Top.Mail.Ru
Гипермаркет недвижимости
Нижнего Новгорода и области

Призрачные навесы. Что творится с павильонами метро в Нижнем Новгороде?

В начале января GIPERNN.RU сообщил, что на двух станциях метро в Нижнем Новгороде построены крытые павильоны. Об этом нам официально рассказали в метрополитене. Но после публикации нижегородцы стали массово писать, что на самом деле до окончания работ еще далеко. Наши читатели прислали в редакцию кадры реальной ситуации на стройплощадках, а паблик «Ленинский Live» назвал «полной чушью» информацию от МП «Нижегородское метро».

Фото: Ксения Ражева

Тогда корреспондент GIPERNN.RU отправился на место, чтобы разобраться, что в действительности происходит со строительством павильонов метро в заречной части города и почему кампания по замене навесов затянулась на четыре года.

Павильоны с угрозой для безопасности

История началась накануне празднования 800-летия Нижнего Новгорода в 2021 году. Тогда власти отправили под снос 11 павильонов метро, ссылаясь на решение суда. Так, без навесов остались сходы № 1 на станции «Парк культуры», № 1 на «Ленинской», № 1, № 2, № 4, № 6 на «Заречной», № 1, № 3, № 5 и № 7 на «Двигателе Революции» и № 4 на «Пролетарской».

Раньше в павильонах размещались магазины, офисы операторов связи и микрокредитных компаний. Между двумя сходами на «Двигателе революции» долгое время находился депутатский центр «Единой России». Станции метро пестрели рекламой и разнообразными вывесками, и правоохранительные органы увидели в этих постройках угрозу безопасности населения.

Фото: «Ленинский LIVE» / vk.com

Но нижегородцы, ради которых власти решили освободить подземку от ларьков и духа 1990-х, неоднозначно восприняли снос. Кого-то опечалила утрата павильонов с мраморной отделкой, необычной формой крыш и окон. Все они относились к советскому модернизму 1960–1980-х годов.

«Незаконные надстройки» сносили летом. Было понятно, что на месте демонтированных навесов нужно строить новые, иначе зимой лестницы превратятся в ледяные горки. И лишь в конце года МП «Нижегородское метро» объявило торги для поиска подрядчиков.

Нижегородцы против «теплиц»

Проекты контрактов предполагали, что новые павильоны будут готовы уже к осени 2022 года. Но дело сразу не задалось: во-первых, на торги сначала никто не заявился, а во-вторых, нижегородцы и урбанисты раскритиковали эскизы будущих навесов.

Все 11 павильонов предлагалось строить в едином стиле. Кровлю собирались сделать из поликарбоната, а конструкции из алюминиевого профиля украсить остеклением. Но нижегородцы сравнили будущие навесы с теплицами, подозревая, что летом в них будет так же душно.

Этот стиль вызывает много нареканий со стороны профессионального сообщества. В нем применены самые спорные приемы в современной российской архитектуре: поликарбонат и штукатурка «короед». Входы обрамлены водосточными желобами и трубами на самых видных местах, — писали местные урбанисты.

По мнению горожан, «теплицы» испортили бы облик проспекта Ленина, а вот советские павильоны, напротив, удачно вписывались в окружение. Активисты призвали губернатора провести архитектурный конкурс для проектировщиков и поднять вопрос на уровень профессионального сообщества.

В январе 2022 года руководству метрополитена со второй попытки удалось найти подрядчиков и заключить с ними контракты. Правда, вскоре их пришлось расторгнуть: власти все же прислушались к жителям и провели конкурс на лучший эскиз павильонов. Жюри выбирало наиболее универсальную, практичную и лаконичную конструкцию — такую работу представил Дмитрий Пермяков.

Источник: Дмитрий Пермяков / пресс-служба администрации Нижнего Новгорода

Еще одна зима без павильонов

Теперь на основе выбранного эскиза требовалось разработать проектно-сметную документацию. Кроме устройства самих козырьков, она должна была включать ремонт лестничных сходов и установку нового оборудования. В этих целях было выделено 4,7 млн рублей. Проектированием занималась компания ООО «Проектгеопром»: когда с ней заключили договор, лето было уже на исходе.

На жалобы нижегородцев мэр Юрий Шалабаев отвечал, что строительство необязательно начинать в теплую погоду, но в сентябре стало понятно, что его придется отложить на 2023 год. Теперь монтировать павильоны решили постепенно. И хотя градоначальник обещал, что работы начнутся на «Заречной», первые торги объявили по трем другим станциям — «Двигатель Революции», «Ленинская» и «Парк культуры».

Победителем всех аукционов стало ООО «Стандарт». В марте МП «Нижегородское метро» заключило с компанией контракты стоимостью более 111 млн рублей — это почти в четыре раза больше той суммы (около 28,3 миллиона), которую собирались выделить на все 11 павильонов в конце 2021 года.

Работы на станциях «Ленинская» и «Парк культуры» должны были завершиться к августу. Сходы № 5 и № 7 на «Двигателе Революции» требовалось оборудовать навесами к ноябрю, а № 1 и № 3 — до конца июля. Однако подрядчик сорвал все сроки. В октябре готовность павильона у Парка культуры и отдыха Автозаводского района только преодолела отметку в 65%. В последние дни 2023 года «Нижегородское метро» отчиталось о достройке навесов на всех трех станциях.

СТАНДАРТные недочеты

На предприятии отмечали, что к подрядчику остался ряд замечаний, но они никак не повлияют на безопасность нижегородцев. К тому же компания должна была вскоре их устранить. В 2024 году руководство метрополитена собиралось провести торги по устройству навесов еще на двух станциях — «Заречной» и «Пролетарской».

Но реальная ситуация оказалась не такой радужной. Спустя год нам удалось выяснить, что из-за нарушений технологии на сходах к станциям «Парк культуры» и «Двигатель Революции» не работает система подогрева ступеней, и сейчас с подрядчиком идут судебные разбирательства. Кроме того, через два месяца после завершения работ нижегородцы заметили в павильонах отваливающуюся отделку.

В процессе приемки ремонтно-строительных работ были выявлены недостатки и нарушения, на которые было указано подрядчику. На сегодняшний день работы по устройству крытых павильонов у подрядчика не приняты, — прокомментировали в мэрии.

Сход № 1 на станции «Двигатель Революции». Фото: Ксения Ражева

По данным сайта госзакупок, контракты по «Парку культуры» и «Ленинской» до сих пор находятся в стадии исполнения. А вот договор по «Двигателю Революции» был расторгнут: дело в том, что «Стандарт» построил павильоны только над сходами № 1 и № 3, а к 5-му и 7-му не приступал вообще.

В итоге в 2024 году МП «Нижегородское метро» объявило аукционы на устройство двух оставшихся навесов и еще одного — на «Пролетарской». Работы на станции «Заречной» вновь сдвинулись на неопределенный срок.

Навесы Шрёдингера

Контракты на строительство трех павильонов за 68,5 млн заключили с компанией «ААТ ГРУПП». По условиям договоров работы нужно было завершить к 20 декабря. В конце года, выясняя ситуацию с системой подогрева ступеней, мы попытались узнать в МП «Нижегородское метро» о готовности навесов, но вопрос остался без ответа. В начале января мы снова поинтересовались, как обстоят дела с новыми павильонами.

Наземные крытые павильоны построены над тремя сходами на станции метро «Пролетарская» и «Двигатель революции». В настоящее время создана комиссия по приемке выполненных работ по обустройству наземных крытых павильонов на этих станциях. В соответствии с условиями заключенного контракта срок приемки выполненных работ составляет 20 рабочих дней, в том числе для устранения возможных недостатков, — сообщили в МП «Нижегородское метро».

В то время как заказчик заявлял о начале приемки, не сообщая подробностей о выполненных работах, полуофициальный Telegram-канал «Метро НН | Вагон историй», посвященный нижегородской подземке, заявил, что новые павильоны были окончательно достроены 20 декабря 2024 года и уже активно используются. Правда, спустя несколько дней публикацию удалили.

Скриншот публикации «Метро НН | Вагон историй» / Telegram 

При этом в паблике «Метро НН» опубликовали видео «новых» павильонов на станции «Двигатель Революции». (После выхода нашего расследования запись была удалена). Здесь придраться не к чему: на кадрах действительно козырьки над сходами № 1 и № 3. Только открылись они в декабре 2023 года.

В процессе строительства еще павильоны на станции «Пролетарская», — добавляют авторы публикации.

 

Что на самом деле происходит на стройплощадках?

Столкнувшись с волной читательского негодования после новостей о завершении строительства навесов, мы решили выехать на место и оценить ситуацию своими глазами. Первой точкой нашего рейда стала станция «Двигатель Революции» в Ленинском районе.

Как и предупреждали жители, стройплощадка оказалась обнесена забором, который со временем перекосился. За ним — лишь каркасы двух павильонов из металлических профилей. Местами металл покрылся ржавчиной. У павильона над сходом № 7 частично установили витражи, в остальном же к отделке подрядчик не приступал.

В момент нашего визита за забором два человека выполняли монтажные работы на лестнице. Но они отказались давать какие-либо комментарии и предложили «дождаться старшего».

Еще больше вопросов вызвала ситуация на станции «Пролетарской». Здесь сход в метро также огорожен забором, на котором по местной традиции появились рекламные баннеры. Тут же можно увидеть паспорт объекта. В нем указан срок окончания строительства — декабрь 2024 года.

Конструкции самого павильона обтянуты пленкой, но и сквозь нее видно, что подрядчик в сроки не уложился. Строительство навеса остановилось на той же стадии каркаса из профиля. Рабочих на стройплощадке не оказалось, но, как и на «Двигателе Революции», за ограждением можно увидеть сложенные стройматериалы. Поскольку забор буквально примыкает к соседнему ТЦ «Хилтон», посетителям кафе приходится обходить все здание.

Когда мы самостоятельно проверили готовность павильонов, представители МП «Нижегородское метро» наконец признали, что подрядчик нарушил условия контракта. Выяснилось, что смонтированы металлокаркасы и перекрытия кровель, продолжается отделка — облицовка плиткой снаружи и внутри навесов, монтаж системы подогрева ступеней, установка поручней… Подрядчик не уложился в срок, именно поэтому была создана комиссия по приемке.

По итогам работы комиссии будет зафиксирован перечень недоделок и в соответствии с условиями контрактов к подрядчику могут быть применены штрафные санкции, — добавили в МП «Нижегородское метро».

Заказчик заверил, что ежедневно контролирует ход работ. В свою очередь, городской департамент транспорта и дорожного хозяйства проведет проверку по нарушению контрактных сроков. Сами договоры действуют до 28 февраля.

Цена ожидания

Затянувшееся строительство павильонов не обходится без неудобств для жителей Ленинского района, для которых сходы к станциям метро — это еще и спуск в подземный переход через оживленный проспект Ленина. Нижегородцам приходится выбирать обходные пути, иногда — делать большой крюк, чтобы просто пересечь магистраль. На «Заречной», где навесов пока нет, в тоннелях гуляет ветер и на ступенях намерзает снег.

Результатом длительного ожидания должны стать удобные павильоны с лаконичным дизайном. Такие же, как те, что год назад появились на станциях «Ленинская», «Двигатель Революции» и «Парк культуры». На входах и лестницах смонтированы современное освещение и перила, стены отделаны плиткой под мрамор, обновлено покрытие пола. В местах, где проводились работы, появились подъемники для маломобильных граждан и тактильные указатели.

Цвета подобраны спокойные, приятные глазу, — комментируют в МП «Нижегородское метро».

Но у нижегородцев с самого начала вызывала сомнение необходимость менять павильоны. Почему нельзя было просто модернизировать старые навесы, избавив их от торговых точек? И почему организационные вопросы не были решены до сноса?

В итоге проблема, которую собирались закрыть в течение года, растянулась на несколько лет. Несостоявшиеся аукционы, неудачные эскизы, архитектурный конкурс, разработка проекта, затем — новые торги и подрядчики, которые не успевают уложиться в сроки… За это время стоимость работ выросла в несколько раз, а павильоны метро превратились в очередной долгострой. У жителей, как и у журналистов, много вопросов: может быть, поэтому МП «Нижегородское метро» отвечает на них с такой неохотой?

Сейчас план выполнен более чем наполовину: у четырех сходов павильоны готовы (хотя работы и не приняты), еще на трех — сооружены каркасы. Остаются четыре навеса на «Заречной», которую изначально собирались приводить в порядок первой. На днях в мэрии сообщили, что подрядчика планируется выбрать в текущем году. Ранее скорректированная сметная документация получила положительное заключение экспертизы. Остается надеяться, что 2025 год поставит точку в эпопее с павильонами метро в Нижнем Новгороде.

Продажа производственных площадей 14 730 кв.м
Квартиры комфорт-класса у станции Варя
Продажа производственного здания 14 000 кв.м

Все самое интересное читайте у нас в Telegram и ВКонтакте.

Ошибка в тексте Ctrl + Enter

Поделиться и оценить

Теги

Подпишитесь на нашу рассылку
Производственные площади
Продажа производственного здания
Продажа участка 43 га под коттеджный поселок

Читать ещё

Развитие региона Секрет необычного запаха на станциях метро раскрыли в Нижнем Новгороде
В подземке пахнет креозотом — веществом, которое наносят на деревянные шпалы для их защиты от гниения.
Бизнес и инвестиции Инвестора ищут для перезагрузки дома старинного рода Рязановых в Городце
В ближайшее время здание, признанное объектом культурного наследия, планируется выставить на торги.

Комментарии

Комментарий будет опубликован после проверки модератором.
Спасибо за Ваше мнение!
Нижегородец
1 февраля 2025 в 22:20
Всё, за что берëтся этот мер, отдаёт полной некомпетентностью на всех этапах. От выбора подрядчика и проектов, до сроков выполнения и качества работ. Один пандус-аттракцион на Гордеевке чего стоит 😆 Неужели это незаметно для его руководства?! У него же должны быть руководители непосредственные 🙃 Или же он устраивает всех?! Судя по тому, что он продолжает чудить, видимо, вполне!
Евгений
25 января 2025 в 00:27
Новые павильоны абсолютно ужасны, от изначального проекта ничего не осталось. Всё кривое и косое. Почему нельзя нанять нормальных проектировщиков и строителей? Была отличная возможность построить в городе что-то выдающееся, в итоге получили очередной колхоз.
Житель Автозаводского района
24 января 2025 в 22:39
Столько лет решать такую простую задачу - просто выкачивание денег из бюджета. К ответственности уголовной надо таких горе-подрядчиков. У нас вон 3 дня назад расклеили у входа в лифт памятки для жителей на случай чрезвычайных ситуаций, среди которых воздушная тревога. И в качестве мер безопасности указано - спусться в метро, в подземные пешеходные переходы, и если вы в дороге, то тоже найти вход в метро/подземный переход. А если последние закрыты на ремонт , то встает вопрос - куда тогда бежать, где в случае чего прятаться? Ужасно что у подрядчиков только интерес заработать. В наши дни надо думать более масштабно, о помощи всем жителям, а ни только отдельной фирме и ее сотрудникам.
Житель ленинского района
23 января 2025 в 11:44
2021г-благоустройство территории м. Заречная, гостиница Заречная. Сделано прекрасно. 2021-2022 ремонт выхода из метро Заречная к памятнику Комарова. Прекрасный мрамор со ступеней увезли в неизвестном направлении. Положили бетонные плиты. Правда сделали навес и закрыли вход. 2023 - прячут кабели под землю вдоль проспекта Ленина. Раскопали часть дороги повредили зелёные наслаждения. Вид пространства потерялся. Если опять начнут переделывать павильон над метро, то естественно произойдёт очередное разрушение брусчатки, части зелёных насаждений и т. д. Вопрос-а почему нельзя все, что касается определённой территории продумывать сразу, в комплексе. Ну есть же КРТ в жилищном строительстве. А пространство чем хуже?
Максим
22 января 2025 в 14:48
Молодцы, gipernn, исправились

Последние новости

Оцените стоимость своей квартиры бесплатно

Найди свой дом

из 9 191 дома Нижнего Новгорода
Фотографии домов
Планировки квартир
Цены на квартиры
Найти

Первая полоса