Правительство Нижегородской области подвело итоги второго тендера по выкупу жилья у застройщиков на средства федерального фонда содействию реформирования ЖКХ. Если в ходе первого запроса котировок властям удалось приобрести более 400 квартир у нескольких застройщиков, то на этот раз заявки компаний были признаны не соответствующими условиям госзаказа. По мнению экспертов, впоследствии власти смогут приобрести жилье только у остро нуждающихся в деньгах застройщиков, так как себестоимость строительства давно уже выше предлагаемых госрасценок.
Областные власти, успешно начавшие выкуп жилья для расселения ветхого фонда у нижегородских застройщиков, на повторном тендере не смогли приобрести дополнительные 28 квартир в Арзамасе. По условиям запроса котировок застройщикам предлагалось продать квартиры определенной площади в недостроенных домах со степенью готовности не менее 70%, максимальная сумма предлагаемого госзаказа составила 512,49 миллиона рублей при цене не выше 33 тысячи рублей за 1 кв. м. Однако обе заявки участников были отклонены. Как сообщается в протоколе оценки котировочных заявок, ЖСК «Импульс-6» предложил цену выше максимальной, а ООО «Фирма „Нижегородстрой“» — не соответствующее по площади жилье и, по данным администрации Арзамаса, недостоверные сведения о степени готовности дома.
Комментируя итоги тендера, представитель ЖСК «Импульс-6» Вячеслав Терентьев объяснил „Ъ“, что кооператив, у которого осталась нереализованной 21 квартира в построенном на 70% доме, превысил цену только потому, что предложил квартиры большей, чем требовалось, площади. «Мы готовы участвовать в следующем тендере. Конечно, цена в 33 тысячи рублей за 1 кв. м невысока и граничит с себестоимостью жилья, но у нас нет другого выхода. Цену выше никто не предложит, а средства на достройку необходимы сейчас», — пояснил господин Терентьев. Вице-президент «Нижегородстроя» Дмитрий Баранов сообщил, что пока не извещен о результатах тендера, но заверил, что компания предлагала «хорошие компактные квартиры, как раз для бюджетников». По словам господина Баранова, если предлагаемая региональными властями по госзаказу цена останется на уровне 33 тысячи рублей за 1 кв. м, компания больше не будет участвовать в тенедерах: «Сейчас стоимость металла, цемента снова стала расти».
Эксперты, комментируя антикризисный госзаказ региональных властей, говорят, что по рассчитанной федеральным центром цене выкупать недвижимость удастся только в области, так как себестоимость строительства в Нижнем Новгороде гораздо больше госрасценок и в среднем превышает 35 тысяч рублей за 1 кв. м без учета стоимости земли и коммуникаций. «Такой вариант хорош для тех, кому надо быстро пополнить оборотные средства, продав остаток нереализованного жилья. У нас себестоимость строительства с учетом затрат на земельный участок и коммуникации составляет 45 тысяч рублей, мы не можем продавать жилье себе в убыток», — говорит директор по маркетингу ООО «Жилстрой-НН» Ольга Сажина, добавляя, что разовые сделки по продаже ниже себестоимости также влекут за собой штрафные санкции со стороны налоговиков.
Итоги первого размещения госзаказа на жилую недвижимость правительство Нижегородской области подвело 26 января 2009 года. Всего за счет средств, полученных регионом из федерального фонда содействию реформирования ЖКХ, планировалось закупить 602 квартиры в достраиваемых многоквартирных домах Нижнего Новгорода, Кстова, Дзержинска и Арзамаса по максимальной цене в 36,6 тысячи рублей за 1 кв. м (определена Минрегионразвития России для Нижегородской области на четвертый квартал 2008 года).
«Сама идея госзаказа как один из способов поддержки отрасли хороша, но такой демпинг со стороны государственных или муниципальных заказчиков мне кажется неправильным. Нам говорят, что цены на стройматериалы падают, но ведь в домах с 70%-ной готовностью они покупались по старым ценам, да и падения цен на многие комплектующие — трубопроводы, кровли, радиаторы — не наблюдается», — добавляет глава группы «Кварц» Дмитрий Кузин.
В региональном правительстве также признают тот факт, что многие игроки строительного рынка из-за своей экономики не проявят интереса к госзаказу на таких ценовых условиях. Министр строительства Нижегородской области Владимир Челомин отмечал, что затраты на строительство в Нижнем Новгороде не позволят «серьезным крупным застройщикам» участвовать в подобных тендерах: «Какую-то часть жилья застройщик может продавать по себестоимости — лучше потерять в цене, например, для своевременной расплаты по кредиту. Но постоянно работать себе в убыток никто не будет».
По материалам r52.ru