится к работам по сохранению памятника. Речи о переоборудовании под спортивное сооружение тоже не идет. К тому же об охранном статусе Чкаловской лестницы подумали еще на стадии планирования гонок. Конструкцию устанавливают временно: она не крепится к лестнице и, со слов чиновников, «является самонесущей».

Часть трассы, которая проходит на лестнице, — зона старта и предфинишный рубеж — для предотвращения повреждений установлена на деревянное основание во избежание точечных нагрузок и соприкосновения металлических конструкций с лестницей, — объясняют в министерстве.

На основание из фанеры укладываются айс-маты — это система гибких трубок, в которую поступает хладоноситель. Воду заливают послойно: при соприкосновении с охлаждающими трубками она превращается в лед.

Какие меры позволят сохранить Чкаловскую лестницу?

Хотя, по словам чиновников, работы не нуждаются в согласовании, акт упомянутой экспертизы вынесли на общественные обсуждения. Документ опубликован на старом сайте областного правительства, поэтому в региональном УГООКН, куда мы обратились с просьбой помочь его найти, даже не смогли сразу сориентироваться.

Московский эксперт Анна Малышева утверждает, что запроектированные решения не причинят вреда ни Чкаловской лестнице, ни другим ОКН: памятнику Чкалову и Нижегородскому откосу. В частности, трасса не нарушает визуальное восприятие достопримечательностей.

Требования к строительству ледового желоба включают 13 пунктов. Например, конструкции должны быть устойчивыми, чтобы избежать опрокидывания, также их нельзя крепить к лестнице. Нагрузка на памятник не должна превышать 300 килограммов на «квадрат». Нельзя допускать разлива хладоносителя и воды, складировать на лестнице стройматериалы и холодильные установки. А если на объекте появятся повреждения, их нужно устранить.

В обсуждении документа, где перечислены эти меры, приняли участие 13 человек. Четверо не согласились с мнением эксперта. В их числе — историк архитектуры, эксперт Минкульта РФ и специалист по реставрации Алексей Давыдов. По его мнению, акт составлен наспех: в выводах Анны Малышевой почему-то вдруг появляется Архангельская область.

Сам раздел о сохранности ОКН Алексею Давыдову кажется неполным. В нем не хватает схемы с местом для стройгородка и трассой движения техники. Как объясняют в УГООКН, такой план не разрабатывался, поскольку правовые вопросы с участком на тот момент не были решены.

Выдержит ли Чкаловская лестница нагрузку?

Сомнения участников обсуждений были связаны и с лимитом нагрузок на Чкаловскую лестницу. В профильном ведомстве объясняют: значение 300 кг на «квадрат» — нормативное. Мы попросили прокомментировать этот параметр руководителя одной из реставрационных компаний. Наш собеседник пожелал остаться анонимным, для удобства здесь и далее называем его Эдуардом Ивановым.

300 килограммов на «квадрат» — это достаточно большой лимит. Если нагрузка распределена равномерно, а не так, что сразу 5 тонн на одну опору, Чкаловская лестница однозначно должна выдержать соревнования. У меня самые большие опасения вызывает хладагент. Неизвестно, какие там реагенты и как эта химия себя поведет с бетоном, — рассказал Эдуард Иванов.

В управлении госохраны ОКН поясняют, что в качестве хладоносителя применяется водный раствор пропиленгликоля или этиленгликоля. Но какая конкретно жидкость течет в айс-матах, не уточняется. В любом случае, чтобы она не попала на ступени, предусмотрен гидроизоляционный слой.

Хотя в Минспорта заявляют, что подготовка проводится строго по регламентам, прямо на Чкаловской лестнице можно увидеть лед. Намороженная вода тает на солнце и стекает с каркасов.

Вода будет капать в любом случае, это неизбежно. На фанеру она тоже попадает при заливке. Ночью она замерзает, а на солнце снова оттаивает, — рассказал президент Всероссийской федерации по скоростному спуску на коньках Павел Крюков.

По словам реставратора Эдуарда Иванова, если на ступенях оказалась вода, в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы в ней не было химии. Именно поэтому лестницу зимой нельзя посыпать реагентами, а появления льда на ней обычно просто не допускают.

Чем возмущены нижегородцы?

В вопросе о соревнованиях под стенами Нижегородского кремля есть еще одна сторона — этическая. Чкаловская лестница хранит память о Великой Отечественной войне: она была заложена в 1944 году в честь победы в Сталинградской битве.

Перед началом строительства состоялся архитектурный конкурс на лучший проект. Свой чертеж представил и горьковский архитектор Александр Яковлев. По его эскизу лестница начиналась большим эллипсом у памятника Чкалову, а дальше продолжалась прямым спуском. Ниже проектировался путепровод с боковыми спусками и два павильона.

Фото: АНО «Центр 800»

Александр Яковлев предложил украсить парапеты скульптурами военных и установить памятник героям Великой Отечественной войны. Идея получила высокую оценку, но в конкурсе победил другой проект — московских архитекторов Льва Руднева и Владимира Мунца. Тем не менее горьковскому архитектору поручили вести надзор за работами, руководить составлением чертежей и проработать все детали.

В итоге Александр Яковлев посвятил строительству лестницы почти пять лет. Архитектор умер в 1951 году — спустя два года после окончания одной из масштабных строек в Горьком — но у него остались потомки. В их числе внучка Ирина Яковлева. Она считает выбор места для трассы по айс-кроссу неуместным, а само мероприятие — неприемлемым в нынешних реалиях.

Фото: АНО «Центр 800»

К сожалению, мне категорически не нравится идея проводить соревнования на Чкаловской лестнице… Только что отремонтировали, потратили кучу денег, и теперь все изуродовано… Дедушка мой наверняка не одобрил бы этот проект. Руководство страны и города делает это, чтобы развлекать народ и отвлечь от действительно важных проблем. Мне только больно и стыдно от всего этого, — поделилась Ирина Яковлева с GIPERNN.RU.

По мнению внучки архитектора, гонки на Чкаловской лестнице — это осквернение памяти погибших в Сталинградской битве. Аналогичная позиция и у реставратора Эдуарда Иванова.

Чкаловская лестница — это мемориал, хотя мы все к ней относимся просто как к достопримечательности. Наверное, такие мероприятия можно проводить рядом, на склоне. Представьте, что на Мамаевом Кургане устроят какие-то лыжные или конькобежные спуски — это же неправильно, — говорит наш собеседник.

Возмущения у нижегородцев вызывает и сама организация мероприятия. Спонсор — букмекерская компания PARI — обещает своим клиентам развлекательную программу, танцевальные DJ-сеты и free бар. Все эти услуги будут доступны в партнерской зоне (18+), и потому горожане считают соревнования недопустимыми.

В чем важность мероприятия?

Но в региональном Минспорта полагают иначе. По мнению властей, состязания напомнят о вкладе нижегородцев в дело Великой Победы и расскажут молодежи историю создания Чкаловской лестницы. Еще одна задача — привлечь к ОКН внимание туристов. В том числе и гостей из-за границы, ведь в соревнованиях участвуют около 150 спортсменов из шести стран мира.

Флешмоб к 120-летию В. П. Чкалова. Фото: Роман Бородин / АНО «Центр 800»

Кто знает про Чкаловскую лестницу за пределами Нижнего Новгорода? Кто-то, может быть, знает, но это единицы. А благодаря мероприятию о ней может узнать каждый, кто смотрит телевизор, — считает президент Всероссийской федерации по скоростному спуску на коньках Павел Крюков.

По его словам, проект трассы на Чкаловской лестнице был разработан «давным-давно»: когда еще только рассматривалась возможность провести мероприятие в Нижнем Новгороде. А в 2025 году соревнования в Приволжской столице попали в календарь. 

Во всем мире гонки проводятся в исторических и значимых местах, поэтому организаторы и выбрали Чкаловскую лестницу. Каждая трасса должна иметь уникальную конфигурацию, она вписывается в ландшафт местности, и об ее устройстве думают заранее.

Это не делается так, что залил в поле горку — и побежали. Трасса городского типа всегда строится в достопримечательных местах. Это интересно и для зрителей на площадке, и для телезрителей, которые смотрят трансляцию, — пояснил Павел Крюков.

Второй этап кубка, который пройдет в Москве в начале апреля, также займет историческое место. По словам Павла Крюкова, 260-метровая трасса расположится в самом центре парка «Ходынское поле». Но если столичная трасса будет более силовой, то нижегородская обещает стать самой скоростной в истории. Организаторы не исключают, что именно здесь будет установлен новый рекорд: предыдущий был достигнут в Мюнхене и составляет 80 км/ч.

Как пройдут забеги?

Мы посетили Чкаловскую лестницу за пару дней до соревнований. К этому моменту лед наморозили только в нижней половине трассы: от перелета через парапет до финиша. Как объяснил президент Всероссийской федерации по скоростному спуску на коньках Павел Крюков, заморозка будет продолжаться вплоть до начала мероприятия. А чтобы готовый ледовый желоб не таял, его укрыли от солнца тентом.

Гонки на Чкаловской лестнице изначально собирались провести 14–15 марта, но планы изменило потепление. На трассе пришлось установить дополнительные айс-маты. При этом, по словам Павла Крюкова, плюсовая температура турниру не помешает.

Температура окружающей среды для нас в принципе не важна. Лед работает при комфортных +10, а дальше есть технологии, как его бережно сохранять. В Японии мероприятие проводили и в +15, и в +20. Самое критичное — это только прямые солнечные лучи, — рассказал президент федерации.

22 марта на Чкаловской лестнице должны были пройти тренировки, чтобы спортсмены изучили все элементы ледовой трассы. В пять часов вечера ожидались заезды в квалификации. Основные мероприятия — открытие фестиваля, а также женские, мужские и командные соревнования — были намечены на воскресенье. Однако днем в субботу стало известно, что соревнования снова переносятся: организаторы решили провести все заезды 23 марта. 

Что будет после?

До начала строительства трассы на Чкаловской лестнице ее осмотрели специалисты. Они выявили до 300 «квадратов» поврежденной отделки и другие дефекты.

Когда соревнования завершатся, трассу должны разобрать, а размороженную воду — слить в ливневую канализацию. После этого запланирована повторная инспекция, рассказали в нижегородском Минспорта. Если на памятнике появятся новые трещины, устранять их будут организаторы турнира.

По этой логике мероприятие не оставит следа на Чкаловской лестнице, но запомнится зрителям и участникам. В свою очередь, градозащитница Анна Давыдова намерена продолжать борьбу за неприкосновенность памятного места.

Нижегородка обратилась в областную прокуратуру и к председателю Российского военно-исторического общества Владимиру Мединскому. До последнего заявление не дошло, его переадресовали мэру Нижнего Новгорода, который не имеет отношения к мероприятию. Из прокуратуры (уже районной) пришел ответ, что Павла Крюкова предупредили о недопустимости возможных нарушений закона.

Теперь по факту будем доказывать, что это нарушение со стороны организаторов, — рассказала Анна Давыдова.

У одних соревнования на Чкаловской лестнице вызывают гордость, у других — стыд. Но так или иначе нижегородцы неравнодушны к своему наследию и хотят принимать участие в его судьбе.

Турнир соберет множество зрителей. Посмотреть зрелищные соревнования и поддержать спортсменов придут сотни, если не тысячи нижегородцев и гостей города. Стало бы их меньше, если бы трассу сдвинули чуть в сторону или вовсе перенесли? 

В правительстве говорят, что другие площадки тоже рассматривались, но их не согласовали из-за несоответствия угла наклона требованиям безопасности и отсутствия мест, где можно с комфортом разместить зрителей. Но все-таки нижегородцев стоило хотя бы спросить, нужны ли городу эти соревнования.

Производственные площади
Продажа производственного здания 14 000 кв.м
Продажа земельного участка 25 га

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Продажа участка 20,44 га на левом берегу Волги
Продажа туристического комплекса
Сниженная ставка под 5,99%

Читать ещё

Развитие региона Нижегородцы неоднозначно восприняли появление трассы на Чкаловской лестнице
58% респондентов отнеслись к идее положительно или нейтрально, а 42% опрошенных выступили против проведения соревнований на объекте культурного наследия.
Развитие региона Соревнования по айс-кроссу на Чкаловской лестнице перенесли из-за потепления
Изначально первый этап Открытого кубка мира хотели провести уже в ближайшие выходные — 14–15 марта.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!
Нижегородцы
22 марта 2025 в 21:17
Верх идиотизма... лишь бы потратить.
Александр
22 марта 2025 в 16:22
Идиотизм спортивных чиновников. Эта глупость прозвенит на всю Россию

Последние новости

Найди свой дом

из 9 191 дома Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Первая полоса