В начале января GIPERNN.RU сообщил, что на двух станциях метро в Нижнем Новгороде построены крытые павильоны. Об этом нам официально рассказали в метрополитене. Но после публикации нижегородцы стали массово писать, что на самом деле до окончания работ еще далеко. Наши читатели прислали в редакцию кадры реальной ситуации на стройплощадках, а паблик «Ленинский Live» назвал «полной чушью» информацию от МП «Нижегородское метро».
Тогда корреспондент GIPERNN.RU отправился на место, чтобы разобраться, что в действительности происходит со строительством павильонов метро в заречной части города и почему кампания по замене навесов затянулась на четыре года.
Павильоны с угрозой для безопасности
История началась накануне празднования 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году. Тогда власти отправили под снос 11 павильонов метро, ссылаясь на решение суда. Так, без навесов остались сходы № 1 на станции «Парк культуры», № 1 на «Ленинской», № 1, № 2, № 4, № 6 на «Заречной», № 1, № 3, № 5 и № 7 на «Двигателе Революции» и № 4 на «Пролетарской».
Раньше в павильонах размещались магазины, офисы операторов связи и микрокредитных компаний. Между двумя сходами на «Двигателе революции» долгое время находился депутатский центр «Единой России». Станции метро пестрели рекламой и разнообразными вывесками, и правоохранительные органы увидели в этих постройках угрозу безопасности населения.
Но нижегородцы, ради которых власти решили освободить подземку от ларьков и духа 1990-х, неоднозначно восприняли снос. Кого-то опечалила утрата павильонов с мраморной отделкой, необычной формой крыш и окон. Все они относились к советскому модернизму 1960–1980-х годов.
«Незаконные надстройки» сносили летом. Было понятно, что на месте демонтированных навесов нужно строить новые, иначе зимой лестницы превратятся в ледяные горки. И лишь в конце года МП «Нижегородское метро» объявило торги для поиска подрядчиков.
Нижегородцы против «теплиц»
Проекты контрактов предполагали, что новые павильоны будут готовы уже к осени 2022 года. Но дело сразу не задалось: во-первых, на торги сначала никто не заявился, а во-вторых, нижегородцы и урбанисты раскритиковали эскизы будущих навесов.
Все 11 павильонов предлагалось строить в едином стиле. Кровлю собирались сделать из поликарбоната, а конструкции из алюминиевого профиля украсить остеклением. Но нижегородцы сравнили будущие навесы с теплицами, подозревая, что летом в них будет так же душно.
Этот стиль вызывает много нареканий со стороны профессионального сообщества. В нем применены самые спорные приемы в современной российской архитектуре: поликарбонат и штукатурка «короед». Входы обрамлены водосточными желобами и трубами на самых видных местах, — писали местные урбанисты.
По мнению горожан, «теплицы» испортили бы облик проспекта Ленина, а вот советские павильоны, напротив, удачно вписывались в окружение. Активисты призвали губернатора провести архитектурный конкурс для проектировщиков и поднять вопрос на уровень профессионального сообщества.
В январе 2022 года руководству метрополитена со второй попытки удалось найти подрядчиков и заключить с ними контракты. Правда, вскоре их пришлось расторгнуть: власти все же прислушались к жителям и провели конкурс на лучший эскиз павильонов. Жюри выбирало наиболее универсальную, практичную и лаконичную конструкцию — такую работу представил Дмитрий Пермяков.
Еще одна зима без павильонов
Теперь на основе выбранного эскиза требовалось разработать проектно-сметную документацию. Кроме устройства самих козырьков, она должна была включать ремонт лестничных сходов и установку нового оборудования. В этих целях было выделено 4,7 млн рублей. Проектированием занималась компания ООО «Проектгеопром»: когда с ней заключили договор, лето было уже на исходе.
На жалобы нижегородцев мэр Юрий Шалабаев отвечал, что строительство необязательно начинать в теплую погоду, но в сентябре стало понятно, что его придется отложить на 2023 год. Теперь монтировать павильоны решили постепенно. И хотя градоначальник обещал, что работы начнутся на «Заречной», первые торги объявили по трем другим станциям — «Двигатель Революции», «Ленинская» и «Парк культуры».
Победителем всех аукционов стало ООО «Стандарт». В марте МП «Нижегородское метро» заключило с компанией контракты стоимостью более 111 млн рублей — это почти в четыре раза больше той суммы (около 28,3 миллиона), которую собирались выделить на все 11 павильонов в конце 2021 года.
Работы на станциях «Ленинская» и «Парк культуры» должны были завершиться к августу. Сходы № 5 и № 7 на «Двигателе Революции» требовалось оборудовать навесами к ноябрю, а № 1 и № 3 — до конца июля. Однако подрядчик сорвал все сроки. В октябре готовность павильона у Парка культуры и отдыха Автозаводского района только преодолела отметку в 65%. В последние дни 2023 года «Нижегородское метро» отчиталось о достройке навесов на всех трех станциях.
СТАНДАРТные недочеты
На предприятии отмечали, что к подрядчику остался ряд замечаний, но они никак не повлияют на безопасность нижегородцев. К тому же компания должна была вскоре их устранить. В 2024 году руководство метрополитена собиралось провести торги по устройству навесов еще на двух станциях — «Заречной» и «Пролетарской».
Но реальная ситуация оказалась не такой радужной. Спустя год нам удалось выяснить, что из-за нарушений технологии на сходах к станциям «Парк культуры» и «Двигатель Революции» не работает система подогрева ступеней, и сейчас с подрядчиком идут судебные разбирательства. Кроме того, через два месяца после завершения работ нижегородцы заметили в павильонах отваливающуюся отделку.
В процессе приемки ремонтно-строительных работ были выявлены недостатки и нарушения, на которые было указано подрядчику. На сегодняшний день работы по устройству крытых павильонов у подрядчика не приняты, — прокомментировали в мэрии.
По данным сайта госзакупок, контракты по «Парку культуры» и «Ленинской» до сих пор находятся в стадии исполнения. А вот договор по «Двигателю Революции» был расторгнут: дело в том, что «Стандарт» построил павильоны только над сходами № 1 и № 3, а к 5-му и 7-му не приступал вообще.
В итоге в 2024 году МП «Нижегородское метро» объявило аукционы на устройство двух оставшихся навесов и еще одного — на «Пролетарской». Работы на станции «Заречной» вновь сдвинулись на неопределенный срок.
Навесы Шрёдингера
Контракты на строительство трех павильонов за 68,5 млн заключили с компанией «ААТ ГРУПП». По условиям договоров работы нужно было завершить к 20 декабря. В конце года, выясняя ситуацию с системой подогрева ступеней, мы попытались узнать в МП «Нижегородское метро» о готовности навесов, но вопрос остался без ответа. В начале января мы снова поинтересовались, как обстоят дела с новыми павильонами.
Наземные крытые павильоны построены над тремя сходами на станции метро «Пролетарская» и «Двигатель революции». В настоящее время создана комиссия по приемке выполненных работ по обустройству наземных крытых павильонов на этих станциях. В соответствии с условиями заключенного контракта срок приемки выполненных работ составляет 20 рабочих дней, в том числе для устранения возможных недостатков, — сообщили в МП «Нижегородское метро».
В то время как заказчик заявлял о начале приемки, не сообщая подробностей о выполненных работах, полуофициальный Telegram-канал «Метро НН | Вагон историй», посвященный нижегородской подземке, заявил, что новые павильоны были окончательно достроены 20 декабря 2024 года и уже активно используются. Правда, спустя несколько дней публикацию удалили.
При этом в паблике «Метро НН» опубликовали видео «новых» павильонов на станции «Двигатель Революции». (После выхода нашего расследования запись была удалена). Здесь придраться не к чему: на кадрах действительно козырьки над сходами № 1 и № 3. Только открылись они в декабре 2023 года.
В процессе строительства еще павильоны на станции «Пролетарская», — добавляют авторы публикации.
Что на самом деле происходит на стройплощадках?
Столкнувшись с волной читательского негодования после новостей о завершении строительства навесов, мы решили выехать на место и оценить ситуацию своими глазами. Первой точкой нашего рейда стала станция «Двигатель Революции» в Ленинском районе.
Как и предупреждали жители, стройплощадка оказалась обнесена забором, который со временем перекосился. За ним — лишь каркасы двух павильонов из металлических профилей. Местами металл покрылся ржавчиной. У павильона над сходом № 7 частично установили витражи, в остальном же к отделке подрядчик не приступал.
В момент нашего визита за забором два человека выполняли монтажные работы на лестнице. Но они отказались давать какие-либо комментарии и предложили «дождаться старшего».
Еще больше вопросов вызвала ситуация на станции «Пролетарской». Здесь сход в метро также огорожен забором, на котором по местной традиции появились рекламные баннеры. Тут же можно увидеть паспорт объекта. В нем указан срок окончания строительства — декабрь 2024 года.
Конструкции самого павильона обтянуты пленкой, но и сквозь нее видно, что подрядчик в сроки не уложился. Строительство навеса остановилось на той же стадии каркаса из профиля. Рабочих на стройплощадке не оказалось, но, как и на «Двигателе Революции», за ограждением можно увидеть сложенные стройматериалы. Поскольку забор буквально примыкает к соседнему ТЦ «Хилтон», посетителям кафе приходится обходить все здание.
Когда мы самостоятельно проверили готовность павильонов, представители МП «Нижегородское метро» наконец признали, что подрядчик нарушил условия контракта. Выяснилось, что смонтированы металлокаркасы и перекрытия кровель, продолжается отделка — облицовка плиткой снаружи и внутри навесов, монтаж системы подогрева ступеней, установка поручней… Подрядчик не уложился в срок, именно поэтому была создана комиссия по приемке.
По итогам работы комиссии будет зафиксирован перечень недоделок и в соответствии с условиями контрактов к подрядчику могут быть применены штрафные санкции, — добавили в МП «Нижегородское метро».
Заказчик заверил, что ежедневно контролирует ход работ. В свою очередь, городской департамент транспорта и дорожного хозяйства проведет проверку по нарушению контрактных сроков. Сами договоры действуют до 28 февраля.
Цена ожидания
Затянувшееся строительство павильонов не обходится без неудобств для жителей Ленинского района, для которых сходы к станциям метро — это еще и спуск в подземный переход через оживленный проспект Ленина. Нижегородцам приходится выбирать обходные пути, иногда — делать большой крюк, чтобы просто пересечь магистраль. На «Заречной», где навесов пока нет, в тоннелях гуляет ветер и на ступенях намерзает снег.
Результатом длительного ожидания должны стать удобные павильоны с лаконичным дизайном. Такие же, как те, что год назад появились на станциях «Ленинская», «Двигатель Революции» и «Парк культуры». На входах и лестницах смонтированы современное освещение и перила, стены отделаны плиткой под мрамор, обновлено покрытие пола. В местах, где проводились работы, появились подъемники для маломобильных граждан и тактильные указатели.
Цвета подобраны спокойные, приятные глазу, — комментируют в МП «Нижегородское метро».
Но у нижегородцев с самого начала вызывала сомнение необходимость менять павильоны. Почему нельзя было просто модернизировать старые навесы, избавив их от торговых точек? И почему организационные вопросы не были решены до сноса?
В итоге проблема, которую собирались закрыть в течение года, растянулась на несколько лет. Несостоявшиеся аукционы, неудачные эскизы, архитектурный конкурс, разработка проекта, затем — новые торги и подрядчики, которые не успевают уложиться в сроки… За это время стоимость работ выросла в несколько раз, а павильоны метро превратились в очередной долгострой. У жителей, как и у журналистов, много вопросов: может быть, поэтому МП «Нижегородское метро» отвечает на них с такой неохотой?
Сейчас план выполнен более чем наполовину: у четырех сходов павильоны готовы (хотя работы и не приняты), еще на трех — сооружены каркасы. Остаются четыре навеса на «Заречной», которую изначально собирались приводить в порядок первой. На днях в мэрии сообщили, что подрядчика планируется выбрать в текущем году. Ранее скорректированная сметная документация получила положительное заключение экспертизы. Остается надеяться, что 2025 год поставит точку в эпопее с павильонами метро в Нижнем Новгороде.